Функциональная организация территории и планировочная структура города

Автор работы: z**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:59, доклад

Описание

Функциональное зонирование города применяют для рационального размещения на выбранной территории элементов определенного назначения, составляющих единый планировочный комплекс города или агломерации. Оно проводится с учетом местных конкретных условий, размеров города, характера промышленности, назначения и особенностей каждой зоны, обеспечения функциональных связей между зонами и санитарно-гигиенических требований, взаимодействия с природной средой.

Работа состоит из  1 файл

Функциональная организация территории и планировочная структура города.docx

— 426.32 Кб (Скачать документ)

Функциональная  организация территории и планировочная  структура города

Функциональное  зонирование города применяют для  рационального размещения на выбранной  территории элементов определенного  назначения, составляющих единый планировочный  комплекс города или агломерации. Оно  проводится с учетом местных конкретных условий, размеров города, характера  промышленности, назначения и особенностей каждой зоны, обеспечения функциональных связей между зонами и санитарно-гигиенических  требований, взаимодействия с природной  средой. Зонирование должно обеспечивать оптимальные условия жизни, производственной деятельности населения и эффективность  использования городской территории.

Выделяются следующие  основные функциональные зоны: селитебная, промышленная, коммунально-складская  и внешнего транспорта.

Селитебная зона — для размещения жилых районов  и микрорайонов, общественных центров (административных, научных, учебных, медицинских, спортивных и др.), улиц и площадей, обслуживающих зону, зеленых насаждений общего пользования. Для этого требуются сухие, возвышенные, хорошо проветриваемые, инсолируемые озелененные и обводненные территории с наветренной стороны относительно промышленных зон и выше по течению реки с созданием необходимых санитарно-защитных разрывов.

Промышленная  зона — для размещения промышленных предприятий и связанных с  ними объектов (в том числе зеленых  насаждений для обслуживания работающих в местах труда и территорий зеленых  насаждений санитарного назначения). Зона создается с учетом организации  удобных транспортных и пешеходных связей с местами расселения трудящихся, занятых на производстве, рационального  обеспечения внешним и внутригородским  транспортом, вблизи железнодорожных  магистралей или водных путей. Необходима территория со спокойным рельефом.

Коммунально-складская  зона -для размещения баз и складов, гаражей, трамвайных депо, троллейбусных и автобусных парков и т. п.

Зона внешнего транспорта — для размещения транспортных устройств и сооружений (пассажирских и грузовых станций, портов, пристаней  и др.). Эта зона не должна пересекать другие зоны.

Для уменьшения вредного воздействия объектов, имеющих  загрязняющие отходы и выбросы, требуется  создание специальных санитарно-защитных зон зеленых насаждении и открытых пространств.

В малых городах  — научно-исследовательских центрах  к основным зонам может относиться зона институтов и конструкторских  бюро, а в курортных городах  — лечебно-оздоровительная зона и обслуживающие учреждения (сады, парки, пляжи и т. д.).

Членение территории на зоны должно учитывать два противоположных  требования — сближения в интересах  создания удобств и изоляции (отдаления) территорий, соседство которых нежелательно.

При соответствующем  обосновании в зоне могут размещаться  объекты и другого функционального  назначения, но при условии, что они  не окажут отрицательных последствий.

В некоторых  случаях с учетом местных условий  обособленно от основных зон располагают  больницы, высшие и специальные учебные  заведения, научно-исследовательские  учреждения, крупные спортивные комплексы.

Селитебная, промышленная, коммунально-складская и транспортные зоны вместе с санитарно-защитными  территориями образуют застроенную  территорию города. Вне застроенной  территории находятся лесопарки, подсобные  хозяйства, питомники, кладбища, очистные сооружения, резервные территории и  т. д.

Зеленые насаждения входят в каждую из этих зон. Учитывая большое социальное и оздоровительное  значение озелененных территорий, а  также их большую роль в решении  проблем окружающей среды, представляется целесообразным выделить в качестве самостоятельной функциональной зоны города зону парков (парковую систему).

Территория, прилегающая  к городу (пригородная зона), предназначается  для его развития и формируется  в зависимости от потребности  города в размещении объектов хозяйственного обслуживания, создания условий для  отдыха населения, улучшения микроклимата, состояния воздушного бассейна и  санитарно-гигиенических условий.

Схема функционального  зонирования города

1— центр  города;  
2— селитебная зона;  
3— промышленная зона;  
4— коммунально-складская зона;  
5— зона внешнего транспорта;  
6— санитарно-защитная зона; 
7— городской парк;  
8— спорткомплекс;  
9— граница города

От функционального  зонирования территории города и  основных направлений его развития зависит формирование непрерывной  системы озелененных территорий, обеспечивающих органичное включение  зеленых насаждений в архитектурно-планировочную  структуру городов, улучшающих архитектурно-художественный облик всех зон. Зеленые насаждения должны равномерно размещаться по территории, объединять городские и пригородные  массивы, ограничивать развитие застройки, создавать необходимые интервалы. Зеленые насаждения и водоемы  являются важнейшими функциональными  и эстетическими природными факторами, способными существенно влиять на общую  планировочную структуру города.

В соответствии со схемой функционального зонирования  территории города решается и его  архитектурно-планировочная композиция. Принятая структура города должна обеспечивать взаимоувязанное расположение всех планировочных элементов, образующих единый организм, отвечающий социально - бытовым, функциональным и градостроительным требованиям.

Основным градостроительным  документом, характеризующим архитектурно-планировочную  структуру города и обосновывающим перспективы его развития на 25—30 ближайших лет и прогнозы на будущее, является генеральный план. Он разрабатывается  с учетом величины города, построения схемы магистральных улиц и дорог, обеспечивающих быструю и удобную  связь транспорта и пешеходов  между всеми зонами, и конкретных природно-климатических условий.

