Страхование и страховой рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 09:49, доклад

Описание

Страхование в развитых странах - обязательный элемент социально-экономической системы, поведение субъектов которой определяется духом ответственности и самодисциплины.

Работа состоит из  1 файл

Страхование и страховой рынок.doc

— 77.50 Кб (Скачать документ)

      Страховщики обычно получают доход за счет двух источников. Первый - разница между объемами поступлений (уплаченных страхователями страховых взносов или премий) и выплаченных возмещений при наступлении страхового случая (естественно, за вычетом расходов на ведение дел). Второй - поступления от инвестиционной деятельности.

      Под инвестициями страховщиков нужно понимать прежде всего размещение ими своих  резервов, созданных для обеспечения  предстоящих выплат. При этом законодательство запрещает страховым компаниям  иметь самостоятельный непрофильный бизнес.

      О масштабах инвестиционного потенциала российских страховщиков можно судить по совокупному размеру резервов 150 крупнейших компаний, который на начало 2000 г. составлял порядка 1,2 млрд. долл. По оценкам Центра страховых  исследований Интерфакса, национальные СК получали от инвестиционной деятельности до 20% своего дохода. Значительная часть этих поступлений приходилась на процентные доходы. На 1 июля 2000 г. крупнейшими инвесторами являлись "Ингосстрах" - 4,5 млрд. руб., "Лукойл" - 2,6 млрд., "Веста" - 2,4 млрд., "Спасские Ворота" - 1,2 млрд. Всего же совокупные инвестиции 100 крупнейших страховщиков России составляли, согласно тому же источнику, 32,6 млрд.руб.

      По  данным Центра экономической конъюнктуры  при Правительстве РФ, до 1998 г. 87% всех страховщиков размещали часть своих резервов в государственных ценных бумагах, 23% - на банковских депозитах и в векселях, 45% - в ценных бумагах акционерных обществ и правах участия, 36% - в недвижимости, 10% - в валюте. Зачастую быстрое изменение конъюнктуры фондовых и товарных рынков, колебания доходности различных объектов инвестирования оставляют мало возможностей для маневра и оптимизации инвестиционного портфеля и эффективного управления им.

      Страховые общества, будучи в большинстве своем  акционерными компаниями, прибегают к эмиссии акций. Но на открытом рынке они не котируются и не продаются. Наиболее привлекательными остаются акции "Ингосстраха", бесспорного лидера российского классического страхования, которые всегда полностью расходились по закрытой подписке. Не менее восьми эмиссий провела "РОСНО", все выпуски, за исключением одного, выкуплены акционерами. Перестраховочная компания "Находка", в составе акционеров которой крупнейшие порты дальневосточного побережья, провела пять эмиссий, последнюю - в сентябре 1999 г., что помогло ей довести свой уставный капитал до 8 млн. долл.

      Случаев заключения сделок с использованием акций страховых компаний на вторичном  рынке зафиксировано не было.

      В отличие от венчурного бизнеса страховщики  прежде всего заботятся о сохранности капитала и резервов. Это предопределяет особую тщательность в выборе объектов инвестирования. При планировании инвестиционного портфеля страховщикам приходится учитывать степень риска вложений в приобретение акций промышленных предприятий, котировки которых могут резко колебаться.

      Некоторые страховые компании с иностранным  капиталом, а также международные  компании, управляющие активами пенсионных фондов, чутко реагируют на позитивные сигналы российской экономики. Наглядный  пример: в апреле 2000 г. транснациональный страховой гигант AIG (American International Group) совместно с CET (Central Europe Trust) создал фонд с активами в 100 млн. долл. для работы в телекоммуникационном секторе и для развития интернет-проектов в России.

      Отечественные страховщики активно ищут перспективные направления инвестирования. Изучается, к примеру, вопрос о вложении средств (собранных страховщиками по накопительным видам страхования) в финансирование московской ипотечной программы. Осуществляются инвестиционные проекты в сфере услуг: Так, с участием СК создаются фирмы по автотехническому обслуживанию, лечебные центры, предоставляющие платные услуги. Сервисные фирмы не требуют масштабных вложений, окупаемость же их довольно высока.

