Страхование автомобилей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2011 в 20:52, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение основ и особенностей страхования автомобилей.

Для достижения поставленной ели были определены и решены следующие задачи:

изучить сущность и принципы страхования;
проанализировать пути решения проблем страхования в России;
рассмотреть страхование транспортных средств;
изучить особенности страхования транспортных средств в России.

Содержание

Введение 3
1. Сущность и принципы страхования 5
2. Пути решения проблем страхования в России 7
3. Страхование транспортных средств 9
4. Особенности страхования транспортных средств в России 14
Заключение 21
Список литературы 23

Работа состоит из  1 файл

Р. - страхование автомобилей.doc

— 110.50 Кб (Скачать документ)

     Существует  два вида добровольного автострахования:

  • «Каско» (от итальянского «casco» – каска, шлем) – комплексное страхование автомобиля от угона, ущерба или полного уничтожения в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), противоправных действий третьих лиц, пожара, стихийных бедствий и т.д.;
  • ДСАГО (ГО) – добровольное страхование автогражданской ответственности в случае причинения вреда жизни, здоровью и/или имуществу третьих лиц в результате ДТП. После введения закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности». Полис ДСАГО приобретают для увеличения страховой суммы сверх предусмотренной ОСАГО.

     На  долю «каско» приходится более 95% сборов (примерно $1,25 млрд. из $1,3 млрд. в 2009 г.).

     Рынок добровольного автострахования  стремительно развивается – за последние 3 года он более чем удвоился. Если в 2007 г. сборы составили $590 млн., то в 2009 г. они достигли $1,3 млрд. Таким образом, в среднем рынок добровольного автострахования рос на 45-50% в год.

     Однако  по сравнению с другими европейскими странами, Россия находится на гораздо более ранней стадии развития добровольного автострахования. Несмотря на рост доли застрахованных автомобилей в 2007-2009 гг. с 2-4% (0,95 млн. шт.) до 5-7% (1,75 млн. шт.), охват добровольного автострахования в России в 10-15 раз ниже, чем в странах Центральной и Восточной Европы.

     Автострахование является основным источником роста  страховых сборов и увеличения доли рынка для российских страховых  компаний. Таким образом, страховщики, нацеленные на рост капитализации, вынуждены  делать ставку на добровольное автострахование.

     В портфелях наиболее динамично развивающихся  в последние 4-5 лет игроков страхового рынка России доля «каско» и ДСАГО  может составлять до 30-40% . Стремление ускорить рост компании привело к  «войне тарифов» в 2003-2009 гг. Кроме того, дополнительное давление на тарифы оказывала не всегда взвешенная финансовая политика некоторых малых и средних страховщиков. Не обладая достаточной экспертизой и опытом работы в отрасли, акционеры и менеджмент этих компаний рассматривали страховые резервы в качестве свободного денежного потока и возможного источника дивидендов. Такие страховщики игнорировали необходимость создания достаточного страхового резерва и были вынуждены финансировать нарастающий поток страховых выплат за счет сборов по вновь заключенным договорам, одновременно по максимуму отказывая клиентам в выплатах. В результате создавалось подобие «финасовой пирамиды», необходимость в расширении которой оказывала дополнительное сдерживающее влияние на страховые тарифы. Единственным видом страхования, который мог обеспечить стабильный рост страховых сборов, на тот момент являлось автострахование, поэтому эффект „финансовой пирамиды“ был наиболее заметен именно здесь.

     Крупные и известные страховщики по большей  части не использовали описанную практику, однако, чтобы сохранить конкурентоспособность, также были вынуждены участвовать в снижении тарифов. В настоящее время в связи с укреплением «страховой культуры» населения, а также консолидацией рынка и закрытием многих мелких страховых компаний ситуация существенно изменилась.

     Однако  на сегодняшний день автострахование  по-прежнему является одним из наиболее убыточных видов страхования  в России. В зависимости от региона  и ценовой категории автомобиля, убыточность варьируется от 55% до 90%, что обеспечивает отрицательный технический результат в размере 5-15% от сборов.

     Самая высокая по России убыточность (порядка 75-90%) наблюдается в Москве. Это  связано с большой концентрацией  автомобилей (300 автомобилей на 1 тыс. человек против 100-200 автомобилей в регионах) и, как следствие, высокой аварийностью: на 1 тыс. автомобилей в год приходится 100-130 ДТП, что превышает региональные показатели в 2-5 раз.

     Рентабельность  добровольного автострахования  существенно отличается в различных  сегментах автопарка. В России финансовая привлекательность автомашины для страховщика растет при росте ее стоимости. Так, сегмент автомашин стоимостью свыше $30 тыс. является прибыльным для большинства крупных страховых компаний.

     Технический результат по данному сегменту может составлять до 5-7% от сборов.

     Сегмент автомобилей стоимостью $10-30 тыс., в  зависимости от эффективности процессов  андеррайтинга и урегулирования убытков и значимости «эффекта масштаба» (уменьшающего долю аллокаций бэк-офиса  в тарифе), может обеспечить технический результат от -5% до 5%. По мнению экспертов, автомобили дешевле $10 тыс. зачастую являются нерентабельными для страховщика.

     Исходя  из вышесказанного, ведущие страховые  компании стремятся занять устойчивое положение именно в дорогих сегментах автопарка. Однако «премиальная» клиентура предъявляет повышенные требования к уровню сервиса (в том числе, ко времени, необходимому для общения со страховщиком и урегулирования убытков), брэнду и внешним атрибутам страховой компании. Большинство игроков в настоящее время не способны поддержать требуемое клиентами конкурентное предложение и могут укрепиться в «премиальном» сегменте только за счет снижения тарифов до уровня, когда различия между сегментами нивелируются.

