Эффективность реконструкции и технического перевооружения по РБ за последние годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 22:36, реферат

Описание

Реконструкция действующих предприятий предусматривает переустройство .существующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения зданий и сооружений основного назначения, и связана с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня на основе достижений научно-технического прогресса.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………..3.
2. Прогноз научно-технического развития строительной отрасли Республики Беларусь…………………………………………………………………………..4.
3. Социально-экономические факторы, обуславливающие развитие строительной отрасли до 2020 года……………………………………………..8.
4.Заключение…………………………………………………………………….16.
5.Литература……………………………………………………………………..17.
6.Приложения……………………………………………………………………18.

Работа состоит из  1 файл

реконструкция.doc

— 102.50 Кб (Скачать документ)

В зависимости  от поставленных задач при выполнении настоящей работы применялись методы научного анализа - факторный, системный, сравнительный и др., а также прогнозирования - интуитивный индивидуальных и коллективных экспертных оценок, простейшие формализованные аналитические, статистико-математические и т.д.

В работе были использованы следующие данные и документы: Министерства статистики и анализа - состояние жилищной сферы; показатели деятельности народного хозяйства; сведения о доходах населения; Министерство экономики - технологическая структура инвестиций; Министерство архитектуры и строительства - показатели деятельности строительного комплекса; Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг., утвержденные Указом Президента Республики Беларусь №464 от 14 ноября 1996 г.; Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь, одобренная Президиумом Совета Министров 25 марта 1997 года; Национальная жилищная программа, утвержденная Постановлением Совета Министров республики Беларусь 3 мая 1999 г. №640; проекты концепции и программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь;

ряда нормативных документов и других материалов, опубликованных в открытой печати.

1. Социально-экономические  факторы, обуславливающие развитие  строительной отрасли до 2020 года 

1.1. Современное  состояние жилищной сферы

К началу 1998 г. жилищный фонд Беларуси составлял 203,6 млн м 2 общей площади, из которых на долю городских поселений приходится 127,3 млн м 2 (63,2%), а сельской местности - 76,3 млн м 2 (36,8%). В 1996 г. на одного жителя республики приходилось 19,7 м 2, при этом на горожанина - 17,6 м 2, а сельского жителя - 24,3 м 2. 

В жилищном фонде 28,7% принадлежит государству, 5,1% - общественным организациям и предприятиям коллективной и смешанной собственности, 5,4 - жилищно-строительным кооперативам и 60,8% - гражданам. На 1000 жителей  республики в 1996 г. приходилось 363 квартиры, а общее их количество составило 3711,4 тысяч (табл.1.1). Из общего количества квартир в городских поселениях, которых насчитывалось 2443,5 тыс., однокомнатные составляют - 17,5%, двухкомнатные - 40,3%, трехкомнатные - 32,3%, четырехкомнатные - 8,8%, а пятикомнатные и более лишь - 1,1%. В это количество квартир не входят жилые дома, являющиеся собственностью сельских жителей. На селе государству принадлежит 9,9% жилья, а собственное жилье сельчан - 82,2%. 

Достаточно высок  уровень оснащения жилья в городах инженерным оборудованием - водопровод, канализация и др., который составляет от 75 до 83%. В сельской местности этот уровень значительно ниже и находится в пределах 9-21%. 

В целом уровень  обеспеченности жильем в Беларуси выше, чем в России и приближается к странам со средними доходами населения по экспертной оценке ООН. Вместе с тем нужно отметить, что по среднедушевым доходам республика достигла лишь нижнего предела этой группы стран (Федеральная целевая программа "Свой дом", Москва, 1996 г.). 

Как видно из табл. 1.1 средняя площадь квартир  в республике составляет 52,4 м 2. В  девяностые годы во введенном в эксплуатацию жилье площадь квартир возросла и составила уже более 60 м 2. Несколько  изменилась и структура квартир  в домах. В среднем однокомнатные составляют 14%, двухкомнатные - 31%, трехкомнатные - 41%, четырех - и более комнатные - 14%. Таким образом, сокращается число одно- и двухкомнатных квартир и увеличивается количество трех - и более комнатных. 

По экспертной оценке ООН к их числу относятся страны со среднегодовым душевым доходом 1260-2450 долл. США. 

Количество семей, состоящих на учете на получение  жилья, составляет на 1.01.1998 г. 609,9 тыс. семей, а это значит, что в улучшении  жилищных условий нуждается примерно 1950 тыс. человек, или 19,1% ко всему населению республики.

