Формирование рынка интеллектуальной собственности в России - необходимые условие для модернизации страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 00:28, статья

Описание

В статье рассматриваются теоретико-методологические подходы к определению категории необходимого условия для модернизации страны и важность развития рынка интеллектуальной собственности России.

Работа состоит из  1 файл

ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИИ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СТРАНЫ.doc

— 46.50 Кб (Скачать документ)

УДК 330.34

Сухопаров Дмитрий Юрьевич,

аспирант, Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета;

е-mail: suuuh@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ  РЫНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В  РОССИИ – НЕОБХОДИМОЕ  УСЛОВИЕ ДЛЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СТРАНЫ

В статье рассматриваются теоретико-методологические подходы к определению категории необходимого условия для модернизации страны и важность развития рынка интеллектуальной собственности России.

Ключевые слова: модернизация, наука, экономика, интеллектуальная собственность. 
 

Suhoparov Dmitry Yurjevich, 

graduate; of the saint-petersburg state university of engineering and economics

FORMATION OF INTELLECTUAL PROPERTY MARKET IN RUSSIA - NECESSARY CONDITION FOR THE MODERNIZATION OF THE COUNTRY

The paper deals with theoretical-and-methodological approaches to the definition of the category necessary condition for the modernization of the country the importance of intellectual property market Russia.

Keywords: modernization, science, economics, intellectual property. 
 
 
 
 

О необходимости  формирования рынка интеллектуальной собственности в России говорится  в последние годы много, однако в  реальности мы имеем ситуацию, когда  рыночные предложения есть, а рыночного  запроса по существу нет, следовательно  нет и рынка. Как известно, законы рынка универсальны, независимо от того, предлагается ли научное изобретение или товары народного потребления: спрос рождает предложение. В центре рыночного механизма должны быть интересы потребителя. Потребителя, живущего и развивающего свой бизнес, производство в условиях инновационной экономики, которая на порядки сложнее известной нам советской или государственной. Сложности законов инновационного развития не учитывают ни наше общество в целом, ни наши управленцы, настроенные на прежнюю технологию принятия решений, когда ответственность за конечный результат научного исследования ложится на основного финансиста - государство и оно же призвано решать, как и куда внедрить полученный результат. Как мы знаем, подобный подход не срабатывал даже в Советском Союзе при его огромных ресурсах, несопоставимых с нынешними в плане их концентрации. Тем более он невозможен в условиях рыночной экономики. Договориться миллионам людей между собой сложнее, чем дать команду сверху и всем ее выполнить. Рыночная экономика - более сложный проект, отличающийся от нашего понимания экономических процессов, как высшая математика от арифметики. В этом самая главная проблема - в познании процессов рыночной экономики с её сложными элементами. А инновационная экономика ещё более сложна, чем просто рыночная.

В новой  экономике возникают, так называемые, механизмы сложного рынка, когда  появляется совершенно новый для  нас сектор - сектор научного бизнеса. В России, по нашим расчетам, он должен занимать до 30% ВВП и производить  продукцию, которая называется «интеллектуальная собственность», а конкретнее «промышленная интеллектуальная собственность». Крупный бизнес в инновационной экономике - это огромный научный центр, типа будущей «кремниевой долины», о которой сейчас много говорится. Он должен производить технологии, а малый бизнес - информацию и патенты. Для инновационной промышленности нужно как минимум 2 - 3 тысячи дорогих технологий, что под силу только специальному сектору прикладной науки, который будет объединять наши сегодняшние научные институты, центры и лаборатории. Цена каждой технологии около миллиарда долларов. У нас есть мощнейшая научная среда, чтобы эти технологии производить в России, а не покупать за рубежом. Во- первых, наша страна на сегодняшний день является источником научной информации и идей для производства четверти мировых технологий. Научные ноу-хау российских ученых и специалистов скупаются за гранты, используются для разработки технологий по всему миру. Кроме того, за рубежом сегодня работает 700 тыс. наших специалистов. Они также являются ключевым элементом для создания значительного числа мировых технологий.

Сегодня с подачи государства намечается постепенная трансформация крупного бизнеса, его перехода из сектора  промышленности в сектор науки. Это  важный шаг для создания рынка интеллектуальной собственности, но не единственный. Необходимы грамотные специалисты по организации нового рынка, формирование инструментов рынка (должно появиться порядка 15 законов в этой сфере); принятие законов для формирования рыночных сред (банковской, налоговой, страховой, таможенной и так далее), организация продаж и решение многих других вопросов.

Рынок интеллектуальной собственности, как  любой другой, - это производство и потребление. Потребителем новых  технологий является промышленность, которая модернизируется на базе новых технологий. Для потребления необходима капитализация интеллектуальной собственности в балансе наших предприятий, то есть экономические стандарты. Типовой путь внедрения экономических стандартов - через механизм среды и механизмы государственного стимулирования. Этим путем идут развитые страны, например, Соединенные Штаты Америки, где законы позволяют государству оказывать очень сильное влияние именно на рынок. В Соединенных Штатах покупается интеллектуальная собственность как результат деятельности ученых.

