Специальные конструкции. Эстакады

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 18:48, реферат

Описание

Эстака́да (фр. estacade) — протяжённое инженерное сооружение, состоящее из ряда однотипных опор и пролётов, предназначенное для размещения дороги выше уровня земли с целью обхода занятых земель (чаще всего в городах) или транспортных потоков. В зависимости от назначения, материала и местных условий применяют балочные, подкосные, рамные, арочные или иные конструкции эстакад. Эстакады зачастую используют в качестве эстакадного подъезда к пролёту моста, а иногда для отделения автомагистрали от городской инфраструктуры (зачастую в метро).

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 435.23 Кб (Скачать документ)

Общие сведения

 

Эстака́да (фр. estacade) — протяжённое инженерное сооружение, состоящее из ряда однотипных опор и пролётов, предназначенное для размещения дороги выше уровня земли с целью обхода занятых земель (чаще всего в городах) или транспортных потоков. В зависимости от назначения, материала и местных условий применяют балочные, подкосные, рамные, арочные или иные конструкции эстакад. Эстакады зачастую используют в качестве эстакадного подъезда к пролёту моста, а иногда для отделения автомагистрали от городской инфраструктуры (зачастую в метро).

Эстакады  часто являются элементами других транспортных сооружений: пандуса, речных мостов, многоуровневых подъездных путей. Используются также как специальное вспомогательное приспособление, помост на сваях. Изначально использовались как сооружения, позволявшие существенно облегчить процесс погрузки-выгрузки груза на судах. Сооружения, которые одновременно пересекают несколько препятствий - так же называют эстакадами. К таковым относятся сооружения, в которых совмещены путепровод и мост. Например, эстакада, которая пересекает реку, железную и автомобильную дороги.

Возведение эстакад целесообразно  при пересечении автодорогой  большого кол-ва ж.-д. станционных путей, городских улиц или небольших  рек. Так, в 1947 в Ростове- на-Дону был  построен городской путепровод, пересекающий две городские улицы, гл. и станционные  пути на станции Ростов и приток Дона — р. Темерник. Основная часть часть этого путепровода представляет собой железобетонную рамно-стоечную эстакаду. высотой 15 м. с пролетами по 20 м. Также в виде железобетонной стоечной эстакады построен Краснопресненский путепровод в Москве и многие другие путепроводы над железными и городскими дорогами в Советском Союзе и зарубежных странах. Устройство земляных насыпей на улицах и площадях в городе весьма неудобно, так как затесняет территорию и разделяет ее на части. Поэтому во многих случаях эстакады заменяют собой насыпи в подходных береговых или пойменных частях крупных мостов. Таковы железобетонные береговые эстакады с балочными пролетами двухъярусного моста через р. Днепр в Кременчуге, левобережная эстакада двухъярусного моста метрополитена в Лужниках (Москва).

Широко распространены надземные  городские внеуличные железные дороги — метрополитены на эстакаде (напр., в Берлине, Нью-Йорке). Это крупные  сооружения большой протяженности. Быстрый рост автомобильного транспорта в современных городах, прокладка городских скоростных дорог и дорог непрерывного движения с пересечением в разных уровнях вызвали необходимость строительства эстакад значительной протяженности также и для автомобильного движения (эстакадной в системе мостов Триборо и надземной автострады Риверсайд в Нью-Йорке, эстакада вдоль бульваров и через площади Изе и Сенктелет в Брюсселе, эстакада на Садовом кольце над Ульяновской улицей и на Крымской площади в Москве и др.).

Пешеходные эстакады часто  применяются как переходные мостики  над станционными железнодорожными путями или для прохода на пассажирские платформы (см. Переход).

В промышленности также широко применяют различные эстакады, например под трубопроводы; такие эстакады бывают одноярусные и двухъярусные, состоящие из специальных пролетных строений, промежуточных и анкерных опор. Значительный экономический эффект дает применяемое на химических заводах совмещение с эстакадами опор для токопроводов.

Эстакады широко используются для механизации погрузочно-разгрузочных работ на заводах, при строительстве метрополитенов, на железнодорожных станциях и в портах (напр., для погрузки сыпучих материалов в вагоны и автомашины непосредственным ссыпанием из вагонеток, подаваемых по эстакаде, или с транспортеров и бункеров, смонтированных на эстакадах). Эстакады, сооружаемые на железной дороге (скиповая, лифтовая, с канатной тягой вагонеток, с транспортером или конвейером, портальная передвижная и др.), дают возможность погружать от 30 до 120 га в час твердого топлива.