      Возникновение обществ взаимного страхования сулит российской экономике новых потенциальных инвесторов. Согласно законопроекту "О взаимном страховании" они получают полную свободу в инвестировании своих резервов (в отличие от традиционных страховых компаний); упрощается выход ОВС на рынок, где они смогут работать прежде всего в сфере малого и среднего бизнеса.

      На  Западе ОВС (так называемые mutuals), которым  не требуется большой первоначальный уставный капитал), в случае расширения масштабов деятельности могут преобразовываться  в акционерные компании.

      Стремясь  увеличить свои инвестиционные возможности  и одновременно масштабы профильной деятельности, страховщики обращают внимание на еще не освоенный рынок  долгосрочных сбережений в виде негосударственного страхования пенсий. Конкуренцию им составляют негосударственные пенсионные фонды (НПФ), которые также с некоторых пор могут размещать свои активы в ПИФах - паевых инвестиционных фондах.

      Российские  страховщики все активнее инвестируют  свои средства в страховой бизнес стран СНГ. Первым в этот процесс включился "Ингосстрах". Один из последних примеров - приобретение "РЕСО-Гарантией" 33,6% акций успешно работающей белорусской страховой компании "Бролли". "РЕСО" рассчитывает окупить затраты за три года и утвердиться на страховом рынке этой страны. Транзит грузов через ее территорию открывает огромные возможности для страхового бизнеса, и очень важно опередить приход сюда американских и западноевропейских СК.

      Российские  страховщики постепенно "осваивают" Киргизию, Армению, Казахстан, Украину. Выход ведущих российских страховых компаний на рынки стран СНГ - шаг к их интеграции в общеевропейскую и мировую систему страхования.

      Развитие  российского страхового рынка во многом будет зависеть от привлечения  иностранного страхового капитала и  сопряженного с ним импорта передовых технологий, от внедрения новых видов страхования, а также формирования национальной страховой культуры. В этой связи представляется актуальным проведение такой политики, которая бы благоприятствовала деятельности солидных западных страховых корпораций в РФ.

      Но  если наш потребитель выиграет от пришествия иностранных страховщиков (полисы которых, кстати говоря, он уже  приобретает в трансграничном режиме), то отечественный производитель  страховых услуг испытывает серьезные  опасения. Хотя причин к этому, по существу, нет.

      Во-первых, иностранный страховой капитал, несмотря на сохраняющиеся ограничения, уже присутствует на российском страховом  рынке - все, кто хотел, уже здесь. Правда, иностранным он может считаться  с оговорками: место регистрации и получения лицензии - Россия; контрольный пакет - у российского акционера: менеджмент - тоже российский (например, "Цюрих-Русь").

      Во-вторых, некоторые отрасли страхования (прежде всего долгосрочное страхование  жизни) российским страховщикам самостоятельно не поднять. Станет ли, например, читатель журнала "Человек и труд" доверять на 25 лет свои страховые взносы российской страховой компании с ее от силы десятилетним стажем работы?

      В-третьих, при улучшении макроэкономической ситуации спрос на страховые услуги возрастает, увеличивается общий "страховой пирог" - как для отечественных, так и для зарубежных страховщиков. Места хватает всем. Последнее обстоятельство не делает неизбежным передел рынка, которого так боятся. Ведь пока в России страхуется лишь 5-10% всех рисков.

      В-четвертых, существуют инструменты сдерживания  иностранной экспансии и защиты своей доли на рынке. Один из них - создание альянсов национальных страховых компаний.

