Страхование как элемент финансовой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 14:06, курсовая работа

Описание

Страхование и предпринимательство тесно взаимно связаны. Для предпринимательства характерны организационно-хозяйст­венное новаторство, поиск новых, более эффективных способов использования ресурсов, гибкость, готовность идти на риск.
При этом возникают определенные страховые интересы, обусловленные природой предпринимательской деятельности. Эти страховые интересы, закрепленные в соответствующих до­говорах страхования, ориентируют предпринимателей на овла­дение перспективными формами развития, на поиск новых сфер приложения капитала.

Содержание

Введение
1.Сущность и экономическая природа страхования
1.1.Экономическая сущность и функции страхования
1.2.Классификация и виды страхования
2.Механизм страховой защиты общественного воспроизводства
2.1.Организация страхования в РФ
2.2.Тарифная политика страховой деятельности
2.3.Финансовые аспекты страховой деятельности.
Заключение. Выводы и предложения.
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Экономическая сущность страхования.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)
p>- случайный характер наступления разрушительного события;

- чрезвычайность нанесенного ущерба, характеризуемая натуральными и денежными измерителями;

- объективная необходимость предупреждения, преодоления последствий указанного события и возмещения материального или иного ущерба.

Указанные признаки в своей совокупности свидетельствуют о наличии страхового риска в производственной деятельности людей и необходимости защитных и предупредительных мер для обеспечения непрерывного и бесперебойного производственного процесса. В страховом риске и в защитных предупредительных мерах состоит сущность экономической категории страховой защиты общественного производства.

Для того, чтобы в соответствии с требованиями указанной экономической категории проводить в жизнь защитные меры, необходимо обособление части валового национального продукта для предупреждения и возмещения материального ущерба, т.е. формирование страхового фонда. Тем самым экономическая категория страховой защиты общественного производства находит свое материальное воплощение в страховом фонде, который представляет собой совокупность различных страховых натуральных запасов и денежных страховых фондов.

Экономическая категория страхования является составной частью финансовой категории, находящейся в подчиненной связи с категорией финансов.

Финансовая категория страхования выражает свою сущность, прежде всего через страхование финансовых рисков: предпринимательских, коммерческих, биржевых, валютных, банковских и кредитных.

Следует отметить, что материальным воплощением экономической категории страховой защиты служит страховой фонд, который представляет собой совокупность выделенных (зарезервированных) натуральных запасов материальных благ. Объективная необходимость формирования страхового фонда неоднократно подчеркивалась К. Марксом «... часть прибыли, следовательно, прибавочной стоимости, а потому и прибавочного труда ... служит страховым фондом... Это также единственная часть прибавочной стоимости и прибавочного продукта... которая должна будет существовать и по уничтожении капиталистического способа производства».

В работе “Критика Готской программы” К. Маркс, анализируя схему распределения совокупного общественного продукта в натуре, отмечал в качестве его обязательного элемента «резервный или страховой фонд для страхования от несчастных случаев, стихийных бедствий и т.д.»

Исторически первой организационной формой материального воплощения экономической категории страховой защиты был натуральный страховой фонд. Новое же качество он получил в связи с выделением из товарного обращения специфического товара - денег.

Доктор экономических наук Шахов В.В., исследующий проблему страховой защиты общественного производства уверен, что: «Денежная форма страхового фонда позволила ему превратиться из элемента, обслуживающего внутриотраслевой хозяйственный оборот в средство воздействия и гарантии развития межотраслевого хозяйственного оборота».

Осознанная человеком и обществом в целом необходимость страховой защиты формировала страховые интересы, через которые стали складываться определённые страховые отношения.

Содержание страховых отношений охватывало образование и использование резервов страхового фонда независимо от конкретной формы его организации. По мере развития общества эти отношения получили гражданско-правовое закрепление, что в свою очередь позволило регулировать их правовыми методами.

Постепенно, с развитием общественных отношений, а значит и ростом риска, объективно возникла потребность в оценке риска, опирающейся на анализ фактов и обстоятельств, их накопление, обобщение и систематизацию.

В результате формируется научное знание о страховом риске и его оценке, основанное на познании законов природы и общества.

Таким образом, под экономическую категорию страховой защиты подводится научная база. А это значит, что, несмотря на случайный характер наступления стихийного бедствия или иного разрушительного события, появилась возможность их научного предвидения, благодаря чему страховщик может осознанно реализовать меры по предупреждению неблагоприятных последствий наступления страхового риска. Меры превенции (т.е. предупреждения возможного ущерба в будущем), предпринимаемые страховщиком, позволяют ему оптимизировать ресурсы страхового фонда и использовать их часто в качестве источника инвестиций. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что страхование превратилось в одну из конкретных форм страховой защиты общественного производства и организации страхового фонда.


