Страхование окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 08:16, курсовая работа

Описание

Согласно нормам действующего законодательства РФ предприятия, учреждения, организации обязаны возместить вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу граждан, а также имуществу предприятий, учреждений, организаций вследствие загрязнения окружающей среды. Кроме того, загрязнение окружающей среды предусматривает значительные затраты на восстановление природных ресурсов.
Цель данной работы: рассмотреть специфику страхования окружающей среды за рубежом и в пределах Челябинской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 Страхование экологических рисков
1.1 Сущность экологического страхования……………………………………..5
1.2 Проблемы развития экологического страхования………………………….9
Выводы по первой главе………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2 Страхование окружающей среды на примере Челябинской области
2.1 Экологическое состояние Челябинской области………………………….14
2.2 Страхование экологических рисков в Челябинской области……………..16
Выводы по второй главе………………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...................20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ………………………...21

Работа состоит из  1 файл

курсач 3 курс ФиК страование.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

     Обычно  нормативы устанавливаются в виде предельно допустимых концентраций (ПДК) и аналогичных величин. Однако отходы жизнедеятельности предприятия, как правило, содержат самые разные вещества, оказывающие вредное действие на организм человека. Возникает проблема суммарной оценки, т.е. определения интегрального показателя экологического вреда данного предприятия, но она далека от корректного решения.

     Не  в последнюю очередь это связано  с адекватной оценкой здоровья населения  и влияния на него различных экологических  факторов. Известно, что при увеличении обращаемости населения в медицинские учреждения, естественно, увеличивается выявленная заболеваемость, но не латентная заболеваемость, присущая данному контингенту. Она может быть установлена лишь при сплошном обследовании, а потому в большинстве ситуаций остается неизвестной.

     Полезными характеристиками здоровья населения  могли бы быть коэффициенты смертности (дифференцированные по полу и возрасту) и реальная средняя продолжительность  жизни для интересующего нас  контингента. Однако в настоящее время подобные характеристики больше зависят от динамики общей социально-политической обстановки в стране, чем от влияния конкретных экологических факторов. Экологические вопросы часто являются предметом политических спекуляций.

     Развитие экологического страхования в России осложняется кризисным состоянием экономики в целом и тяжелым финансовым положением большинства предприятий - источников повышенной опасности. В условиях низкой платежеспособности потенциальных страхователей более-менее стабильно может развиваться только обязательное страхование, т.к. на оплату взносов по добровольному страхованию у предприятия просто не остается средств. Кроме того, у финансово неблагополучных предприятий имеют место более высокая степень износа основных фондов, менее экологичные технологические процессы, поэтому и степень риска наступления у них страховых случаев выше, а стоимость страхования - дороже. Получается такая ситуация, когда многие предприятия, имеющие наибольшую потребность в страховании экологического риска, остаются невовлеченными в систему экологического страхования.

     Особенностью  экологического страхования являются огромные масштабы ущерба вследствие экологических аварий или катастроф. Это означает, что отдельно взятой страховой компании трудно брать на себя такие риски, поэтому крайне актуальной представляется задача образования страховых экологических пулов, которые обладали бы необходимыми финансовыми резервами для выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая.

     Современный российский страховой рынок составляют многочисленные мелкие частные компании, совокупный капитал которых равен капиталу одной не самой крупной западной компании. Для финансовой устойчивости таких страховщиков представляет опасность принимать на себя крупные риски, ущерб по которым (даже с учетом сострахования или перестрахования) носит катастрофический характер и имеет место высокая степень кумуляции риска. Поэтому экологическое страхование должно проводиться при участии государства в лице его федеральных или региональных органов власти, которые могут разрабатывать и реализовывать на практике специальные целевые программы, издавать соответствующие нормативные акты, регулирующие проведение экологического страхования, а также инициировать участие в экологическом страховании государственных страховых компаний.

     В целом емкость отечественного страхового рынка пока не достаточна для полного  обеспечения страховой защиты от экологических аварий и катастроф, поэтому важным условием проведения страхования должно быть перестрахование крупных экологических рисков за рубежом.

     Определенные  трудности в проведении экологического страхования создает отсутствие необходимого опыта и квалифицированных кадров, слабое развитие инфраструктуры экологического страхования. Проведение экологического страхования, оценка рисков и ущербов, процедура урегулирования убытков требует участия большого числа специалистов - страховщиков, экологов, юристов и др. Поскольку история экологического страхования в России начала свой отсчет всего несколько лет назад, то отечественные специалисты не обладают большим практическим опытом.