Железнодорожные пути, уложенные по эстакаде, в портах служат для перегрузки грузов на суда из железнодорожных вагонов. Разгрузочные железнодорожные эстакады предназначаются также для разгрузки сыпучих материалов из железнодорожных вагонов непосредственно на землю. Такие эстакады выполняются из сборного железобетона. При высоте эстакады 1,8 и 3 м. их делают плитной конструкции с засыпкой пространства между плитами утрамбованным дренирующим грунтом. При высоте 6 и 9 м. применяют балочную конструкцию. Эстакады используются также в системах топливоподачи тепловых электростанций.

Эстакады широко распространены в гидротехническом строительстве и применяются при сооружении причалов, пирсов и дамб. В современном строительстве крупных гидроузлов (Куйбышевской ГЭС, Братской ГЭС и др.) эстакады представляют собой сооружения (обычно стальные) в несколько десятков метров высотой, которые служат для подвоза бетона, арматуры, опалубки. По ним же передвигаются подъемные краны для подачи материалов и изделий в строящееся гидротехническое сооружение.

 

Требования к  эстакадам

 

Производственно-эксплуатационные, расчетно-конструктивные, экономические  и архитектурно-планировочные требования к эстакадам, путепроводам и сложным  транспортным пересечениям такие же, как и для городских мостов. Помимо них, должны быть

удовлетворены дополнительные требования, специфичные для каждого  вида сооружений.

Дополнительные требования, предъявляемые к эстакадам, сводятся в основном к следующему:

1. Для эстакад, расположенных  на пересечении улиц, длины пролетов  определяют шириной улиц в пределах только некоторой части их длины. Рациональную длину пролетов на остальной части эстакад, а также для сооружений, находящихся в других условиях, определяют из условий их наименьшей стоимости с учетом архитектурных требований.

2. Строительная высота  пролетных строений должна определяться  архитектурно-планировочными и конструктивно-технологическими  требованиями.

3. Опоры эстакад должны  быть легкими, в наименьшей  степени стеснять подэстакадное пространство, гармонировать с окружающей застройкой. Высоким требованиям улучшающая эстетичный внешний вид сооружения.

4. Расположение опор эстакад  и выбор типа фундаментов должны  быть согласованы с размещением существующих городских подземных сетей и по возможности с уменьшением работ по их прокладке.

5. На эстакадах должны  удовлетворяться повышенные требования  безопасности движения, так как  аварии на них приводят к  более тяжелым последствиям, чем  на мостах. Покрытие проезжей  части на эстакадах должно  обеспечивать надежное сцепление  с колесами транспортных средств в течение всего срока эксплуатации. По краям проезжей части должны быть предусмотрены ограждения, предохраняющие автомобили от наезда на тротуары и падения с эстакад.

6. Эстакады должны в  наименьшей степени способствовать  загрязнению окружающей среды. Расположение эстакад в городской застройке должно быть таким, чтобы не нарушались нормы уровня шума и загазованности у ближайших к эстакадам зданий и на прилегающей территории. Освещение эстакад не должно мешать жителям вблизи расположенных зданий.

7. Водоотвод на эстакадах  в отдельных случаях следует  подключать к городской сточной канализации.

Разветвленные городские  эстакады и сложные транспортные пересечения, помимо отмеченных выше, должны удовлетворять следующим  дополнительным требованиям:

1. Планировка пересечений,  число ярусов, радиусы поворотов  и длина подходов должны быть увязаны в комплексе с окружающей застройкой и с учетом стоимости городской территории, отводимой под пересечение;

2. Форма транспортного  пересечения должна определяться  в основном направлением и интенсивностью пересекающихся транспортных потоков и видом их соединения.

Вертикальную планировку эстакад выполняют в соответствии с действующими нормами. Продольные уклоны не должны превышать 40‰. Свободная  высота под эстакадами должна быть не менее 5 м.. Для прохода пешеходов под эстакадами в местах сопряжения пролетных строений с насыпями подходов следует обеспечивать свободную высоту под эстакадами, равную не менее 2,5 м.. Минимальные радиусы горизонтальных кривых городских эстакад составляют около 100 м.. В стесненных условиях на съездах и ответвлениях эти радиусы могут быть уменьшены до 20—30 м.

Проектирование городского моста, эстакады или путепровода  начинается с технико-экономического обоснования необходимости строительства сооружения. В мостах эта необходимость определяется потребностью пропуска движения через реку и экономическими потерями при отсутствии сооружения. В городских эстакадах, путепроводах или многоярусных транспортных пересечениях технико-экономическое обоснование основано на необходимости исключить потери от простоя транспорта на перекрестках, перерасход топливо-смазочных материалов, дополнительный износ резины и дорожной одежды на участках торможения, потери времени пассажиров, затраты на устройство и содержание оборудования для регулирования движения и др.

