СТРАХОВОЙ РЫНОК В РФ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Страховой рынок в РФ: тенденции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание

В условиях глобализации национальные финансовые системы активно интегрировались в единый планетарный механизм с универсальной системой финансовых институтов. Финансовая глобализация объективно ведет к либерализации и унификации внутригосударственных правовых режимов в финансовой сфере и появлению наднациональных элементов правового регулирования.

Содержание

Введение

1. Экономическое содержание понятий, характеризующих страховой рынок

1.1 Понятие «страховой рынок»

1.2 Структура страхового рынка

2. Страховой рынок России на современном этапе

2.1 Развитие страхового рынка в 2007 году

2.2 Линии страхового бизнеса

2.3 Каналы продаж на рынке страхования

3. Основные направления развития российского страхового рынка

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 53.37 Кб (Скачать документ)

 

Личное страхование. В 2007 г. рынок личного страхования  составил 3483 млн. долл., а прирост  премий в данном виде страхования - 23,2 процента.

 

Наибольшая доля в личном страховании по-прежнему приходится на добровольное медицинское страхование (ДМС).

 

Основными причинами роста  сегмента ДМС в 2007 г. стали:

 

- рост стоимости медицинских  услуг;

 

- рост числа корпоративных  клиентов - теперь не только крупные,  но и средние, и небольшие  предприятия стремятся обеспечить  своим сотрудникам качественный  компенсационный пакет, в который  входит в том числе и ДМС;

 

- рост интереса к ДМС  среди корпоративных клиентов  в регионах РФ;

 

- желание самих страховщиков  развивать данный вид страхования.

 

Не таким большим, но быстро растущим и развивающимся сегментом  личного страхования является страхование  от несчастного случая. Основным драйвером  роста этого вида страхования  в 2007 г. было развитие ипотечного кредитования. При получении ипотечного кредита  человек страхуется от несчастного  случая. Таким образом, рост рынка  ипотеки непосредственно влечет за собой рост рынка страхования  от несчастного случая.

 

Таблица 2.4

 

Лидеры личного страхования (42,1% всего официального рынка)Место Компания Премии, млн. долл. Доля рынка, %

1 СОГАЗ 436 12,5

2 РОСНО 275 7,9

3 ЖАСО 234 6,7

4 РЕСО 189 5,4

5 Ингосстрах 172 4,9

6 Росгосстрах 140 4,0

 

 

Имущественное страхование. Рынок страхования имущества  в 2007 г. вырос на 26,3 процента и составил 10 590 млн. долл.

 

Основные виды имущественного страхования - это АвтоКАСКО и  страхование имущества.

 

В течение последних двух-трех лет АвтоКАСКО является одним  из самых быстрорастущих сегментов  рынка. Его ежегодный прирост  составляет, по нашим оценкам, более 30 процентов.

 

К основным драйверам роста  этого вида страхования относятся:

 

- рост рынка кредитования  и, как результат, рост рынка  автомобилей, взятых в кредит;

 

- повышение доходов, а  также страховой культуры населения.

 

При этом новым явлением и  одной из главных тенденций прошедшего года стало увеличение убыточности  по АвтоКАСКО вызванное ростом количества дорожно-транспортных происшествий, который  даже превышает прирост автопарка. Последнее обстоятельство можно  объяснить увеличением числа  водителей с предельно малым  стажем вождения. В связи с возросшей  убыточностью по данному виду страхования  некоторые страховщики, возможно, будут  вынуждены изменить условия договора страхования АвтоКАСКО подвергнув себя риску предлагать неконкурентоспособный  продукт.

 

Говоря о страховании  имущества, нельзя не отметить, что  этот сегмент является одним из самых  больших и стремительно растущих. Главные причины данного роста  состоят в увеличении «доли новых  активов» (т.е. жилья) и «новых производственных фондов».

 

Таблица 2.5

 

Лидеры на рынке страхования  имущества (39,5% всего официального рынка)Место Компания Премии, млн. долл. Доля рынка, %

1 Росгосстрах 1008 9,5

2 Ингосстрах 928 8,8

3 РЕСО 769 7,3

4 СОГАЗ 645 6,1

5 РОСНО 501 4,7

6 ВСК 385 3,6

 

 

Страхование ответственности. Поступления по страхованию ответственности  в 2007 г. выросли на 30,7 процента и составили 786 млн. долл.

