Страховая премия как цена страховой услуги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 17:58, контрольная работа

Описание

Страховой рынок охватывает сферу индивидуального (частного) страхования и представляет собой совокупность экономических отношений между страховыми компаниями и их клиентами. Специфическим товаром страхового рынка является страховая защита – услуга, предоставляемая страховыми организациями.

Работа состоит из  1 файл

Страхование.docx

— 47.75 Кб (Скачать документ)

Страховая услуга как специфический товар. Цена страховой услуги

Страховой рынок охватывает сферу индивидуального (частного) страхования  и представляет собой совокупность экономических отношений между  страховыми компаниями и их клиентами. Специфическим товаром страхового рынка является страховая защита – услуга, предоставляемая страховыми организациями.

Как и всякий товар, страховая  услуга имеет свою потребительную стоимость  и стоимость. Потребительная стоимость  страховой услуги состоит в обеспечении  страховой защиты. В случае наступления  страхового события эта страховая  защита материализуется в форме  страхового возмещения, покрытия убытков  пострадавшего лица на условиях договора страхования или в форме страхового обеспечения в страховании жизни.

Стоимость страховой услуги (или ее цена) выражается в страховом  взносе (тарифе, премии), которую страхователь уплачивает страховщику. Страховая  премия устанавливается при подписании договора и остается неизменной в  течение срока его действия, если иное не оговорено условиями договора.

Величина премии должна быть достаточна, чтобы:

  • покрыть ожидаемые претензии в течение страхового периода;
  • создать страховые резервы;
  • покрыть издержки страховой компании на ведение дел;
  • обеспечить определенный размер прибыли.

Цена страховой услуги, как и всякая рыночная цена, колеблется под влиянием спроса и предложения. Нижняя граница цены определяется равенством между поступлениями платежей от страхователей и выплатами страхового возмещения и страховых сумм по договорам плюс издержки страховой компании. При таком уровне цены страховая компания не получает никакой прибыли по страховым операциям. Естественно, что страхование таких рисков себя не оправдывает.

Верхняя граница цены страховой  услуги определяется двумя факторами:

  • размерами спроса на нее;
  • величиной банковского процента по вкладам.

При достаточно высоком спросе на данную страховую услугу, когда  есть массовая потребность в страховании, а число компаний невелико и все  они предлагают примерно одинаковые условия страхования, есть возможность  в течение какого-то времени поддерживать высокий уровень страховых премий. Однако по мере насыщения страхового рынка со стороны предложения  страховых услуг это становится опасным. Столкнувшись с завышением тарифов в одной компании, клиент уйдет в другую. Поэтому на страховом  рынке, как и на любом товарном рынке, существует тенденция выравнивания уровней страховых тарифов.

Банковский процент оказывает  существенное влияние на страховую  деятельность по двум направлениям.

Во-первых, тенденции динамики банковского процента в сравнении со страховыми тарифами определяют решения клиента по поводу того, как ему противостоять своим рискам. Вполне возможно, что ссуда, взятая в банке, или накопление в нем денег для самофинансирования могут быть выгоднее, чем страхование. Поэтому страховые компании вынуждены соизмерять размеры страховых тарифов с банковским процентом.

Во-вторых, деньги, полученные страховой компанией в виде страховых платежей и временно свободные до момента выплаты страховых возмещении, не лежат втуне. Они могут и должны использоваться страховщиком в коммерческих целях, инвестироваться в ценные бумаги, в недвижимость, предоставляться в кредит, т. е. приносить инвестиционный доход. Часть этого дохода может предоставляться страхователям в виде определенного процента. Другой вариант – когда тарифные ставки заранее уменьшаются с учетом предполагаемой нормы доходности по инвестициям.

Цена страховой услуги, предлагаемой страховой компанией, зависит также от состояния дел  у этого конкретного страховщика, а именно: от величины и структуры  его страхового портфеля, управленческих расходов, от доходов, которые компания получает от вложения временно свободных  средств. Поэтому сильные в финансовом отношении компании могут позволить  себе сохранение в своем портфеле относительно низкорентабельных видов страхования при наличии очень выгодных.

