Страхование в системе финансово-кредитных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:13, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: охарактеризовать страхование как экономическую категорию, определить место страхования в системе общественного воспроизводства, определить значение страхового звена в финансово-кредитной системе, а также проанализировать принципы, функции, организацию и управление финансами в страхование.
Предметом исследования являются основные тенденции, проблемы и перспективы развития страхования, как звена финансово-кредитных отношений.

Содержание

Введение
1.1 Понятие финансово-кредитной системы
1.2 Структура финансово-кредитной системы
2.Характеристика основных звеньев финансово-кредитной системы РФ
2.1 Государственные финансы
2.2 Фонды страхования
2.3 Особенности финансов хозяйствующих субъектов
3. Тенденции развития финансово-кредитной системы РФ
3.1 Тенденции развития банковского сектора в РФ
3.2 Расширение возможностей рынка государственных долговых обязательств
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

СТРАХОВОЕ ДЕЛО.docx

— 61.62 Кб (Скачать документ)

 

1.2 Структура финансово-кредитной системы

Внутри каждой из названных  сфер выделяются звенья, причем группировка  финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых  денежных фондов. Этот критерий позволяет  выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов – соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений  взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное  – финансами предприятий, внутриотраслевое – финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное – государственным бюджетом, внебюджетными  фондами.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с  внутренней структурой содержащихся в  нем финансовых взаимосвязей. Финансовая система является единой системой, поскольку базируется на едином источнике  ресурсов всех звеньев. Объединяющей основой  единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку  они непосредственно участвуют  в процессе материального производства. В составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть выделены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности – финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

В сфере страховых отношений  каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе  государственных финансов группировка  финансовых отношений внутри звеньев  осуществляется в соответствии с  уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Одним из главных звеньев  финансовой системы является государственный  бюджет. С его помощью правительство  концентрирует в своих руках  значительную часть национального  дохода, перераспределяемого финансовыми  методами. В этом звене сосредотачиваются  крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом  отношении расходы. Бюджет тесно  связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую  помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая  более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и  влияние которых повышается. Центральную  роль в этом звене играют местные  бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют  определенную самостоятельность. Местные  бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды –  это средства федерального правительства  и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет.

Внебюджетные фонды управляются  непосредственно центральными, а  в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными  источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы Российской Федерации. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



 


Финансы предприятий,                     Страхование                                    Государственные

учреждений, организаций                                                                                       финансы



     


           финансы предприятий,              социальное страхование              внебюджетные фонды


           функционирующих на

           коммерческих началах                 личное страхование                           государственный


                                                                                                                                        кредит


           финансы учреждений,                      имущественное


         осуществляющие неком-                     страхование                                            государственный


         мерческую деятельность                                                                                                  бюджет


                                                                                             страхование


          финансы общественных                           ответственности

                  объединений

                                                                              страхование предприне-


                                                                                      мательских     рисков


 

2.Характеристика основных звеньев  финансово-кредитной системы РФ

2.1 Государственные финансы

Внебюджетные  фонды

Внебюджетные фонды в  финансовой системе России созданы  в соответствии с «Бюджетным кодексом Российской Федерации». Главная причина  их создания — необходимость выделения  чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Внебюджетные фонды находятся  в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как  правило, строго целевое назначение /2/.

К доходам внебюджетных фондов относятся:

  • специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
  • отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

средства бюджета;

  • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
  • займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков.

В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и  экономических фондов, в том числе:

социальные: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения РФ (с 01.01.2001 упразднен), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд обязательной социальной поддержки населения и др.;

экономические — Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др.

Рассмотрим подробнее  отдельные фонды.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) — образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением /4/.

Важнейший принцип любого пенсионного  фонда — солидарная ответственность  поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень  жизненных благ путем перераспределения  средств во времени (нынешние работники  содержат вчерашних, завтрашние — возьмут  обеспечение нынешних) и в пространстве — где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует  себе определенный прожиточный уровень  в будущем.

Средства Пенсионного  фонда формируются в соответствии с Федеральным законом «Об  обязательном пенсионном страховании  в РФ» за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и  ассигнований из федерального бюджета. Часть средств поступает в  результате капитализации (вложений в  ценные бумаги) временно свободных  средств. Кроме того, Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц. При отсутствии средств он может  использовать кредиты банков.

Средства ПФР используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации  пенсионерам, пособий для детей  в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. В  условиях инфляции пенсии гражданам  России пересматриваются в сторону  повышения, несколько приближая  их к темпам роста цен. Устанавливаются  также минимальные пенсии.

Руководство ПФР осуществляет Правление и его постоянно  действующий орган — Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения  в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных  и административно-территориальных  образованьях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование расходов органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Кроме ПФР вопросами пенсионного  обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсии), Министерство связи (доставляет пенсии получателю), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами и безналичными перечислениями).

Фонд социального  страхования РФ (ФСС РФ). Это второй по значению внебюджетный социальный фонд /5/.

Основные задачи Фонда:

  • обеспечение гарантированных государством пособий;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;
  • подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Он предназначен для финансирования выплат различных  пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Кроме того, за счет средств  ФСС осуществляется санаторно-курортное  лечение — оздоровление трудящихся и членов их семей.

Фонд социального страхования  образуется за счет: /6/

  • страховых взносов предприятий, учреждений, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
  • доходов от инвестирования части временно свободных у него средств;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц;
  • ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также на другие цели.

Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат, а в региональных отраслевых отделениях — аппараты органов ФСС. При ФСС  образуется Правление, при региональных отраслевых отделениях — координационные  советы. Руководство деятельностью  ФСС осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

Фонды обязательного  медицинского страхования РФ (ФОМС) образованы в соответствии с Законом РФ "Об обязательном медицинском страховании граждан РФ" (от 28 июня 1991 г.). Он определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования и направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников /7/.

На территории России создаются  страховые медицинские организации, учредителями которых выступает  местная администрация. Эти страховые  компании могут работать только при  наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. В соответствии с Положением о  страховых медицинских организациях, утвержденным Постановлением Правительства  РФ 11 октября 1993 г., эти организации  обязаны заключать договора с  медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, создавать страховые резервы, защищать интересы застрахованных.

Обязательное медицинское  страхование — составная часть  государственного социального страхования  и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении  медицинской и лекарственной  помощи за счет средств обязательного  медицинского страхования.

Для реализации политики в  области медицинского страхования  создаются Федеральный и территориальный  фонды медицинского страхования  как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти  фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Информация о работе Страхование в системе финансово-кредитных отношений