Страхование автотранспортных средств: учет и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 14:09, реферат

Описание

Страхование автотранспортных средств регламентируется положениями ст. ст. 927 - 970 ГК РФ, Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1), а также Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ) и Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 263 (далее - Правила обязательного страхования).

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 38.42 Кб (Скачать документ)

содействие облегчению международной перевозки грузов дорожными транспортными средствами;

улучшение условий  перевозок;

упрощение и  гармонизация административных, в частности  пограничных, формальностей в области  международных перевозок.

Под операцией  МДП понимается перевозка грузов от таможни места отправления  до таможни места назначения с  соблюдением процедуры МДП. Процедура  МДП предполагает упрощенный порядок  прохождения автомобильными перевозчиками  таможен, в том числе освобождение от уплаты и депозита ввозных/вывозных пошлин и сборов, а также досмотра груза в транзитных таможнях.

Процедура МДП  применяется при соблюдении следующих  условий:

товары сопровождаются книжкой МДП, оформленной в соответствии с Конвенцией МДП 1975 г.;

уплата таможенных платежей в случае выдачи товара без  разрешения таможенного органа, их утраты или недоставления в таможенный орган назначения обеспечивается гарантией соответствующего таможенному законодательству гаранта;

товары перевозятся  автомобильным транспортом, предварительно допущенным для перевозки, под таможенными  печатями и пломбами (в том числе  и в контейнерах) и помеченные надписью "TIR".

Применение указной  процедуры не является обязательным для российских перевозчиков.

Книжка МДП  является основным контрольным документом при осуществлении перевозки  по процедуре МДП. Книжки МДП выдаются национальным гарантийным объединением автоперевозчиков, признанным таможенными  органами государства-участника Конвенции  МДП 1975 г. в качестве гаранта для  перевозчиков. Гарантийным объединением по системе МДП на территории России является Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).

АСМАП контролирует технические требования к подвижному составу и квалификации международных  перевозчиков и обеспечивает гарантии качества транспортного обслуживания.

Порядок взаимоотношений  АСМАП с российскими международными автоперевозчиками, осуществляющими  перевозки в рамках Конвенции  МДП, определен Правлением АСМАП  и утвержден 29.05.2007 документом с идентичным названием.

Независимо от того, что гарантом уплаты таможенных платежей в случае нарушения положений  Таможенного Кодекса РФ является АСМАП, именно перевозчик несет всю  полноту ответственности перед  таможенными органами за перевозимые  товары.

Страховым случаем  по страхованию обязательств, возникающих  при использовании книжек МДП (таможенные риски), будет являться факт установления обязанности Страхователя (автоперевозчика) в силу таможенного законодательства государства, на территории которого обнаружено нарушение в связи с операцией  МДП, возместить убытки, причиненные  имущественным интересам таможенных органов, вследствие:

утраты перевозимого груза;

недоставления груза в таможенный орган по месту назначения назначения.

При приобретении книжек МДП АСМАП организации-перевозчики  оплачивают не только стоимость книжки МДП и услуг АСМАП, но и страхование  МДП.

Стоимость страховки  составляет 12 долларов.

Учитывая, что  применение процедуры МДП является добровольным, то и страхование книжек МДП не может рассматриваться  в качестве обязательного. Следовательно, понесенные расходы по страхованию книжек МДП не могут быть отнесены в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по прибыли.

Минфин России в письме от 06.09.2005 № 03-11-04/2/67 дал разъяснения  о неправомерности учета для  целей налогообложения расходов по страхованию книжек МДП организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения.

В завершение необходимо отметить, что вопросы страхования  при осуществлении международных  перевозок являются наиболее сложными с точки зрения налогообложения. Данное обстоятельство вызвано как  несовершенством законодательной  базы Российской Федерации, так и  отсутствием судебной практики по вопросам учета понесенных расходов по указанным  видам страхования с учетом требований, предусмотренных главой 25 НК РФ.

Страхование грузов – это защита от рисков, связанных  с потерей, хищением или повреждением груза. Этот вид страхования позволяет  оперативно возместить убытки, быстро возобновить производственные и  торговые процессы, связанные с его  деятельностью, защитить свои интересы и интересы партнеров.  

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ЗАСТРАХОВАНО:

грузоперевозки  автомобильным транспортом;

грузоперевозки  железнодорожным транспортом;

грузоперевозки  авиатранспортом;

грузоперевозки  водным транспортом;

смешанные грузоперевозки. 

СОБЫТИЯ, НА СЛУЧАЙ КОТОРЫХ ПРОИСХОДИТ ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА:

стихийные бедствия;

огонь (пожар);

авария;

хищение, угон;

крушение или  столкновение;

несчастный случай при погрузке, укладке, выгрузке. 

Страхователем по договору страхования грузов может  быть: грузоотправитель, грузополучатель, экспедитор и перевозчик. Но необходимо помнить о том, что ПОЛУЧИТЬ СТРАХОВОЕ  ВОЗМЕЩЕНИЕ по договору страхования  может лишь фактический владелец грузов (Страхователь или Выгодоприобретатель). В практике Выгодоприобретателем, как  правило, выступает грузополучатель  или покупатель грузов. 

СТРАХОВАНИЕ ГРУЗОВ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА СЛЕДУЮЩИХ УСЛОВИЯХ:

"С ответственностью  за все риски". По договору  страхования, заключенному на  этом условии, возмещаются:

пропажи, гибели или повреждения всего или  части груза по любым причинам;

все необходимые  и целесообразно произведенные  расходы по спасанию груза, уменьшению убытка и установлению его размера;

убытки, расходы  и взносы по общей аварии.