2.1 Организация страхования в РФ

 

Основными принципами организации страхового дела в условиях рыночной экономики являются его демонополизация и наличие упорядоченной структуры в сфере страховых отношений, именуемой страховым рынком.

Формирующийся страховой рынок Российской Федерации заполняется страховщиками различных форм собственности и организационно-правового статуса, определенных законодательством РФ.
Страховые отношения регулируются Гражданским кодексом РФ (ч. II., гл. 48), правовыми нормами общего законодательства, Законом РФ «Об организации страхового дела в РФ» от 31 декабря 1997 г., указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ по вопросам страхования, нормативными актами федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в РФ.
На страховом рынке основная часть страховых компаний — более 58% —относится к смешанной форме собственности, к частной — 36%, государственной — 5%, муниципальной и собственности общественных организаций — 1%.
После демонополизации страхового дела в России в 1992 г. сфера государственного страхования заметно сузилась, однако необходимость его функционирования и дальнейшего развития совершенно очевидна.

Государственный сектор на рынке страхования представляет АО «Росгосстрах» — крупная акционерная страховая компания с достаточно разветвленной сетью региональных дочерних компаний и филиалов (81), обладающая крупными резервными фондами', богатым практическим опытом в области проведения личного, имущественного, в том числе сельскохозяйственного страхования, и специализирующаяся на общественно значимых видахстрахования. В настоящее время АО «Росгосстрах» ведет активную работу по развитию перспективных направлений в области страхования, расширению операций по страхованию грузов, транспортному, морскому, авиационному страхованию, а также по освоению страхования индустриальных и экологических рисков.
Как свидетельствует зарубежный опыт, создание полноценного страхового рынка возможно только на основе интеграции государственных, частных и акционерных страховых интересов.
Коммерческий сектор страхования представлен страховщиками различного организационно-правового статуса, прежде всего, открытыми и закрытыми акционерными страховыми компаниями и обществами с ограниченной ответственностью. Около 2300 страховщиков имеют лицензии на проведение операций страхования, однако только 10% из них обладают достаточными уставными капиталами и страховыми резервами. Для остальных страховых компаний особенно острой является проблема укрепления их финансовых возможностей, поиска дополнительных источников привлечения средств, расширения круга потенциальных страхователей.
Страхование призвана обеспечивать гарантированную защиту общественных и частных интересов, поэтому во всех цивилизованных странах оно подвергается особым формам государственного регулирования и контроля.

Государственный надзор за страховой деятельностью в РФ осуществляется в целях соблюдения законодательства в сфере страхования, эффективного развития рынка страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.
Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью — Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности; ведет Единый государственный реестр страховщиков, их объединений и страховых брокеров; проводит контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков; устанавливает правила формирования и размещения страховых резервов, показатели и формы учета и отчетности страховых операций; разрабатывает нормативные и методические документы по вопросам страхования.
Орган страхового надзора регулярно получает от страховщиков отчетные данные и располагает обширной информацией об их финансовом положении. В случае нарушения обязательств по страхованию, несоблюдения действующего страхового законодательства РФ орган страхового надзора вправе давать предписания страховщикам по устранению нарушений, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать, ограничивать либо отзывать выданные лицензии

 

2.2 Тарифная политика страховых организаций

 

Выравнивание и разделение рисков (раскладка ущерба), при формировании рационального страхового портфеля страховой организацией, реализуется с помощью страхового тарифа. Вопрос оптимизации тарифной политики страховщика является весьма актуальным с точки зрения обеспечения его финансовой устойчивости.

Страховой тариф представляет собой взнос страхователя с единицы страховой суммы, и может быть выражен в рублях со страховой суммы или в процентах от нее. Тариф определяется страховщиком, (исключение составляют тарифы по обязательным видам страхования, определяемые законодательными актами) на основе ожидаемой совокупности объектов страхования и используется для определения страхового взноса как цены страховой защиты.

Экономическое содержание страхового тарифа можно определить как единицу измерения взаимных обязательств страховщика и страхователя, принимаемых ими при заключении страхового договора, или, иначе говоря, как выражение того обязательства, которое страховщик принял на себя по отношению к страхователю в пределах и на условиях, определяемых страховым договором.