     Поэтому компании, не имеющие возможности работать в прибыльных сегментах, пытаются разрешить проблему нерентабельности «массового» рынка в первую очередь за счет построения профессиональных процессов андеррайтинга и урегулирования убытков, а также позиционирования. Во-первых, они «отсекают» наиболее убыточные категории клиентов (например, молодых водителей, автомобили старше 10 лет, определенные марки автомашин) за счет запретительных тарифов и низкого (иногда нулевого) комиссионного вознаграждения агентам и брокерам.

     Во-вторых, страховщики пытаются оптимизировать бизнес-процесс урегулирования убытков с тем, чтобы снизить уровень мошенничества и долю удовлетворенных запросов о выплате убытков.

     В-третьих, некоторые страховщики начинают задумываться о позиционировании. Отдельные  средние и малые игроки, используя свою экспертизу и накопленную статистику, пытаются найти емкие специфичные «ниши», убыточность в которых ниже, чем по сегменту автопарка в целом.

     В качестве параметров, по которым может  осуществляться позиционирование, могут  выступать возраст и стаж водителя, его социально-экономический статус и психографические характеристики и т.д.

     Вследствие  относительно короткой (10-15 лет) истории  российского рынка автострахования  и, соответственно, скромного размера  накопленной статистической информации, страховщики пока только начинают искать такие ниши, во многом используя интуитивный подход.

 

Заключение

     Владение  транспортным средством и его  эксплуатация связаны с большими рисками, чем владение другим имуществом. В большинстве стран лица, не обладающие полисом страхования автоответственности, не имеют права управлять автотранспортными средствами.

     Страхование автотранспортного средства - это  страхование самого автотранспортного  средства. Страховая компания на основании  договора берет на себя обязательства возместить клиенту (страхователю) убытки в пределах страховой суммы, которые могут возникнуть в результате повреждения, полной гибели или утраты застрахованного автотранспорта в целом или отдельных его частей. Это может произойти вследствие аварии (столкновение, наезд, опрокидывание, падение), пожара, стихийного бедствия, угона и т.д.

     У каждой страховой компании свои условия  страхования, свои программы для  отечественных и импортных автомобилей.

     В принципе, они незначительно отличаются, но есть существенные моменты.

     Один  из них - страхование одной страховой  суммой, которая устанавливается  в размере рыночной стоимости  автомобиля; и двумя страховыми суммами - в размере стоимости нового автомобиля (повреждение) и рыночной его стоимости (угон, полное уничтожение).

     Программы страхования, помимо выплат в случае ДТП, предусматривают также ремонт автомобилей по счетам СТО, с которыми у страховщиков имеются договора, и куда страховая компания рекомендует  обращаться, хотя за клиентом всегда остается право выбора. На данных станциях технического обслуживания страхователям предоставляются определенные льготы - ремонт автомобиля без очереди, некоторые скидки.

     Как правило, страхование «автокаско» включает целый набор страховых рисков, предполагаемых событий, на случай наступления которых проводится страхование автотранспортного средства, дополнительного оборудования.

     По  системе «автокаско» на страхование принимаются автотранспортные средства в исправном состоянии, принадлежащие страхователю на праве собственности, полного хозяйственного ведения или оперативного управления, зарегистрированные или подлежащие регистрации органами Госавтоинспекции Российской Федерации.

     Существует  два вида добровольного автострахования:

  • «Каско» (от итальянского «casco» – каска, шлем) – комплексное страхование автомобиля от угона, ущерба или полного уничтожения в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП), противоправных действий третьих лиц, пожара, стихийных бедствий и т.д.;
  • ДСАГО (ГО) – добровольное страхование автогражданской ответственности в случае причинения вреда жизни, здоровью и/или имуществу третьих лиц в результате ДТП. После введения закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности». Полис ДСАГО приобретают для увеличения страховой суммы сверх предусмотренной ОСАГО.
 

 

Список  литературы

  1. Гражданский кодекс РФ (часть 1,2). – М: СПб.: 2008. – 430 с.
  2. Федеральный закон «Об организации страхового дела в РФ» № 4015-1 от 27 ноября 1992 года.
  3. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ "Об организации страхового дела в РФ" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов российской федерации» № 172 от 10 декабря 2003 года.
  4. Ардатова М. М., Балинова В. С., Кулешова А. Б. и др. Страхование в вопросах и ответах. – М. : Проспект, 2008. – 294 с.
  5. Архипов А.П., Гомелля В.Б., Туленты Д.С. Страхование. Современный курс. - М.: "Финансы и статистика", 2006. - 415 с.
  6. Граве К.А., Лунц Л.А. Страхование. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 2007. - 176 с.
  7. Дегтярев А.Г. Проблемы возмещения жизни и здоровью постравдавших в ДТП в рамках ДСАГО // Страховое дело. - №11.- 2010. – С.31-38.
  8. Ермасов С.В., Ермасова Н.Б. Страхование: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. - 76 с.
  9. Корнилова Н.В. Правовое регулирование страховой деятельности. Проблемы теории и практики: Учебное пособие. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2009. - 184 с.
  10. Страхование / под ред. Т.А. Федоровой. – М.: Экономистъ, 2008. – 875 с.
  11. Шахов В.В., Введение в страхование, М.: Финансы и статистика, 2008.
  12. Шахов В.В., Страхование, М: ЮНИТИ, 2007.

Информация о работе Страхование автомобилей