Страхование в России: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 20:36, курсовая работа

Описание

В первой главе работы будет дана общая характеристика страхового рынка - понятия, история развития. Вторая глава будет посвящена анализу состояния страхового рынка в России на основании показателей последних лет. В третьей главе будет говориться о перспективе развития страхового рынка, а также о проблеме развития страхования в России и возможные пути решения данных проблем.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы страхования……………………………………....5
1.1 Сущность страхования, цели, задачи, функции………………………….5
1.2 Понятие страхового рынка и его участники……………………………...9
1.3 Современные формы, виды страхования………………………………..12
2. Анализ состояния современной системы страхования…………………16
2.1 Анализ отраслевого страховых рынков в 2009-2010 годах….................16
2.2 Влияние экономического кризиса на состояние страхового
рынка……………………………………………………………………………...19
3. Проблемы и перспективы развития страхования в РФ………………...21
3.1 Проблемы функционирования страховых рынков и пути их решения…………………………………………………………………………..21
3.2 Основные направления развития страхования………………………….24
Заключение ………………………………………………………………..……..27
Библиографический список ……….…………………………………………....30

Работа состоит из  1 файл

САМА КУРСОВАЯ МАТЬ ТВОЮ.doc

— 980.00 Кб (Скачать документ)

      В 1 квартале 2010 года большая часть  совокупной страховой премии без  учета ОМС приходится на страхование юридических лиц (64%), страхование граждан занимает чуть больше трети рынка – 36%. Премии по страхованию жизни на 75% состоят из средств населения, по личному страхованию на 15%, по страхованию имущества – на 42%, по страхованию ответственности – на 16%.

 

       Общее количество компаний, имеющих  долю в выплатах возмещений более 1%, по сравнению с 1 кварталом 2009 года сокращается, совокупная доля выплат этой группы страховщиков остается на прежнем уровне.

      Среди действующих договоров большую  часть портфеля занимает ОСАГО (45%), на втором месте личное страхование – 23%. Среди заключенных договоров 44% занимает личное страхование, что объясняется большим количеством полисов страхования от несчастного случая, проданных пассажирам на железнодорожном транспорте (более 83% от всех заключенных договоров по личному страхованию). На втором месте в структуре заключенных договоров находится ОСАГО – порядка 31% от общего количества договоров.

      Структура страхового портфеля по заключенным  и действующим договорам в 1 квартале 2010 года представлена на графике.

     

      Рисунок 4. Структура страхового портфеля по действующим и заключенным договорам  в 1 квартале 2010 года.

     90% заключенных и действовавших  договоров в 1 квартале 2010 года  приходится на договоры с физическими  лицами. 
 
 
 

        2.2 Влияние экономического кризиса на состояние страхового рынка.

      Кризис 2008-2009 годов стал третьим переломным моментом в развитии российской страховой розницы после введения ОСАГО и бума розничного кредитования. В результате кризиса кардинальным образом изменился весь бизнес розничных страховщиков - структура страхового портфеля по видам страхования и каналам продаж, тарифная политика и политика урегулирования убытков, финансовые показатели.

      Наибольше досталось тем компаниям, которые  серьезно не были готовы к кризису. Они спокойно надеялись, что доходы 50-60%, достигнутые ими на протяжении последних лет, будут постоянно расти без сбоев. За счет доходов они расширяли свою сеть, тратили деньги на другие расходы, совсем не заботясь о создании необходимого резерва в случай непредвиденных ситуаций в развитии экономики. Эти страховые компании по инерции смогли протянуть некоторое время после начала кризиса, а потом их работа сначала заклинилась, а потом вообще остановилась. В результате непродуманной тактики, эти компании оказались полностью не готовые к жестким правилам, которые диктует кризис. В результате пострадали тысячи клиентов этих страховых фирм. Другие, более солидные фирмы, предвидели неблагоприятное влияние кризиса на рынок страхования. Они не спешили вкладывать свои активы в фонды риска, а размещали их часть на депозитах. В результате чего, они и в неблагоприятных условиях кризиса продолжают нормально работать и своевременно делают необходимые выплаты своим клиентам.

      К сожаленью таких компаний немного. Большинство страховых компаний на сегодня не могут выполнить перед клиентами своих финансовых обязательств. Любая страховая компания обязана создать такой финансовый резерв, который даже при полной остановке страхового бизнеса, позволит компании оплатить свои финансовые обязательства каждому клиенту. Это должно быть незыблемым правилом каждой страховой компании, которая хочет долго и плодотворно работать на рынке страхования.