Рекомендуемые методики расчета тарифных ставок нашли признание со стороны страховых организаций, большинство компаний используют именно рекомендованные методики расчета. Но существуют также критические замечания, так как некоторые параметры расчета неадекватны сложившейся ситуации на рынке страховых услуг.

Расчет нетто-ставки производится по следующей формуле:

Tn =To+Tp;

Основная нетто-ставка (То), соответствующая средним выплатам страховщика, рассчитывается исходя из уровня убыточности и вероятности наступления страхового случая:

To=100*Sb/S*q;

Рисковая надбавка вводится для того, чтобы учесть вероятные превышения количества страховых случаев относительно их среднего значения.

Рисковая надбавка определяется по двум вариантам.

Первая методика определяет рисковую надбавку по следующей формуле:

Тр=То*a(g) ((1/n*q) * (n*q) + (Rb/Sb))

Где a(g) – коэффициент, который зависит от гарантии безопасности гамма.

Rb – среднеквадратическое отклонение возмещения при наступлении страховых случаев.

Согласно второй методике рисковая надбавка определяется на основании построения убыточности страховой суммы.

1. по каждому году определяется фактическая убыточность страховой суммы (Y) как отношение страхового возмещения к общей страховой сумме застрахованных рисков (Sb/S), со 100руб. страховой суммы;

2. на основе полученного ряда убыточности  рассчитывается прогнозируемый уровень убыточности  страховой суммы для чего используется модель линейного тренда, согласно которой фактические данные по убыточности страховой суммы выравниваются на основе линейного уравнения:

y*=a0+a1*i

где yi- выровненный показатель убыточности страховой суммы;

a0, a1 – параметры линейного тренда;

i - порядковый номер соответствующего года.

Параметры линейного тренда определяются  методом наименьших квадратов. На основании которых можно определить выравненую убыточность по годам.

3. Для определения рисковой надбавки необходимо по следующей формуле рассчитывать среднее квадратическое отклонение фактических значений убыточности от выравненных значений:

d = (S(y* - yi) / n – 1)

Таким образом нетто-ставка рассчитывается следующим образом:

Tn = Yd + b(g; n) *d

Где b(g; n) - коэффициент, используемый для исчисления размера рисковой надбавки , зависит от заданной гарантии безопасности.

В Приложении 5 приведен практический расчет тарифных ставок по рисковым видам страхования СК “Х”.

Наиболее важное значение, как мы видим при расчете тарифной ставки, имеет нетто-ставка. Именно ее правильное определение является гарантией обеспечения финансовой устойчивости страховщика. Одновременно расчет нетто-ставки является наиболее сложным моментом при определении тарифа.

Главной трудностью в определении нетто-ставки на сегодняшний день является отсутствие статистических данных, либо их недостоверность.

Вследствие этого возникают мнения, как например, Р. Юлдашева и Ю. Тронина в «Концепции научной корректировки регулирования страховой деятельности», о том, что тарифную политику необходимо проводить по аналогии тарифных ставок уже сложившихся на страховом рынке. А именно, страховой тариф компаний, подающих заявку на лицензию по видам страхования присутствующим на региональном (федеральном) страховом рынке, не может отклонятся от среднего по рынку страхового тарифа больше чем на 10%. А расчет нетто-ставок страховых тарифов по новым для российского рынка видам страхования может осуществляться страховщиками или юридическими лицами, уполномоченными Росстрахнадзором, на основе более корректных методов, один из которых был предложен авторами. В настоящее время ВСС является уполномоченным органом СК-членов ВСС для установления страховой политики.

Такая практика существует в некоторых зарубежных странах, правительства не назначают ставки или тарифы, но зато сохраняют право отклонить отдельные ставки при их установлении или изменении. При этом требуется, чтобы изменения в размере премий были обоснованы. Для увеличения размера премий страховщик обычно показывает экономическую необходимость такого увеличения, так как завышенные тарифные ставки ущемляют интересы страхователей. При уменьшении размера тарифных ставок нужно показать, что это не приведет к вредным последствиям для благосостояния компании и ее держателей полисов. Контролирующего органа интересует не прибыль, а прежде всего, последствия которые могут сказаться на финансовой устойчивости компании. Практика, когда ценообразование остается на усмотрении страховщика и рынка требует наличия сильного, обеспеченного правовыми санкциями антитрестовского законодательства, и жесткой экспертизы и контроля платежеспособности.

Информация о работе Страхование как элемент финансовой системы