     Кроме того, для работы по экологическим  рискам необходимы данные страховой  статистики, причем за период более долгий, чем по традиционным рискам, т.к. экологические катастрофы происходят реже. Далеко не все статистические данные по экологической тематике являются общедоступными, часть данных вообще была засекречена. Поэтому российские страховщики, в отличие от своих западных коллег, на сегодняшний день не располагают достаточной страховой статистикой, позволяющей достоверно определять вероятность страховых случаев и страховые тарифы. Использование же западных методик тарифных расчетов также не является выходом из положения, т.к. в России, в силу ее исторических, географических и экономических особенностей, уровень экологической безопасности значительно ниже развитых стран, степень риска наступления страховых случаев выше, а возможные экологические катастрофы могут носить более глобальный характер (достаточно вспомнить аварию на Чернобыльской АЭС). Тем не менее, опираться на западный опыт при разработке своих методик российским страховщикам все равно необходимо и целесообразно, т.к. это, с одной стороны, позволит поставить на научную основу деятельность по экологическому страхованию на внутреннем рынке, и, с другой стороны, облегчит размещение рисков в перестрахование за рубежом. 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы  по первой главе

     Таким образом, экологическое страхование  представляет собой перспективное и эффективное средство создания благоприятных экономических условий для вовлечения в процесс обеспечения экологической безопасности капиталов коммерческих структур, повышения надежности работы промышленных предприятий и создания дополнительных рабочих мест. Оно является надежным инструментом экономико-правового механизма охраны окружающей природной среды, требующим дальнейшего развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2 Страхование окружающей среды на примере Челябинской области

     2.1 Экологическое состояние Челябинской  области 

     Рассмотрим  развитие экологического страхования на примере Челябинской области. Данный регион занимает второе место на Урале по объему промышленного производства. В Челябинской области работает более 150 предприятий, занимающихся добычей и переработкой природного сырья. В области развито металлургия, машиностроение, строительный, аграрно-промышленный и топливно-энергетический комплексы. Ведущая отрасль промышленности Челябинской области – металлургическая. Более 60% всего объема по области промышленной продукции относится к данному направлению. Качество атмосферного воздуха крупных городов Челябинской области, на протяжении многих лет остается неудовлетворительным. Воздух городов загрязнен формальдегидом, диоксидом азота, фенолом, бензапиреном и другими вредными веществами, что обусловлено выбросами предприятий черной и цветной металлургии, энергетики, автотранспорта. Наибольший уровень загрязнения атмосферного воздуха городов наблюдался при неблагоприятных метеорологических условиях, когда происходило накопление вредных примесей в приземном слое атмосферы, и выбросы крупных предприятий были направлены на селитебную зону городов.

     Челябинск входит в десятку российских городов  с самой неблагоприятной экологической  остановкой.

     Так, например, в городе Карабаш находится  ЗАО «Карабашмедь». В конце июля 2010 года экологами в Карабаше была зафиксирована преждевременная  осень – на деревьях пожелтели  листья погиб урожай. СМИ связывали  это с опасными выбросами медного  предприятия. В июле 2010 года управление Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе в судебном порядке обязало ЗАО «Карабашнефть» провести модернизацию производства, чтобы прекратить закрязнение окружающей среды вредными выбросами. В 1957 году на химкомбинате «Маяк» произошла так называемая кыштымская авария, информация о которой не подтверждалась Советским Союзом официально до 1989 года. Некоторые ученые   считают последствия этой аварии сопоставимыми со взрывом 20- килотонной американской бомбы в 1945 году над Хиросимой. В зону поражения тогда попало, по разным данным, до 300 тысяч человек из Челябинской, Курганской и Свердловской областей.

     Экологию Урала отравляют и скопившиеся 20 млрд. тонн промышленных отходов. В указанную сумму входят и отходы обогатительных фабрик, и вскрышные, и вмещающие породы. Тысячи гектаров земель отведены под полигоны и свалки для хранения промышленных отходов. Причём довольно внушительная часть этих отходов представляет серьёзную угрозу для экологии Урала.

     На  территории Челябинской области захоронения промышленных отходов составляют 15% от общероссийских показателей.