 

Рост был вызван появлением новых продуктов и развитием  уже существующих, нацеленных на управление специфическими рисками: страхования  профессиональных участников рынка  ценных бумаг, ответственности управляющих  компаний, ответственности органов  управления юридических лиц, гражданской  ответственности за вред, причиненный  пациентам при проведении клинических  исследований. Рынок страхования  ответственности в России кардинально  не отличается от подобных рынков в  Европе и США. Доходы, получаемые на нем, по-прежнему занимают небольшую долю в совокупных поступлениях от всех видов страхования (4,2% в 2007 г.).

 

Таблица 2.6

 

Лидеры рынка страхования  ответственности (41,3% всего официального рынка)Место Компания Премии, млн. долл. Доля рынка, %

1 Ингосстрах 100 12,7

2 Руссогарантия 82 10,4

3 СОГАЗ 46 5,9

4 РЕСО 39 5,0

5 ВСК 30 3,8

6 РОСНО 22 2,8

 

 

2.3 Каналы продаж на  рынке страхования

 

Основными каналами продаж на рынке страхования были в течение  многих лет и в настоящий момент остаются следующие:

 

1) агентский канал продаж. Подход, применяемый в агентских  продажах, очень похож на подход, применяемый в прямых продажах. Однако этот канал в основном  используется для страхования  физических лиц, а также малого  и среднего бизнеса. В отличие  от прямых продаж, страховые продукты, продаваемые агентами, унифицированы  в соответствии со стандартными  тарифами, которые незначительно  варьируются в зависимости от  возраста и страховой истории  страхуемого;

 

2) канал прямых продаж. Продажи происходят на базе  входящих/исходящих звонков, а  также на основании рекомендаций, полученных от клиентов компании. Этот канал используется в  основном для работы с корпоративными  клиентами. Страховые продукты  учитывают потребности каждого  клиента, а тарифы устанавливаются  в каждом отдельном случае  индивидуально в рамках утвержденных  стандартов;

 

3) продажи через страховых  посредников - страховых брокеров. Страховой брокер предлагает  клиенту продукты различных страховых  компаний, подбирая те решения,  которые будут оптимальными для  каждого конкретного случая;

 

4) продажи через нестраховых  посредников. К последним относятся  автосалоны, лизинговые компании, туристические  операторы и т.д. Продажи производятся  либо сотрудниками страховой  компании, которые работают на  территории фирмы-партнера, либо  специально обученными сотрудниками  фирмы-партнера. Через нестраховых  посредников реализуются стандартные  продукты, адаптированные к специфике  посредника.

 

В последние годы особенно выросли объемы продаж через банки  и автосалоны. Через банки реализуются  практически все розничные виды страхований и ряд корпоративных: автокаско, ОСАГО, страхование от несчастного  случая, страхование жизни заемщиков, титульное страхование, страхование  банковских рисков. Если оглядываться на развитые страховые рынки, то можно  предположить, что со временем канал  продаж через банки станет одним  из самых эффективных, наряду с агентским  каналом и каналом прямых продаж.

 

Продажи через Интернет также  являются довольно перспективным каналом  продаж, однако в настоящий момент он достаточно слабо развит1.

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО  РЫНКА

 

Страхование является одним  из наиболее динамично развивающихся  направлений российского финансового  рынка. Об этом непосредственно свидетельствуют  объемы операций на рынке страховых  услуг. Общий объем страховых  платежей (взносов) по всем видам страхования  за 2001 г. составил 276,6 млрд. рублей и  вырос по сравнению с 1997 г. в 1,5 раза, в 2001 г. населению и организациям страховщиками выплачено 171,8 млрд. рублей, что более чем в 1,3 раза превышает  страховые выплаты, произведенные  в 1997 г. Для сравнения, в 2007 г. объем  премий на российском страховом рынке, по оценкам экспертов, составит 520 млрд. рублей1.

 

Следует отметить, что для  страхового рынка характерна тенденция  укрупнения страхового бизнеса. Если на начало 2002 г. на рынке работало 1366 страховых  организаций, то по состоянию на 30 сентября 2007 г. в Едином государственном реестре  субъектов страхового дела зарегистрировано 869 страховых организаций. В перспективе, когда на ведущих страховщиков будет приходиться не менее 80% объема премий, отечественный страховой рынок будет соответствовать по своему размеру, качеству и субъектному составу европейскому рынку страхования.

 

Несомненно, влияние страховой  деятельности на рынок посреднических и дополнительных услуг в области  страхования (услуги агентов, брокеров, страховых консультантов, актуариев, аудиторов и др.).