При этом доля сельских жителей составляет более 4% от общего количества или 26,9 тыс. семей. В г. Минске число очередников составляет 154,3 тыс. семей, то есть четвертую часть  общего количества. 

Как видно, в последние годы наметилась тенденция к сокращению количества лиц, состоящих на учете для получения жилья. Так, на начало 1998 года по сравнению с 1992 годом, оно сократилось на 13,3%, на что в основном повлияла неблагополучная демографическая ситуация в республике. 

До 1995 года население  республики ежегодно увеличивалось  и достигало в 1994 году 10319,4 тыс. чел. В последующие годы оно начало сокращаться. Естественный прирост населения прекратился уже в 1992 году, а в 1993 году убыль составила 11,2 тыс. чел., в 1994 году - 19,4 чел., а в 1995 году - 32,7 тыс. чел. В 1997 году население сократилось по сравнению с предыдущим более чем на 30 тыс. чел. или на 0,3% и составило 10203 тыс. чел. По предварительным данным последней переписи население республики 10037 тыс. человек. 

На протяжении многих лет происходит сокращение сельского  населения и рост городского. Если в 1959 году сельское население составляло 69,2% от общего количества, то к 1997 году оно уменьшилось более чем в два раза и достигло величины - 31,1%, а по данным переписи - 30%. 

С 1975 года по 1988 год темпы жилищного строительства  возрастали из года в год. Начиная  с 1988 года начался спад, когда объем введенного в эксплуатацию жилья в 1995 году составил только 33% от объема 1987 года. 

В 1996 году ситуацию удалось изменить в лучшую сторону: объем введенного жилья составил 135% к уровню предыдущего года, в 1997 году возрос еще почти на 27%, прирост в 1998 г. к предыдущему году составил 8,3%. Однако из-за недостаточного поступления средств в бюджет было ограничено льготное кредитование жилищного строительства и выдача субсидий. Это привело к сокращению ввода в эксплуатацию жилых зданий. 

Учитывая важность проблемы обеспечения населения  жильем, была разработана новая "Национальная жилищная программа". При всех трудностях в экономике государство, тем  не менее, пытается решать вопросы обеспечения  жильем той части граждан, перед  которыми у него есть определенные обязательства. Примерно 21% очередников имеют право на внеочередное или первоочередное улучшение своих жилищных условий. К ним относятся в первую очередь: инвалиды Великой Отечественной войны; участники Великой Отечественной войны; военнослужащие, уволенные в запас (отставку). 
 

Часть населения, которая не имеет возможности  обеспечить себя жильем даже с помощью  субсидий и льготных кредитов, должна иметь возможность получить его  по договору срочного найма.

Такое жилье  может строиться не только за счет средств бюджета, но и физических и юридических лиц негосударственной формы собственности, ему придается статус социального жилья.

Этот статус предполагает недопустимость его приватизации и установление государством размера  оплаты за пользование им. Инвесторам при строительстве социального жилья государством создаются определенные льготы, которые компенсируют недополученную прибыль при его эксплуатации. Принято, что социальное жилье - жилье с типовыми потребительскими качествами, отвечающее требованиям строительных норм и правил "Жилые здания" (выпуски 1971,1985 и 1989 годов). 

При современном  социально-экономическом развитии получить социальное жилье могут  малоимущие граждане, состоящие на учете нуждающихся и имеющие  доход менее одного минимального потребительского бюджета (МПБ) или имеющие право на льготное улучшение жилищных условий. Срок найма определяется соглашением между собственником жилья и нанимателем, но не менее срока, установленного органом местной власти. По истечении срока договор может быть продлен. Фонд социального жилья должен пополняться не только за счет нового строительства, но и существующего жилого фонда при его освобождении после проведения необходимого ремонта. 

Значительное  внимание уделяется вопросам развития в республике индивидуального строительства. Индивидуальное жилье должно стать основным видом жилищного строительства в силу следующих обстоятельств: более низкая стоимость по сравнению с квартирами в многоэтажных домах при рациональной застройке и экономичных проектах; содержание после ввода ложится целиком на владельца, а бережное отношение к собственности продлит срок службы дома; гражданин сам может определить параметры своего жилья. В основном индивидуальные дома будут строиться в сельской местности. 

Государство для поощрения строительства индивидуальных домов обеспечит дифференцированную поддержку, причем это будет касаться как граждан, состоящих на учете , так и тех, которые на нем не числятся. Предполагается, что граждане с доходом менее одного МПБ получат субсидию на реконструкцию (модернизацию) собственного дома; при доходе один - два МПБ - льготный кредит или субсидию на строительство, реконструкцию или покупку дома, при доходе свыше двух МПБ будет оказана лишь косвенная поддержка (в основном налоговые льготы). 

