Происхождение и расселение, быт и верования восточных славян Vl и Vll веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 12:08, реферат

Описание

Историческая литература предоставляет нам два взгляда на начало нашей истории. Первый изложен членом русской Академии наук Шлецером на немецком языке. Издан в начале прошлого века. Взгляда Шлецера придерживались Карамзин, Погодин, Соловьев. По Шлецеру, до половины IXX века, т.е. до прихода варягов, на обширном пространстве восточноевропейской равнины, от Новгорода до Киева по Днепру, направо и налево все было дико и пусто. Люди здесь жили без какого – либо правления. Это были бедные, разбросанные друг от друга дикари, славяне и финны. Начатки гражданственности занесены варягами из Скандинавии около половины IXX века, поэтому историю по Шлецеру нужно начинать с этого момента.

Работа состоит из  1 файл

реферат по истории.doc

— 92.00 Кб (Скачать документ)

 По  византийским известиям VI и начала VII веков,  во время пребывания славян на Карпатах,  среди них господствовали первобытные родовые отношения.  Во главе славян были многочисленные царьки и князьки, т.е. родовые старейшины, и имели обычай собираться на совещаниях об общих делах (родовые сходы и племенные веча).  Византийские источники указывают также на постоянные междуусобицы, явный признак жизни мелких разобщенных родов.

    В связи с продолжительными  набегами карпатских славян на  восточную империю возник родовой  союз во главе с дулебами.  Плохо представляется механизм  существования его среди родовой  и племенной розни.  Военный  союз действовал параллельно  со сложными родовыми отношениями, не затрагивая их основ.  Это были ополчения боевых людей выделявшихся из разных родов, племен на время похода.  С нашествием аваров прекратились набеги на Византию, началось расселение, и существование союза было уже невозможным.

    В эпоху расселения наличие родового союза подтверждает Повесть временных лет: «живяху каждо со своим родом и на своих местах, владеющее каждо родом своим», т.е. родственники жили поселками, не смешиваясь с чужеродцами.  Ход расселения разбивал такое общежитие.

    Иорнанд, описывая местность к  востоку от Днепра, по Днепру  и Дону, говорит, что это весьма  обширная страна, покрытая лесами  и непроходимыми болотами.  Славяне  занимались ловлей пушных зверей, лесным пчеловодством и хлебопашством.  Пространства для промыслов были ограничены лесами и болотами.  На таких островках поселенцы ставили свои одинокие дворы, окапывали их, чистили пространства для полей, ставили в лесу борти и ловища.  Селения называли городища, обыкновенно округлые или угловатые, очерченные валом, расположенные на расстоянии 4-8 верст друг от друга.

    Власть рядового старейшины, нераздельность  родового имущества – вот на  чем держится родовой союз.  Власть старейшин не могла  распространиться на разбросанные  по лесам родственные дворы,  его место занимал домовладыка, глава семейства, двора.  В условиях таких расстояний, характера лесного и земледельческого хозяйства невозможно было существование нераздельного родового имущества.  Появилось частное семейное имущество.

    Родичи могли помнить свое  родство, хранить обычаи, но обязательная юридическая родовая связь между родичами расстраивалась все больше.  К примеру, исчез родовой порядок наследования. 

   Русский двор – это сложная  система частного гражданского  общежития, куда входит домохозяин  с женой, детьми и родственниками: братьями, племянниками. 

                           Почитание природы и предков. 

    В мифологии восточных славян  можно различить два порядка  верований: 1). Культ природы

                    2). Культ предков

    Почитание видимой природы вылилось в поклонение неба под именем Сварога, солнцу под именем Дажбога, Хорса, Велеса, грому и молнии под именем Перуна, богу ветров Стрибогу, огню и другим силам и проявлениям природы.  Дажбог и божество огня считались сыновьями Сварога, звались сварожичами.  Таким образом, различались поколения богов.  Это означало, что в народной памяти сохранились моменты мифологического процесса, но теперь уже потеряна хронология этих моментов.  В записях Прокопия в 6 веке славяне признавали повелителем всего мира громовержца Перуна.  В Повести временных лет Перун и Велес – главные божества русских славян.  Велес – «скотий бог» или покровитель стад; по предположениям и бог богатства: скот имело значение денег.