      Неблагоприятное влияние кризиса на рынок страхования  сказалось на многих клиентах страховых компаний, которые не подготовились к неблагоприятной экономической ситуации. Многие страховые фирмы вообще перестали проводить выплаты клиентам или существенно задерживать, что существенно подорвало доверие народа к страхованию.

      С октября 2008 по июнь 2010 года доля пользователей услугами страхования снизилась с 42% до 29%, об этом свидетельствуют результаты всероссийских опросов населения НАФИ. Значительно сократился и перспективный спрос на услуги страховых компаний: доля тех, кто не собирается страховаться, увеличилась с 4% до 20%. Сузился потенциальный спрос на такие виды страхования, как страхование недвижимого имущества.

      Сегодня повысилась разборчивость клиентами  в выборе фирмы страхования. Они  начали доверять более солидным фирмам, которые даже в условиях кризиса дорожат доверием каждого клиента. Безусловно, что такие компании - будущее страхового рынка. Они работали и продолжают работать на перспективу. В этом большой плюс влияния кризиса на рынок страхования. Ведь в результате кризиса отсеются недобросовестные компании, а останутся компании, которые смогут обеспечить клиенту финансовые обязательства в любых ситуациях. Кризис помог людям более осторожно и продуманно вкладывать финансовые ресурсы, не поддаваясь на заманчивые рекламные трюки строения различных финансовых пирамид.

      Еще один плюс, появившийся при кризе  в страховых компаний, это возможность  привлечь высококвалифицированных  специалистов, освободившихся в других отраслях экономики.

      60% процентов всего страхования  перепадает на автострахование. Этот вид страхования в условиях негативного влияния кризиса на рынок страхования, хоть и медленно, но все-таки развивается, в основном за счет обязательных страховок.

3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ. 

      3.1 Проблемы функционирования  страховых рынков и пути их решения

           Страховой рынок России характеризуется рядом проблем, от разрешения которых зависит не только его стабильность сегодня, но и существование завтра. Самая большая, проблема страхового рынка в том, что государство в лице его властных органов до настоящего момента не желает воспринимать страхование как стратегический аспект развития экономики государства. Это в свою очередь порождает определенные негативные для развития страхового рынка обстоятельства, например в виде налогового прессинга, в результате которого страховые услуги не только теряют свою привлекательность, но и становятся невыгодными. Общее состояние налогообложения в страховой сфере характеризуется отсутствием системы, единой методологической базы, доминированием ведомственного подхода к установлению налогов, отсутствием стимулов к развитию страхового рынка. Сегодня прибыль от страховой деятельности облагается по повышенной ставке – 43 %.

      На  протяжении определенного времени  по действовавшему законодательству страховая выплата по случаю смерти, как бы кощунственно это не звучало, рассматривалась как доход и облагалась подоходным налогом.  Не секрет, что в большинстве развитых стран  средства, направляемые на страхование исключаются, из налогооблагаемой базы, а получаемые страховые суммы не облагаются налогом. Естественно, что при таком подходе возможен прогресс на рынке страховых услуг. Грамотная политика государства в данной области воспитывает у граждан потребность в страховании, а государство снимает с себя обязательства по возмещению своим гражданам всевозможных ущербов и убытков, экономя в конечном итоге значительные средства. Кроме того, поощряя страхование, государство с помощью страховых компаний получает огромные инвестиционные средства для собственной экономики. Непродуманная политика в области страхования в России наоборот влечет за собой процветание иждивенчества со стороны большей части населения, привыкшего возмещать все за счет государства. Стихийные бедствия, межнациональные конфликты и т.п. неизбежно приводят к потере имущества, получению увечья, гибели. В странах с развитой страховой культурой причиненный ущерб, естественно, в подобных случаях возмещается страховыми компаниями, что имеет свои преимущества – во-первых, выплаты соразмерны причиненному ущербу, во- вторых, государство может оказать дополнительную помощь.

      Среди наиболее насущных проблем, стоящих  перед российским страхованием, можно  выделить также острейшую проблему фактического отсутствия адекватных инвестиционных инструментов, удовлетворяющих требованиям страховщиков. Вопрос о том, каким образом разместить временно свободные денежные средства страховых компаний — прежде всего страховые резервы — стал сейчас настоящей головной болью для страховщиков. Суть проблемы в следующем. Порядок размещения страховых резервов строго регламентируется государством и отклонение от установленных правил со стороны страховых компаний может стоить им лицензии на право занятия страховой деятельностью. Однако, установив определенные обязательные правила, государство не несет никакой ответственности, если выполнение указанных правил приведет к негативным последствиям. Практически отсутствуют инструменты, обеспечивающие гарантированные государством условия надежности инвестирования страховщиком страховых резервов, прежде всего, в части своевременной их возвратности и оговоренной доходности.