Усугубляет  экологическую ситуацию Уральского района и то, что уровень переработки  промышленных отходов, загрязняющих окружающую среду, очень невысок. В частности, показатели по переработке серы в серную кислоту из отходящих газов медеплавильных заводов Уральского района не дотягивают даже до 60%. В Свердловской области переработке подвергается менее 0,1% промышленных отходов с повышенным содержанием чёрных, цветных и редких металлов.

      Уровень содержания тяжёлых металлов в почвах, находящихся вблизи предприятий чёрной и цветной металлургии, в десятки и сотни раз выше предельно допустимой нормы. Из-за горных разработок серьёзно нарушены земли, сильно изменились естественные ландшафты Урала. В результате многолетней деятельности по добыче железной руды с лица земли были полностью стёрты горы Высокая и Магнитная. Почти полностью выработан Челябинский угольный бассейн: он превратился в карьеры, ямы и отвалы пустой породы.

     Серьёзной проблемой экологии Урала является и то, что немалое число нарушенных земель располагается практически  в городских центрах – на месте  отработанных месторождений полезных ископаемых. К примеру, в Нижнем Тагиле такие земли составляют 30% от всей территории.

Водоёмы, находящиеся рядом с объектами добывающей промышленности и чёрной и цветной металлургии сильно загрязнены тяжёлыми металлами. Кроме того, поверхностные воды Урала активно загрязняются нефтепродуктами.

     В результате, средний показатель степени загрязнённости уральских речных вод намного превышает предельно допустимый уровень. При этом только пятая часть водопроводов Уральского района осуществляет полный цикл очистки питьевой воды.

     Ситуацию  с загрязнением вод Урала усугубляет тот факт, что 40% городского и 95% сельского населения Уральского района не обеспечено водопроводом и канализацией. В результате, около 80% рек Урала признаны непригодными для использования в системе водоснабжения. 

     2.2 Страхование экологических рисков  в Челябинской области 

     В настоящее в Челябинской области существует множество программ по улучшению экологической ситуации на территории региона. Так, например, муниципальные власти города Челябинска разработали городскую целевую программу «Оздоровление окружающей среды на 2009-2010 годы» с целью улучшения экологического состояния и повышения качества жизни у населения. В рамках, которой выполнены следующие мероприятия: - произведена ликвидация несанкционированных свалок отходов производства и потребления, общим объемом 21 тысяча куб.м.; - из жилого фонда, не имеющего централизованной системы водоотведения, вывезено 99,4 тысячи куб.м. жидких бытовых отходов; - проведены мероприятия по работе с безнадзорными животными за счет снижения их численности. В Челябинске пять городских и районных парков, три городских сада, 128 скверов, 19 бульваров. Зеленые насаждения занимают более 700 гектаров. В рамках городской целевой программы «Оздоровление окружающей среды города Челябинска» в 2010 году на улицах и скверах высажено более тысячи деревьев. Администрация города Челябинска уделяет большое внимание деятельности промышленных предприятий города в области охраны окружающей среды. В областном центре создана комиссия по контролю за соблюдением законодательства в этой сфере. В 2010 году проверены такие промышленные гиганты, как «Челябинский электрометаллургический комбинат» и «Челябинский цинковый завод», высказаны требования по соблюдению природоохранного законодательства. Всего в 2010 году специалистами Управления экологии и природопользования проведены проверки 183 предприятий на предмет соблюдения природоохранного законодательства. Однако несмотря на позитивные результаты поведенных работ по данным Государственной службы статистики Российской Федерации, Челябинск является одним из самых экологически грязных городов России ( выбросы в атмосферу за 2011 год составили почти 117,8тыс.тон ). 

     Так, из всего вышесказанного следует, что  Челябинская область – это  один из самых  экологически опасных  регионов России. На территории области  не раз происходили экологические катастрофы огромных масштабов. Челябинская область как никакой другой регион нуждается в совершенствовании системы страхования окружающей среды. Страхование за счёт превентивной и компенсаторной функции, присущих ему, позволяет обеспечить контроль и предотвращение неблагоприятных последствий производственной деятельности и обеспечивает высокую степень безопасности функционирования предприятий, укрепляет заинтересованность большинства правительств и хозяйствующих субъектов в том, чтобы обеспечить как можно более полное возмещение возможного ущерба с максимальным привлечением средств частного капитала, а именно средств страхового фонда, формируемого страховыми компаниями.

Информация о работе Страхование окружающей среды