    В среде славян не было общественного  богослужения, и даже перед принятием христианства появились лишь небольшие его зачатки.  Не было храмов, класса жрецов.  Служение кумирам проходило на холмах, открытых местах, где ставили иной раз и человеческие жертвы.  А к отдельным волхвам и кудесникам обращались за предсказаниями, они имели большое влияние на народ.

    Крепче утвердился среди славян  другой порядок верований –  культ предков.  Центром почитания  предков является вера в охранителя  родичей – род со своими  роженицами, т.е. дед со своими  бабушками (намек на многоженство, существовавшее некогда между славянами.  Обоготворенный предок иначе назывался чуром или в православии – щуром. Ныне корень сохранился в слове «пращур».  Заклинание от нечистой силы звучит как: чур меня! – храни меня дед.  Нарушение границы, меры, межи называем «черезчур».  В погребальном обряде русских славян покойника сжигали, кости собирали в посудину и кости ставили на распутье на столбе, где сходятся межи разных владений.  Придорожные столбы, межевые знаки охраняли границы родового поля.   Суеверный страх, овладевающий на перекрестке, происходит именно отсюда, т.е. человек находится вне зоны своих охранителей чуров.  Дедушка домовой также имеет свои истоки в поверьях и преданиях о чур-деде, хранителе рода.

    Таким образом, народные верования и предания славян так укрепились в разуме восточных славян, что отголоски языческих верований до сих пор находят свое место в наших суевериях и религии. Многие поверья славян сложились в условиях существования первобытного родового союза, но не изменились и не поколебались, не смотря на расселение и замену родства соседством.

                      

                            Брачный союз и язычество. 

После расселения поддержание родовых  связей стало возможным через  заключение браков. Некоторые моменты сближения родов отразились на формах брака.  Первоначальные однодворки со временем разрослись в родственные селения, имевшие в памяти свои родственные связи.  Память о происхождении сохранилась в названиях сел: Мирятичи, Жидчичи, Дедичи, Дедогостичи. Добывание невест в условиях многоженства осложнилось, а родня даром не уступала.  Невест стали похищать на религиозных праздниках, на игрищах между селами, у священных истоков, на берегах рек и озер.   

    Наша летопись, описывая языческие обычаи радимичей, вятичей, северян, кривичей, замечает: на тех «бесовских игрищах умыкаху жены себе, с нею же кто свещашеся».  Украдывание невест, умычка, для летописца для летописца была нисшей формой брака, даже его отрицанием.  Игра молодежи обоего пола в горелки является остаточным явлением от языческих брачных умычек.  После похищения невесты возникала вражда, устранявшаяся отступным или веном, т.е. выкупом у родственников.

    Умычки со временем превратились  в прямую продажу невесты жениху по взаимному соглашению родни двух сторон: насилие заменилось мирной сделкой хождения зятя по невесту.  Обычай полян относительно брака отличался от обряда других племен.  У полян «не хожаше зять по невесту, но припривожаху вечер (приводили ее к жениху вечером), а заутро приношаху по ней, что вдадуче. (утром приносили приданное).  В ипатьевском  списке говорится ,что за невесту давали вено.  

    Таким образом, умычка заменена приводом невесты к жениху. От обряда хождение жениха пошло выражение брать замуж, а от обряда привода невесты – выдавать замуж.

    Умычка, вено за умычку, продажа невесты, хождение за невестой, привод невесты с уплатой вена и затем с выдачей приданного – все эти формы брака показали последовательное разрушение родовых связей. Брак помогал сближению чуждых друг другу родов, он размыкал род (облегчал выход из рода и приобщение к нему).  

                                  

                                        О приданом. 