Дело в том, что доходность различных видов страхования  не может быть величиной постоянной, она зависит от фазы жизненного цикла, на которой находится данный страховой  продукт. Стадии жизненного цикла конкретной страховой услуги в принципе те же самые, как и у любого другого  товара: введение в рынок, рост спроса, насыщение или зрелость, спад продаж и уровня прибыльности и вытеснение из рынка. Жизненный цикл страховой услуги характеризуется показателями охвата "страхового поля", т. е. рискового сообщества, и динамикой числа заключенных договоров. Когда страховое поле близко к состоянию насыщения, рост процента охвата потенциальных клиентов договорами резко замедляется.

Цена страховой услуги достигает максимума на второй стадии жизненного цикла, на третьей стадии она стабилизируется, а на четвертой  возникает необходимость ее снижения либо модификации данного вида страхования.

Поскольку разнообразие страховых  услуг все же меньше, чем разнообразие товаров, то конкуренция на страховом  рынке носит в определенном смысле более жесткий характер. Главным  средством в конкурентной борьбе является предложение новых видов  страхования, отражающих возникновение  новых потребностей. В частности, предлагается страхование довольно специфических рисков, например титула собственности по договорам купли-продажи  недвижимости.

В традиционных видах страхования  конкуренция развивается в иных направлениях, а именно:

  • разработка договоров страхования с различными комбинациями рисков в интересах страхователей;
  • снижение страховых тарифов в сравнении с другими страховыми компаниями;
  • улучшение качества обслуживания страхователей.

Чем выше уровень конкуренции  на страховом рынке, тем эффективнее  деятельность страховых компаний с  точки зрения страхователей и  общественных интересов.

Структура страховой премии и общие подходы  к ее расчету

Страховая премия как цена страховой услуги имеет определенную структуру, ее отдельные элементы должны обеспечивать финансирование всех функций  страховщика. Основными компонентами страховой премии являются: нетто-премия, надбавка на покрытие расходов страховой  компании и надбавка на прибыль (таблица 5.1).

Нетто-премия предназначена  для покрытия ущербов. Специфика  страхования в обосновании этой части премии состоит в том, что  в момент калькуляции цены величина ущерба не определена.

Таблица 1

Структура страховой премии

Элемент премии

Назначение

Нетто-премия по риску

+ страховая надбавка

=== нетто-премия по риску  с учетом страховой надбавки

Покрытие ущерба при наступлении  страховых случаев и формирование страховых резервов

+ надбавка на покрытие  расходов страховой компании

Оплата расходов, включая  зарплату персонала, издержки по содержанию офиса, рекламу, комиссионные и т. д.

+ надбавка на прибыль

= брутто-премия (страховой  тариф)

Формирование прибыли


На основе данных об ущербах  за прошлый период можно рассчитать их частоту, т. е. вероятность наступления, определить среднюю величину ущерба и их распределение. В соответствии с принципом эквивалентности  в качестве минимальной премии за риск выступает ожидаемая величина ущерба, которую называют собственно нетто-премией по риску.

Однако этой суммы недостаточно для того, чтобы с высокой вероятностью обеспечить страховое покрытие в  необходимых размерах. Доказано, что  даже при очень хорошей информации об ущербах реальный ущерб превосходит  его ожидаемую величину в 50% случаев. Вследствие этого страховщики в  среднем каждые два года несут  потери, обусловленные так называемой техникой страхования. Для того чтобы  гарантировать клиентам страховую  защиту, к собственно нетто-премии по риску делают страховую надбавку.

Назначение страховой  надбавки состоит в том, чтобы  финансировать случайные отклонения реального ущерба над ожидаемыми показателями. Кроме того, страховая  надбавка имеет большое значение для сокращения другой компоненты страхуемого  риска, а именно риска, связанного с  информационными ошибками. Неправильная оценка случайного распределения ущерба может существенно снизить гарантированность  страховой защиты. Введение страховой  надбавки снижает все эти риски  до приемлемого уровня.

Надбавка на затраты страховой  компании представляет собой элемент  премии, предназначенный для покрытия издержек страховой компании. При  этом налоги, связанные с издержками, например налог на имущество, должны быть включены в калькуляцию премии. В некоторых странах существует налог на операции страхования, который  уплачивается страхователем. Это специфический  вид налога, подобный налогу на оборот. Хотя этот налог не носит затратного характера, он может быть учтен при  калькуляции прибыли в качестве особой надбавки.