"С ответственностью  за частную аварию";

"Без ответственности  за повреждения, кроме случаев  крушения".  

СТРАХОВЫЕ ТАРИФЫ:

Условия 

Тариф

"С ответственностью  за все риски" 

0,08 – 0,46%

"С ответственностью  за частную аварию" 

0,05 – 0,35%

"Без ответственности  за повреждения, кроме случаев  крушения" 

0,03 – 0,27%

Особенности страхования  при аренде (лизинге)

Особенности страхования при  аренде (лизинге)

Главой 30 ГК РФ определены основные гражданско-правовые принципы страхования, действующие в РФ. Согласно статье 930 ГК РФ имущество может быть застраховано по договору страхования  в пользу лица (страхователя или  выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества. В соответствии со статьей 931 ГК РФ по договору страхования риска ответственности  по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или  имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности  самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность  может быть возложена. Следовательно, в зависимости от условий заключенного договора может иметь место страхование  имущественного интереса и гражданской  ответственности, как собственников, так и арендаторов транспортных средств (далее - ТС). 

Например, при  заключении договора финансовой аренды (лизинга) нередко лизингодатель  возлагает на лизингополучателя  обязанность по страхованию имущества, являющегося предметом лизинга, а зачастую и определяет страховую  компанию, с которой необходимо заключить  договор. 

Расходы лизингополучателя  на добровольное страхование основных средств, в том числе ТС, полученных в финансовую аренду (аренду), в соответствии с условиями, предусмотренными договором  лизинга, учитываются для целей  налогообложения в составе прочих расходов в размере фактических затрат согласно пункту 3 статьи 263 НК РФ. Данная позиция разъяснена в Письме Минфина России от 08.04.2005 № 03-03-01-04/1/173.  

Также необходимо обратить особое внимание на страхование  при заключении договоров аренды транспортных средств, как с экипажем, так и без экипажа. Действующим гражданским законодательством предусмотрено, что обязанность страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им в связи с его эксплуатацией, возлагается на арендодателя при заключении договора аренды ТС с экипажем (ст. 637 ГК РФ), а по договору аренды ТС без экипажа - на арендатора (ст. 646 ГК РФ), если иное не предусмотрено договором. Соответственно, при заключении каждого конкретного договора аренды ТС, следует рассматривать вопрос о возложении обязанности по страхованию транспортного средства и (или) гражданской ответственности на арендодателя или арендатора. 

Например, с 1 августа 2007 года в аренду без экипажа на срок 6 месяцев передается ТС, по которому заключен 15 мая 2007 года договор ОСАГО  на срок 1 год. Указанным договором  ОСАГО перечень лиц, допущенных к  управлению ТС, не ограничен. Следовательно, повторное заключение договора ОСАГО  арендатором нецелесообразно, а  сумма расходов понесенных на страхование  ТС у арендодателя будет учтена при  формировании арендной платы. 

Кроме того, следует  учесть, что организации и предприниматели, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы", не вправе учесть при определении налоговой  базы по единому налогу, уплачиваемому  в связи с применением УСН, расходы по добровольному страхованию  имущества (письмо Минфина РФ от 10.05.2007 № 03-11-04/2/119).  

Соответственно, при заключении договора аренды ТС наиболее выгодно возлагать обязанность  по добровольному страхованию ТС на арендатора (арендодателя), не применяющего УСН. 

Роль  франшизы при заключении договоров страхования 

Франшиза - определенная часть убытков страхователя, не подлежащая возмещению страховщиком в соответствии с условиями договора страхования. Франшиза может устанавливаться  как в виде определенного процента от стоимости застрахованного имущества, так и в определенной сумме. В  договорах страхования различают  условную и безусловную франшизу. При условной франшизе страховщик освобождается от ответственности за убыток, если его размер не превышает размера франшизы, и убыток подлежит возмещению полностью, если его размер превышает франшизу. При безусловной франшизе ответственность страховщика определяется размером убытка за минусом франшизы. 

Внесение в  договор страхования условия  о франшизе выгодно как для  страхователя, так и для страховщика. Условие о франшизе в договоре имеет целью освободить страховщика  от расходов, связанных с ликвидацией  незначительных убытков, так как  во многих случаях такие расходы  превышают сумму убытка. С точки  зрения страхователя франшиза снижает  стоимость страховки. 

Учитывая, что  франшиза влияет лишь на сумму страховых  взносов и размер страхового возмещения, то особый порядок бухгалтерского и  налогового учета расходов по договору страхования с франшизой действующим  законодательством не предусмотрен. 

Расходы на ремонт транспортных средств, произведенные  налогоплательщиком, при наступлении  страхового случая по договору страхования, предусматривающему условную франшизу, в случае убытка, не превышающего размер установленной франшизы, учитываются  в общем порядке, определенном в  статье 260 НК РФ, как прочие расходы  и признаются для целей налогообложения  в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. В случае если размер убытков, понесенных в результате аварии, превышает установленную франшизу, расходы по устранению повреждений покрываются за счет страхового возмещения в полном объеме. 

При наступлении  страхового случая по договору, предусматривающему безусловную франшизу, расходы по устранению повреждений частично покрываются  за счет средств налогоплательщика (в размере установленной франшизы), а в остальной части за счет страхового возмещения.

Информация о работе Страхование автотранспортных средств: учет и налогообложение