С появлением приданого началось юридическое определение положения дочери или сестры в семье, ее право на семейное имущество (приданое – это отдельное имущество жены).  Исходя из Русской правды, в семье сестра при братьях не наследница, но братья обязаны выдать замуж с посильным приданым.  Не очень приятное обязательство, обременявшее наследников, отражено в словах: «тесть любит честь, зять любит взять, теща любит дать, а шурин глаза щурит, не хочет дать». В землевладельческой служилой семье дочь может быть полноправной наследницей, если не имеет братьев, и сохраняет право на часть крестьянского имущества, если осталась после отца незамужней.  В христианство перешел обряд брака с приданым.

 

                                   Торговые отношения. 

Днепр пронизывает западную часть русской  земли с севера на юг, поэтому именно эта река стала главным звеном хозяйственной жизни славянского населения. Река является удобнейшим путем сообщения, хозяйственной артерией.   Исток Днепра недалеко от Западной Двины и бассейна озера Ильмень (две важных дороги в Балтийском море), устье реки соединяет центральную Алаунскую возвышенность с северным берегом Черного моря.  Притоки его, с одной стороны, близки к карпатским бассейнам Днестра и Вислы, а с другой, - к бассейнам Волги и Дона (Каспийское и Азовские моря).

    Таким образом, обширность территорий, по которым течет Днепр, обеспечила славянам оживленное торговое движение, а толчком к нему послужили греки.

    Греческие колонии расположились  на северных берегах Черного  моря и восточных берегах Азовского  моря.  Это Ольвия в глубине  лимана Восточного Буга, Херсонес Таврический на юго- западном берегу Крыма, Феодосия и Пантикапея (нынешняя Керчь) на юго- восточном его берегу, Финагория на Таманском полуострове, Танаис в устье Дона.  Греческие колонии еще задолго до Р.Х. занимались на Днепре промышленной деятельностью.  Этой дорогой греки получали янтарь с берегов Балтийского моря. 

    Водная дорога через Днепр  опоясывала всю Европу.  Днепр  с притоками втянул славян  в сложное торговое движение  в юго- восточном углу Европы.  На каспийском и черноморском рынках славяне торговали медом, воском и пушниной, которые стали главными товарами русского экспорта.  Занятие хлебопашством, с вывозом хлеба или без, требовало усиленной эксплуатации леса, продолжавшейся целые века, что положило глубокий отпечаток на хозяйственный и общественный быт и национальный характер русского народа.  В среде славянства выделились новые ремесла: бортничество и лесное звероловство.

    С VII века при начале расселения славян на территории нашей равнины, в степях между Доном и Днепром начали обосновываться хазары, азиатская орда, кочевавшая между Черным и Каспийским морями.  Хазарская орда не была похожа на предшествовавшие ей и следовавшие за ней азиатские орды, поселявшиеся на юго- русских степях. Хазары оставили кочевой быт и занялись мирными промыслами.  Они имели города, куда приходили на зиму по окончанию летних кочевий.  Раскинувшись по степям у  берегов Волги и Дона, хазары основали столицу государства Итиль в низовьях Волги.  Итиль стал разноязычным городом, где жили язычники, евреи, магометяне и христиане.  Хазары и волжские болгары стали посредниками в торговом обмене между балтийским Севером и арабским Востоком приблизительно с половины 8 века. В 8 веке хазары покорили племена восточных славян, полян, северян, вятичей.  Хазарское иго не было особенно тяжелым.  Лишив восточных славян внешней независимости, одарило экономическими выгодами.  Под покровительством хазар славяне, исправно платившие дань, бойко торговали на черноморском и каспийском рынках.

 

                               Заключение                              

 

 Таким  образом, расселение славян по  берегам Днепра положительно повлияло на все области жизни славянства: 1. экономику (возникновение частной семейной собственности, овладение новыми ремеслами, развитие торговли), 2.становление славян как народа (сближение чуждых друг другу родов) 3.создание предпосылок для становления городов (в том числе торговых).        

     

   

  Список используемой литературы

1. Ключевский. В. О.

2. Сахаров. И. П. 

             

             
 

                   Содержание.

1. Введение.                                        1

2. Расселение славян с Дуная          1  

3. Царство Германариха                  2             

4. Иорнанд о венетах                       2   

5. Военный союз                                3  

Информация о работе Происхождение и расселение, быт и верования восточных славян Vl и Vll веков