В расчете страховой премии в качестве скидки может учитываться  часть прибыли, получаемой от инвестиционной деятельности страховой компании. Но это делается далеко не всегда. Доход  от вложений капитала может рассматриваться  как источник покрытия затрат всех видов, а также как самостоятельный источник прибыли.

Часть страховой премии, которая служит для покрытия расходов и формирования плановой прибыли  страхового предприятия, в практике страхования называется нагрузкой.

Надбавка на прибыль – это процент на собственный капитал, она выступает как вознаграждение владельцев капитала за его применение. Эта надбавка должна рассчитываться с учетом налогов на прибыль.

Исчисление нетто-премии по риску традиционно относится  к области страховой математики, определение других элементов премии – к экономике страхового предприятия. При всем очевидном различии между  этими двумя частями цены между  ними существует и определенная связь. Например, отмечается наличие связи  между затратами на возмещение ущерба и затратами по его урегулированию и обработке.

Самая важная задача в обосновании  страховой премии – это калькуляция  нетто-премии по риску. Главная проблема состоит в неопределенности ущерба в момент калькуляции. Калькуляция  должна быть выполнена таким образом, чтобы с высокой вероятностью покрыть в будущем возможные  ущербы, чтобы обеспечить гарантии выполнения страховых обязательств.

Начальный пункт в обосновании  методики расчетов состоит в установлении закономерности для калькулируемого  риска. В общем случае это вероятностное  распределение общего ущерба от риска  на калькулируемый период. Кроме того, устанавливаются некоторые параметры, характеризующие это распределение, такие, как средняя величина и  рассеяние. Информация о распределении  общего ущерба при необходимости  может быть дополнена информацией  для отдельных компонентов этого распределения – числа случаев ущерба и его величины в расчете на страховой случай.

Для определения случайной  закономерности по частоте и размерам ущербов необходимо иметь информацию за прошедший период. Установленная  закономерность и соответствующие  ей показатели проецируются на период калькуляции. Как при определении  закономерности распределения ущерба, так и при ее проекции на будущее  существует возможность ошибок, которые  нельзя полностью исключить. Однако надо постараться свести их к минимуму.

Уменьшение риска ошибок в диагнозе закономерности связано  с расширением совокупности информации, на основе которой производится расчет тарифа. При этом важно определить факторы риска, которые оказывают  влияние на закономерность ущерба или  его компоненты, такие как число  ущербов и величина ущербов. Из числа  факторов риска выбираются те, которые  вносят наибольший вклад в объяснение закономерности ущерба и ее прогноз. Эти факторы называются тарифными  факторами или признаками.

Все риски, которые обнаруживают одинаковые характеристики по отношению  к данным тарифным факторам, включаются в одну тарифную группу. Эта совокупность рисков может рассматриваться как  достаточно гомогенная и обеспечивающая надежность расчетов. Для того чтобы еще больше редуцировать риск диагноза, важно не ограничиваться изучением отдельных тарифных групп, а попытаться установить функциональную взаимосвязь между тарифными факторами и характеристиками ущерба. Этот метод обеспечивает сглаживание случайных колебаний в информации об ущербах.

Тарификация по заранее определенным факторам риска таит в себе такую  опасность: трудно определимые или скрытые от наблюдения факторы риска могут вызвать необъяснимую неоднородность внутри образованной тарифной группы. В этом случае специалисты рекомендуют дифференцировать исходные данные, вплоть до изучения специфики отдельных рисков.

Таким образом, при формировании исходной базы для тарифных расчетов используют три вида информации: данные индивидуальных ущербов по единичным  рискам, ущербы по тарифным группам  и данные по всему рисковому сообществу.

В теории риска существует хорошо разработанная теория калькуляции  премий, которая основана на предпосылке  наличия информации о случайной  закономерности калькулируемого риска  и важнейших характеристик этой закономерности. С формальной точки  зрения рисковая премия определяется как функционал П, соответствующий ущербу по отдельным рискам или множеству рисков.

X - П(Х),

где Х – ущерб,

П(Х) – рисковая премия.

На практике используется функционально-параметрическая модель типа

Информация о работе Страховая премия как цена страховой услуги