Строительство пересечения  в разных уровнях считается целесообразным, если срок его окупаемости не превышает 10 лет. После выявления необходимости строительства сооружения составляют его рабочий проект, являющийся первой стадией проектирования, на которой определяют такие данные, как ширина несущей конструкции, ее пролеты, вид материала, и тип конструкции, методы организации строительства, его трудоемкость и сметную стоимость. На этой же стадии решаются общие вопросы по планировке сооружения.

Важнейшим компонентом рабочего проекта является вариантное проектирование, обеспечивающее сравнение вариантов сооружения по расходу материалов, стоимости и трудоемкости их возведения. При выборе вариантов городских транспортных сооружений необходим учет условий их планировки и связи с прилегающими улицами и существую-щей застройкой. После выбора планировочного решения определяют рациональные пролеты несущей конструкции и приближенную стоимость вариантов. Следует заметить, что принятое планировочное решение часто оказывает существенное влияние на выбор типа несущей конструкции.

Для получения по вариантам  расходов материалов и стоимости  обычно используют укрупненные показатели расходов на единицу объема или веса, а также единичные расценки в соответствии с действующими нормативными документами. Расход материалов в пролетных строениях зависит от статической схемы несущей конструкции, длины пролетов и может изменяться в достаточно широких пределах.

 

Методы возведения сборных пролетных строений

 

Широкое распространение  в современном отечественном  строительстве находят эстакады из сборного железобетона. Методы возведения сборных эстакад направлены на сокращение трудовых затрат на монтаже, круглосезонное ведение работ с использованием блоков максимальной заводской готовности.

Конструкция сборных железобетонных эстакад и их армирование зависят  от принятого способа строительства.

Пролетные строения железобетонных эстакад можно монтировать из сборных цельно-пролетных балок, устанавливаемых на возведенные ранее капитальные или временные опоры. При этом в зависимости от грузоподъемности кранового оборудования сборным блоком может быть одна балка, несколько соединенных в поперечном направлении балок или даже целое разрезное пролетное строение. Такой способ монтажа применяют чаще всего в эстакадах балочно-разрезной или балочно-неразрезной системы, образуемых объединением над опорами разрезных балок (рис. 1,а).

Монтаж осуществляется различными механизмами в зависимости от местных условий.

Если позволяет грузоподъемность, то монтаж ведут стреловыми кранами  на пневмоколесном или гусеничном ходу (рис. 1, а). Установку в пролет цельно-пролетных балок возможно производить портальными кранами, перемещающимися по специальным путям вдоль эстакады на поверхности земли (рис. 1, б). При большой длине и высоте эстакады или невозможности устройства портальных кранов применяют шлюзовые краны, передвигающиеся по готовой части эстакады и монтирующие балки перед собой (рис. 1, в). Если эстакады проходят над водой, то балки можно доставлять к месту монтажа на плаву. Сборные элементы длиной более 30 м менее удобны при транспортировании, и поэтому их членят по длине на короткие блоки. На строительной площадке затем ведут укрупнительную сборку, после чего собранные балки устанавливают в проектное положение кранами. Пролетные строения эстакад неразрезной или рамной системы с пролетами более 30-40 м монтируют из коротких блоков, непосредственно устанавливаемых в пролет. Простейший способ такой сборки — укладка блоков на сплошных подмостях с последующим их объединением путем омоноличивания стыков и натяжения продольной арматуры (рис. 1, г). Такой способ, однако, требует возведения большого количества подмостей и ведет к загромождению подэстакадного пространства.

Достоинство способа состоит  в возможности одновременного включения  в работу всего сооружения по статической схеме, соответствующей его работе в процессе эксплуатации. Перемещающиеся подмости применяют при большом диапазоне пролетов C0-84 и даже 105 м. Более экономичным следует считать устройство подмостей только в одном

пролете. После монтажа  пролетного строения в этом пролете  подмости разбирают и перемещают в следующий пролет.

Усовершенствованной разновидностью этого способа строительства  является метод попролетной сборки. Подмости представляют собой в этом случае специальный агрегат, который перемещается из пролета в пролет, опираясь на опоры эстакады и собранную часть конструкции (рис. 1, д). Здесь конструкция пролетного строения должна быть такой, чтобы обеспечивалось беспрепятственное перемещение подмостей в очередной пролет. Оба последних способа монтажа включают сооружение в работу постепенно по одному пролету, что влияет на окончательное распределение усилий в пролетных строениях. Продольную надвижку железобетонных пролетных строений применяют при пролетах 40-60 м. По этому методу пролетное строение собирают из отдельных коротких блоков и выдвигают в проектное положение системой лебедок или толкающими домкратными установками без использования или с использованием временных промежуточных опор (рис. 1, а, б). Этот способ применим для балочно-неразрезных пролетных строений с постоянной высотой. Сборка на подходах пролетных строений на всю длину требует достаточно протяженной строительной площадки, что в условиях города не всегда выполнимо.

Информация о работе Специальные конструкции. Эстакады