      Надо  иметь в виду, что в отличие  от банковской сферы, в которой активы бывших госбанков стали фундаментом коммерческих кредитных учреждений, вновь возникшим страховым компаниям не досталось имущество Госстраха, которое вплоть до 2001 г. находилось в госсобственности. Страховые компании развивались с "чистого листа", оказывая при этом решающее влияние и на рыночное поведение "Росгосстраха". В первой половине 90-х годов "барьеры" для входа в страховой бизнес были довольно низкими, что привлекало в него людей, стремившихся самоутвердиться в новой сфере деятельности. Для организации страховой компании требовалась относительно небольшая сумма (до 1994 г. - 2 млн. руб.). Многие из пришедших в этот сектор бизнеса не располагали ни капиталом, ни опытом, ни самой начальной квалификацией.

      К настоящему моменту российский страховой  рынок поднялся на несколько ступеней, но так и не стал мощной финансовой силой, способной предложить адекватную страховую защиту населению и предпринимателям.

      Сегодня проблема - не в переизбытке западных инвестиций, а в их недостатке. Большинству  наших СК, по-видимому, следует опасаться не перехода под контроль нерезидентов, а отсутствия перспектив роста в том случае, если следовать прежней модели развития.

      Насколько масштабно присутствие иностранцев  в страховом секторе России? Пока зарегистрированные в РФ 74 страховые организации с иностранным участием собирают примерно 6% всех страховых премий. Размер зарегистрированного капитала - 73 млн. долл., или 4,5% совокупного капитала российских СК. Но по-настоящему развернуться смогут прежде всего именно эти иностранные компании, которые за минувшие годы уже адаптировались к своеобразным требованиям российского рынка (низкий уровень страхового покрытия, заключение договоров сроком только на один год).

      Какими  бы особенностями ни обладала российская страховая отрасль, она имеет объективную природу и подчиняется общим закономерностям. Наше корпоративное имущественное страхование мало чем отличается от западного. При этом российские страховщики при любом повороте событий гораздо лучше иностранцев знают специфику отечественной деловой практики.

      Реформирование  российского страхового дела, стимулируемое  открытием рынка и его либерализацией, едва ли грозит какими-то опасностями  большинству работников страхового сектора. Многим, правда, придется переучиваться  и повышать уровень профессиональной подготовки, чтобы быть на высоте новых требований. Но ведь это хорошо!

      Анализ  развития страхового дела в других переходных экономиках, прежде всего  восточноевропейских, позволяет выявить  некоторые общие тенденции. Это - приватизация бывших страховых монополий (которая проходила довольно быстро в Венгрии и затянулась в Польше); рост стоимости страхового бизнеса (его рыночной капитализации); импорт страхового ноу-хау; внедрение обязательного страхования автогражданской ответственности, пенсионного и долгосрочного накопительного страхования; постепенное повышение уровня открытости рынка и распространение новой страховой культуры. Последнему в решающей степени способствуют западные страховые компании, пользующиеся доверием населения, располагающие колоссальными ресурсами и отточенными на протяжении едва ли не столетий страховыми технологиями. В том же направлении развивается и страховой рынок Китая, хотя здесь иностранным инвесторам в страховое дело приходится "с боем брать" каждый город или провинцию (в каждом случае требуется своя лицензия). Решающее влияние на формирование местного страхового рынка оказывает трансграничный страховой капитал.

      Как и в других отраслях, в российском страховом бизнесе сильны настроения в пользу ограждения их от иностранной конкуренции. Получается замкнутый круг: страховщики требуют предоставить им время для самоутверждения, но полноценного развития как раз и не получается из-за закрытости рынка.

      Бюджетные ограничители и социальные последствия  реформ актуализируют вопрос о развитии в России современной системы страхования, расширении емкости рынка, предоставлении страховой защиты различным категориям клиентов (как корпоративным, так и индивидуальным).

      Согласно  плану приватизации "Росгосстрах" выставлен на продажу: его топ-менеджеры признают, что возможности развития на прежней базе исчерпаны. Покупателями могут стать как резиденты, так и нерезиденты.

      Судя  по всему, период стагнации российского  страхового бизнеса заканчивается. Повышение платежеспособного спроса со стороны населения и предприятий - важная предпосылка увеличения объема продаж услуг страховых компаний.

Информация о работе Страхование и страховой рынок