Наша  практика поддержки научных исследований иная:  государство оплачивает не интеллектуальную собственность, а  действия специалистов. Государственное  финансирование научных разработок является по сути сметой на затраты, в результате чего исследования проведены, результаты опубликованы, но не внедрены в производство. Что дает нулевую эффективность финансовых вложений в прикладную науку, как доказывают ниже приведенные цифры. По оценкам Росимущества, интеллектуальная собственность в России всего 5 млрд. рублей с учётом частных инвестиций, в том числе государственная собственность, накопленная за всю историю России и Советского Союза, составляет лишь 3,5 млрд. рублей. При этом почти 250 млрд. рублей ежегодно расходуется на НИОКР. Можно сказать, что на 250 млрд. рублей в год производятся пустые, никому не нужные бумажки, которые не оформлены в виде продукции интеллектуальной собственности, не поддерживают и не развивают экономику.

Нужен новый подход в организации принципов дела. Права, новый он только для нас, для остального мира - типовой и стандартный. Ответы на вопросы, которые мы только перед собою ставим, есть. Нашему опыту познания рыночной экономики всего двадцать лет, а формировалась она в течение сотен лет. Этот путь развития прошли и проходят большинство мировых государств. И нам нужно научиться анализировать чужой опыт.

Необходимо  запустить именно экономическую  составляющую перехода на инновационный  путь развития. Научная база, как  я уже отмечал, у нас мощная. Начинать необходимо с создания условий для трансформации наших предприятий и вообще нашей промышленности в принципиально новый тип. Современная промышленность - это не огромные гиганты, а компактные предприятия на базе новых технологий, малолюдные, роботизированные, экологичные и энергоэффективные. Старое громоздкое предприятие с устаревшими технологиями исчезнет, его владельцы со своими капиталами уйдут в науку, а на его месте или рядом с ним появятся сотни средних предприятий. Каждое из которых будет выпускать продукции не меньше, чем исчезнувший гигант, за счет высочайшей производительности труда. Почему высочайшей? Потому что в основу формирования предприятия положены новые технологии, новые знания ученых, что изначально и определит новую экономику предприятия. Таковы условия для тотальной, опережающей модернизации нашей промышленности.

Есть  еще модернизация догоняющая, она  формируется на базе технических  регламентов. Но у такого типа модернизации существенные недостатки: использование  зарубежных технологий, не всегда самых современных, и длительный период внедрения. Например, в прошлом году правительство РФ поставило задачу перехода на энергоэффективные лампочки. А за год появились новые лампочки - диодные, которые экономичнее прежних. Теперь переводят наш быт, нашу промышленность на диодные лампочки, и весь процесс займет не менее десяти лет. За это время ученые могут предложить еще более совершенные разработки энергосберегающих технологий и так далее.

Мы должны и можем создавать свои технологии и тем самым формировать условия для производства самых современных продуктов и интенсивного роста производительности труда.

Безусловно, формируя новую промышленную и научную  среду, мы должны подготовить соответствующую  законодательную базу под эти  процессы. Да, сегодня принимается много законодательных решений, но они, к сожалению, не увязаны в единую систему работы. Принят закон о передаче технологий, по которому пока не передано ни одной технологии, потому что нечего передавать. Принят десяток законов о малом бизнесе, в том числе и о малом бизнесе при научных бюджетных учреждениях, а среды для малого бизнеса нет. Его среда, его продукция либо интеллектуальная собственность, либо услуги в области интеллектуальной собственности. Эффективность огромного числа российских институтов развития чрезвычайно низка именно по той причине, что они не работают в среде рынка интеллектуальной собственности. Даже такой мощный проект, как «силиконовая долина», станет эффективным только при сформированной для него среде, то есть рынке интеллектуальной собственности, рынке технологий.

Государственная Дума РФ приняла 19 марта  2010 года  постановление о нормативном  правовом обеспечении инновационной  экономики. В нем указаны направления  законодательной работы, проработка которых требуется для того, чтобы эта среда начала функционировать. Можно сказать, что формируется своеобразный инновационный кодекс. Новое качество, новый тип экономики требует корректировок действующего законодательства. Таким образом, вся система экономики со временем сфокусируется на новый рынок, как она сфокусировалась на действующие рынки, и изменит внутри себя элементы их работы. Мимо инновационной экономики не пройдет ни один предприниматель, ни один промышленник, ни один человек вообще в стране, потому, что это затронет в той или иной степени всех. 

Литература

  1. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./Росстат. - Р76   М., 2010.
  2. Россия в цифрах. 2010: Крат.стат.сб./Росстат- M., Р76     2010.

Информация о работе Формирование рынка интеллектуальной собственности в России - необходимые условие для модернизации страны