Антидемпинговое регулирование в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:57, реферат

Описание

В Женеве 16 декабря был подписан протокол о присоединении России к Всемирной торговой организации, в связи с этим особый интерес вызывает законодательство, непосредственно связанное с положениями соглашений ГАТТ/ВТО. Антидемпинговое законодательство относится к такой категории. Оно касается одной из наиболее часто применяемых мер правового регулирования внешней торговли в странах, участвующих в ВТО.

Работа состоит из  1 файл

Антидемпинговое регулирование в ВТО.doc

— 49.00 Кб (Скачать документ)


Выполнил студент ИЭУиФ гр. ЭТ-51 Иванов Михаил

Антидемпинговое регулирование в ВТО.

В Женеве 16 декабря был подписан протокол о присоединении России к Всемирной торговой организации, в связи с этим особый интерес вызывает законодательство, непосредственно связанное с положениями соглашений ГАТТ/ВТО. Антидемпинговое законодательство относится к такой категории. Оно касается одной из наиболее часто применяемых мер правового регулирования внешней торговли в странах, участвующих в ВТО.

Согласно статье 6 ГАТТ, демпингом является распространение товаров одной страны на рынке другой по цене ниже их нормальной стоимости. Сравнение экспортных и внутренних цен - основной критерий выявления демпинга.

В экономической науке под демпингом понимается метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

Современное законодательство развитых стран различает два основных типа демпинга:

                    Ценовой демпинг — продажа на экспортном рынке товара по цене, которая ниже его цены на национальном рынке;

                    Стоимостный демпинг — продажа товара на экспортном рынке по цене, которая ниже его стоимости. [1]

В коммерческой практике демпинг может иметь одну из следующих форм:

1.              Спорадический демпинг — эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам.

2.              Преднамеренный демпинг — временное умышленное снижение экспортных цен целью которого является вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен.

3.              Постоянный демпинг — постоянный экспорт товаров по цене ниже их себестоимости.

4.              Обратный демпинг — завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке.

  1. Взаимный демпинг — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам.[2] В целях защиты от демпинга применяются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры в виде соответствующих пошлин, применяемых сверх ставок таможенных пошлин, или количественных ограничений или обязательств.

В соглашениях с целью противодействия демпингу предусмотрено право стран-импортеров действовать вопреки принципам ГАТТ об увязывании тарифов и недопущении дискриминации торговых партнеров, поэтому, как правило, антидемпинговые меры заключаются в повышении импортных пошлин на те товары страны-экспортера, которые ввозятся по демпинговым ценам, с тем чтобы свести цену импортного товара до "нормального уровня" и предотвратить ущерб национальным компаниям страны-импортера.

Расчет демпингового компонента того или иного товара возможен различными способами. Соглашение о субсидиях и контрмерах по субсидиям сужает их количество и предусматривает три метода расчета "нормальной цены". Основной способ связан с учетом цены на данный товар на внутреннем рынке страны-экспортера. В случае невозможности определения внутренней цены на товар можно воспользоваться двумя другими методами: на основе цены на товар, определяемой экспортером в третьей стране или с использованием сочетания производственных издержек экспортера, его прочих затрат и средних (обычных для данного экспортера) норм прибыли. Соглашение также предусматривает методические указания для расчетов допустимого соотношения между экспортной и "обычной" ценой.

Однако расчет демпингового компонента не является достаточным, так как антидемпинговые меры могут быть предприняты только в том случае, если промышленности страны-импортера был нанесен ущерб в результате демпинговой деятельности.

Для принятия антидемпинговых мер необходимо проведение детального расследования в соответствии с конкретными правилами. Расследование должно включать все факторы, влияющие на состояние соответствующей отрасли промышленности страны-импортера. Если в результате расследования подтверждается то, что демпинговая практика имеет место и что в результате ее наносится ущерб национальной промышленности, компания-экспортер будет вынуждена повысить цены на свою продукцию до взаимно согласованного уровня и тем самым избежать антидемпинговых импортных пошлин.

Правила, которые действуют в настоящее время были приняты на "уругвайском" раунде (1986-1994 гг.) и являются результатом пересмотра кодекса об антидемпинговых мерах, принятого во время "токийского" раунда (1973-1979 гг.). Однако не все государства-члены ГАТТ подписали "токийский" кодекс. Правила, принятые на "уругвайском" раунде, являются составной частью соглашения ВТО и распространяются на все государства-члены.

В антидемпинговом соглашении ВТО содержатся следующие компоненты:

                   более подробная методика расчета демпингового компонента;

                   более подробный порядок возбуждения и проведения антидемпинговых расследований;

                   правила применения и продолжительность применения антидемпинговых мер;

                   нормы работы арбитражных экспертных групп для использования при разрешении споров в антидемпинговой практике.

Также соглашением предусмотрено подробное описание процедуры возбуждения дел по случаям демпинговой практики, порядка проведения расследований и условий, необходимых для предоставления показаний всеми заинтересованными сторонами. Срок действия антидемпинговых мер, как правило, составляет пять лет с даты наложения санкций, если дополнительное расследование не подтвердит, что снятие санкций приведет к ущербу.

Антидемпинговые расследование подлежит прекращению в случае, если органы, ведущие расследование, сочтут, что демпинговый компонент незначителен (то есть ниже 2 % экспортной цены продукта). Также, расследование следует прекратить, если объем импортируемой продукции по демпинговым ценам незначителен (в случае, если объем импорта в данную страну составляет менее 3 % от общего объема импорта этого вида продукции, однако расследование продолжается в случае, если несколько стран, в каждой из которых объем импорта составляет менее 3 %, в совокупности импортируют 7 % или более от общего объема импорта данного вида продукции).

Соглашением предусмотрена обязанность государств-членов безотлагательно и подробно информировать Комитет по антидемпинговой политике о текущих и завершенных мероприятиях, направленных на предотвращение и борьбу с демпингом; два раза в год представлять отчеты об антидемпинговых расследованиях.

В случае возникновения разногласий государства-члены могут проводить между собой консультации, а при необходимости воспользоваться процедурой ВТО по урегулированию споров. [3]

Механизм установления антидемпинговых пошлин применяемый членами Всемирной торговой организации является достаточно сложным и сопряжен со значительными финансовыми и временными затратами. Но эти меры являются достаточно эффективными и получили широкое применение. Это объясняется тем, что демпинг как разновидность недобросовестной конкуренции способен нанести серьезный ущерб как производителям соответствующих товаров в стране импорта и добросовестным экспортером аналогичных товаров из других стран.

  1. Кудров В.М. Мировая экономика.М.:Юстицинформ,2009.- 512 с.

2.      Нечаева О. Мировая экономика: Учебное пособие Смоленск.:Русичь, 2008. — 84 с.

  1. Соглашения ВТО по применению статьи VI ГАТТ 1994


Информация о работе Антидемпинговое регулирование в ВТО