Функциональная  организация малого города (население 10 тыс.жителей)

1 — двух-четырехэтажная застройка; 
2 — одноэтажная застройка;  
3 — территория общегородского центра; 
4 — учреждения бытового обслуживания и пешеходные пути; 
5 — участки специализированных и средних учебных заведений, школ-интернатов; 
6 — районная больница; 
7 — зоны коммунально-складская и внешнего транспорта; 
8 — промышленная зона; 
9 — аграрно-промышленная зона; 
10 — резервные промышленные территории; 
11 — учреждения отдыха районного значения; 
12 — зеленые насаждения.

Планировочная структура города определяется характером размещения градостроительных элементов, обеспечивающих производство, быт и  отдых, и объединяющих их систем: улиц и магистралей, общественных центров  и зеленых насаждений.

Планировочная структура крупнейшего  города

1 — промышленные  районы; 
2 — жилые районы;  
3 — планировочные районы; 
4 — центров;  
5 — система городских магистралей и дорог;  
б — территории внешнего транспорта;  
7 — система зеленых насаждений и открытых пространств;  
8 — основные направления связи с городами групповой системы населенных мест.

Основными структурными единицами города являются: жилые  районы (в селитебной зоне); промышленные, коммунально-складские и научно-технические  районы; общественный центр города; вузовские комплексы; оздоровительно-туристские районы.

В крупнейших, крупных  и больших городах выделяются планировочные (городские) районы. Их размер, функциональный состав и конфигурация определяются в каждом конкретном случае исходя из градостроительной ситуации.

Общегородской центр, включающий общественные здания, является основным ядром, организующим план города. Магистральные улицы, в  зоне пересечения которых находится  обще городской центр, становятся главными композиционными осями городского плана. Во избежание перенасыщения центра и нарушения его нормальной жизни основные транспортные потоки пропускают вне центра города. * В больших городах, имеющих несколько городских районов, создают отдельно расположенные центры, соединенные между собой и с городским центром магистральными улицами.

1 Города в  зависимости от численности населения  подразделяются на крупнейшие (свыше  500 тыс. чел.), крупные (250—500 тыс.  чел.), большие (100—250 тыс. чел.), средние  (50—100 тыс. чел.), малые (до 50 тыс.  чел.).

Городские объекты  — точки притяжения, соответствующие  наиболее массовым направлениям потоков  населения, определяют конфигурацию сети магистральных улиц и площадей.

Большое влияние  на планировочную структуру и  формирование плана города оказывают  природные факторы: наличие водоемов (море, озеро, водохранилище, река), рельеф местности, массивы зеленых насаждений и т. д. Реки нередко становятся одной  из основных композиционных осей плана  города.

В зависимости  от природных и исторических условий, профиля народнохозяйственного  развития схема планировки города может  быть: компактной (единый массив), расчлененной (наличие реки, железной дороги), рассредоточенной (с равновеликими территориями или  с территорией, преобладающей по величине над другими). Схема проекта  генплана может иметь замкнутую  или линейную форму. Городам с  компактным планом, развивающимся в  ограниченных пределах радиально-кольцевых  направлений, свойственна замкнутая  структура. Для линейной структуры  характерно последовательное и свободное  развитие в требуемых направлениях без коренной реконструкции существующих районов. Однако линейная планировка города с продольной композиционной осью развития центра ведет к определенной растянутости и удаленности отдельных районов  от городского центра.

Планировка городов, расположенных на берегах крупных  водоемов, отличается тяготением города к водоему, что ведет к смещению общегородского центра в сторону  воды.

Каждая из применяемых  в городе систем улиц (прямоугольная; прямоугольная в сочетании с  лучевыми или диагональными направлениями; радиально-кольцевая, радиально-многоугольная, свободная) имеет свои положительные  и отрицательные стороны. В современных  условиях генеральный план города из-за проводимых в городе усовершенствований планировочной структуры, реконструкции, развития других городских систем требует  периодической корректировки. Поэтому  рациональное размещение функциональных зон и планировочная структура  города должны допускать внесение определенных изменений в соответствии с программами  и целями социально-экономического развития и меняющимися потребностями  общества.

Преобразования  планировочной структуры города и взаимосвязанных систем должны носить преемственный характер с  максимальным использованием исторически  сложившихся схем планировки и природного ландшафта, с учетом сохранения зеленых  насаждений и открытых пространств, обеспечения соответствия существующим санитарно-гигиеническим нормам для  городских условий. Создание оптимальной  жизненной среды крупных городов  и агломераций возможно только при  органичном сочетании естественно-природного и функционально-планировочного зонирования  их территории, максимальном сохранении, расширении территории и умелом использовании  существующих зеленых насаждений в  центре города и естественных ландшафтов в районах массовой застройки. Улучшение  городской среды возможно только на основе планомерного развития населенных пунктов и их инфраструктуры, существующего  и прогнозируемого состояния  окружающей среды и осуществления  полного комплекса необходимых  экологических мероприятий. Только увеличением размеров территорий природных  объектов нельзя добиться не только создания комфортных условий окружающей среды, но и даже их сохранить в естественном виде. Градостроители и архитекторы  взяли на вооружение один из принципов  современной экологии, согласно которому наиболее устойчив к нарушениям мозаичный  ландшафт с чередованием преобразованных  и естественных участков.

Планировочная структура города определяется характером размещения градостроительных элементов, обеспечивающих производство, быт и  отдых, и объединяющих их систем: улиц и магистралей, общественных центров  и зеленых насаждений.

Этапы формирования

1 — общественный  центр; 
2 — жилая территория; 
3 — озелененная территория;  
4 — промышленная зона.

Информация о работе Функциональная организация территории и планировочная структура города