 

Вместе с тем за прошедшие  годы рыночных преобразований не удалось  в полной мере сформировать устойчивый, соответствующий современным потребностям общества рынок страховых услуг. Дальнейшее развитие страхования в  России требует уточнения его  роли в решении социально-экономических  задач государства2.

 

Следует отметить, что Правительством Российской Федерации неоднократно предпринимались конкретные шаги, направленные на совершенствование страховой  защиты различных субъектов от разнообразных  рисков. В частности, были приняты  Основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998 - 2000 годах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. № 1139; Концепция  развития страхования в Российской Федерации, утвержденная распоряжением  Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 1361-р (предусматривающая развитие страховой деятельности в Российской Федерации на период 2002 - 2007 годов). И  в настоящее время разрабатывается  Стратегия развития страховой деятельности в России на 2008 - 2012 годы.

 

 

Необходимо отметить, что  оценка эффективности концепций  развития страхования выявила ряд  негативных факторов, существенно снижающих  положительный эффект от проводимых мероприятий, в частности, на развитие различных видов страхования  негативно повлияли:

 

- существующий уровень  платежеспособности и спроса  граждан и юридических лиц  на страховые услуги;

 

- использование не в  полной мере рыночного механизма  в области страхования, и, в  частности, неразвитость обязательного  страхования, без чего не может  активно развиваться рынок добровольного  страхования;

 

- отсутствие надежных  инструментов долгосрочного размещения  страховых резервов;

 

- ограничение конкуренции  в некоторых секторах рынка  страховых услуг и на территориях,  в частности, путем создания  аффилированных и уполномоченных  страховых организаций;

 

- отсутствие системы мер  по совершенствованию законодательства  о налогах и сборах в сфере  рынка страховых услуг;

 

- низкий уровень капитализации  страховых организаций, а также  неразвитость национального перестраховочного  рынка, приводящие к невозможности  страхования крупных рисков без  значительного участия иностранных  перестраховочных компаний и  необоснованному оттоку значительных  сумм страховой премии за границу;

 

- информационная закрытость  рынка страховых услуг, создающая  проблемы для потенциальных страхователей  в выборе устойчивых страховых  организаций;

 

- несовершенство правового  и организационного обеспечения  государственного страхового надзора  и др. факторы.

 

Вышесказанное позволяет  отдельным авторам констатировать, с чем полностью согласен и  автор исследования, что национальная система страхования не в полной мере выполняет свои основные социально-экономические  функции: защиты от потенциальных рисков, необходимой для эффективного функционирования рыночной экономики и являющейся фактором ее социальной стабильности и стимулом расширения предпринимательской  деятельности; аккумуляции долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития экономики1.

 

Представляется, что основными  задачами по развитию страхового рынка  являются: формирование законодательной  базы рынка страховых услуг; развитие различных видов обязательного  и добровольного видов страхования; создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой  деятельностью, обеспечивающего баланс интересов государства и субъектов  страховых отношений; стимулирование перевода сбережений населения в  долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования  жизни; поэтапная интеграция национальной системы страхования с международным  страховым рынком.

 

Необходимо отметить, что  основой рынка страховых услуг  и резервом его развития является добровольное страхование. Приоритетными  направлениями в развитии добровольного  личного страхования должны стать  страхование жизни и пенсионное страхование. Страхование жизни  является важной сферой страхового дела, традиционным и постоянным источником значительных инвестиционных ресурсов, способствующих успешному росту  экономики.

 

Демографическая ситуация, характеризующаяся  увеличением доли населения старших  возрастных групп, и переход на накопительную  систему в пенсионном страховании, включающую самостоятельное формирование гражданами своего пенсионного фонда, предполагают расширение участия страховых  компаний в осуществлении пенсионного  страхования.

 

Стимулом для развития долгосрочного страхования жизни  должно стать создание системы гарантий страхователям и застрахованным гражданам в получении накопленных  сумм по договорам страхования.

 

Заметим, что рынок добровольного  страхования продолжает демонстрировать  завидный рост. Сумма собранных премий компаниями в первом квартале выросла  по сравнению с прошлым годом  на 11% и достигла 107,4 млрд. руб. При  этом выплаты увеличились на 27% и  составили 28,5 млрд. руб. Эти данные зафиксировала  Федеральная служба страхового надзора1. Большая доля традиционно приходится на имущественное страхование - 56%, личное страхование занимает 35%, страхование  ответственности - 5% и только 4% остается на страхование жизни.

Информация о работе СТРАХОВОЙ РЫНОК В РФ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Страховой рынок в РФ: тенденции развития