      Существующая  система налогообложения страховщика  направлена только на ежегодный прирост  собранной страховой премии и  не позволяет накапливать страховые  резервы. При падении сборов страховой премии у страховой компании страховые резервы, по окончании обязательств, поступают в прибыль и облагаются налогом на прибыль. Естественно страховщик стремится увеличить сборы. Поэтому на страховом рынке идет серьёзная борьба за страхователя. И в результате мы имеем - демпинг.

      В погоне за сегодняшними сборами страховых  премий, страховщики не думают о  завтрашнем дне. А сейчас, при серьёзном  спаде спроса на страховые услуги, через 2 – 3 года даже крупные страховщики  «выдохнуться» в этой гонке. Оставшиеся «в живых» страховые компании будут просить у правительства, - изменить систему налогообложения. А спасти страховой рынок еще можно и  без больших потерь .Для этого требуется немного, а именно, отменить налог на прибыль для страховщика без всяких условий «проверяемого налогового периода» прошлых лет. А вместо налога на прибыль ввести пошлину в размере 0,5% от собранной страховой премии, которую страховщики должны будут платить в местные бюджеты субъектов Российской Федерации.

      Что касается порядка формирование технических  страховых резервов (нормативный  ли или “pro rata”), то он должен утверждаться решением правления страховщика  в зависимости от вида страхования  и уровня выплат (убыточности) предыдущих лет. И тогда при спаде спроса на страховые услуги, который сейчас произошел, страховщик не будет «трястись» над резервами, которые «утекают сквозь пальцы» под налог по истечении срока ответственности.

      Страховые посредники, - брокеры и агенты, ни при каких обстоятельствах не должны платить налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. У них должна быть только упрощенная система налогообложения, и налог - не выше 3% от акта выполненных работ. Нельзя забывать для чего создаются страховые фонды страховщиком и не надо «откусывать» от страховой премии страховщика через страхового посредника. При предлагаемых условиях через 2 – 3 года страховщики окрепнут, и рынок будет только развиваться. 

      3.2 Основные направления развития страхования 
         
Современные тенденции развития страхового рынка связаны с укрупнением страхового бизнеса, объединением страховщиков, перестраховщиков, страховых брокеров.

      На рубеже ХХ-ХХI вв. на страховых рынках произошла волна слияний и приобретений. Экономическая нестабильность также оказывает существенное воздействие на национальный страховой рынок и заставляет изыскивать пути повышении устойчивости и укрепления позиций его субъектов.

      Сложившаяся ситуация такова, что только совместим усилия участников страхового рынка позволяют обеспечить его динамическое развитие, а следовательно, и развитие экономики страны, и предоставление надежных финансовых гарантий страхователям.

      Рассматривая перспективы процесса объединения на рынке страховых услуг Российской Федерации, можно представить его развитие в трех направлениях:

      1) объединения, сопряженные с изменением юридического статуса. Объединения такого типа имеют целью увеличение уставного капитала посредством слияния, присоединения.

      Процесс объединения в такой форме уже происходит российском рынке в связи с законодательно установленным с 1 января 1999 г. минимальным размером уставного капитала являющимся недостижимым для огромного числа страховых компаний.

      Некоторая часть страховщиков на сегодняшний день нашла себе партнеров для объединения своих капиталов. Например, компания Metlife и компания Alico, работающая на российским рынке более 15 лет, объединились для создания одной из крупнейших в мире компаний по страхованию жизни.

      2) создание различных холдингов — групп компаний, остающихся юридически свободными и связанными между собой участием в уставных капиталах, а, следовательно, и управлением компаниями. Формы холдингов могут быть различными — от блокирующего до управляющего.

      Одним из наиболее известных примеров холдинга, сложившегося, правда, исторически, является ОАО "Росгосстрах" С его более чем 80 региональными страховыми компаниями. Центральное правление осуществляет стратегическое руководство подконтрольными ему участниками холдинга;

      3) сейчас у российских страховщиков на повестке дня стоит вопрос о финансовой устойчивости в условиях экономического кризиса, а также в посткризисный период. В связи с этим имеет смысл рассматривать это направление — консолидацию без изменения юридического статуса, например путем объединения в страховые пулы по соответствующим направлениям деятельности.

      Процесс консолидации в российском страховом бизнесе является объективной закономерностью развития отечественного страхового рынка.

      Анализ финансового состояния страхового рынка указывает на определенные стагнирующие явления:

      — отсутствие крупных рынков, например страхования жизни, страхования автогражданской ответственности, страхования ответственности работодателей;

Информация о работе Страхование в России: проблемы и перспективы развития