Развитию индивидуального  строительства мешает отсутствие необходимой  инфраструктуры, как инженерной, так  и социальной. Забота об этом ложится  в основном на местную администрацию. 
 
 
 

Как было указано  выше, на 1000 жителей республики приходится 363 квартиры и складывается впечатление, что имеется избыток квартир, так как их больше чем семей, в то время, как в улучшении жилищных условий нуждается треть населения, как это указано в Основных направлениях социально-экономического развития на 1996-2000 гг. 

При ежегодном  улучшении жилищных условий значительного  количества семей, доля семей, состоящих  на учете для получения жилья, при этом, не велика (табл. 1.5). 

Распределение семей в целом по республике характеризуется  следующими данными: в сельской местности - 37,7%, в г. Минске - 15,2%, больших городах - 25,8% и малых городах - 21,3%. По количеству членов семьи ситуация ныне такова: из двух человек -26,4%, пяти и более - 8,2%, а из одного, трех и четырех по 21-22%. Таким образом семьи из 1-2 человек составляют почти половину семей в республике. 

В сельской местности  в 1995 году было 77,3 тыс. индивидуальных незаселенных жилых домов, или 3200 тыс. м 2 общей площади. 

По отношению  к общему жилищному фонду это  составляло 1,6%, а к фонду в сельской местности - 4,2%. Количество такого жилья возрастает из года в год и за 15 лет увеличилось в 3,6 раза. 

В этот же период 14 тыс. квартир, или 722,6 тыс. м 2 находились в ветхом и аварийном состоянии, где проживало 47,6 тыс. человек. 

Ежегодно из жилищного фонда происходит выбытие по разным причинам (снос, пожары и др.) части домов, а, соответственно, квартир. Заряд последних лет ежегодно исключалось 0,39% от общего фонда. Исходя из этого, за прогнозируемый период будет исключено из жилищного фонда примерно 8,6%. 

Часть жилья  в республике, особенно в сельской местности, не соответствует современным  требованиям по комфортности и другим параметрам, и часть граждан, живущих  в нем, пожелает улучшить свои условия, реконструировав его или построив новое. 

Вместе с тем, имеется в республике пока еще небольшая категория граждан, которая при наличии приемлемого по площади жилья, готова вложить свои средства в строительство более комфортного, отвечающего европейским стандартам. Об этом свидетельствуют некоторые элитные жилые дома, возводимые в последние годы в Минске и крупных городах Беларуси. 

Все изложенное свидетельствует о том, что строительство  нового жилья еще ряд лет будет  весьма актуальным для страны. 

Об инвестициях  в жилищное строительство, а также  и в другие его виды можно судить по данным на диаграммах

Вопросам жилищного  строительства уделено столь  серьезное внимание не только по тому, что оно признано одним из приоритетов  в экономике, но и в связи с  тем, что его доля в строительстве  велика.

Если от общего объема инвестиций на эти цели направляется до 25%, а с учетом инженерной инфраструктуры до 34%, то доля строительных работ в общей их массе составляет около 50%. 

Вопросы инвестирования других видов строительства рассматриваются  в следующей главе. 

1.2 Видовая структура строительства 

Наряду с жилищным строительством в республике ведется  строительство и других объектов. Возводятся общественные здания, больницы, учебные заведения, строятся дороги, ведется капитальный ремонт зданий и сооружений. Строится и некоторое количество зданий производственного назначения, ведется реконструкция объектов промышленности. 

В 1990г. инвестиции в основной капитал по объектам непроизводственного  назначения составляли 31,4% и производственного - 68,6% в общем объеме. В 1998 г. размер их составил соответственно 44,7% и 55,3%. 

При этом, можно  отметить, что доля стоимости строительных работ увеличилась с 48 до 51%; оборудования, инструмента и инвентаря снизилась  с 41% до 38%, а прочих работ и затрат осталась на уровне 11%. 

Если в 1990г. в объеме инвестиций, вкладываемых в производственное строительство, доля затрат на техническое перевооружение, реконструкцию и расширение действующих предприятий составляла 74,8%, а нового строительства 21,8%, то в 1996 г. эти величины составили 80% и 14,8%. 

В 1996 году в общем  объеме инвестиций жилищное строительство  составило 20%, 25% в 1997 г., а в 1998 г. - 27%. Инженерно-транспортная инфраструктура составляет 35% от затрат на жилищное строительство, то есть примерно 9%. 

Информация о работе Эффективность реконструкции и технического перевооружения по РБ за последние годы