Состояние и перспективы деятельности страховых компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 22:49, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследовать состояние и перспективы страховой деятельности в Российской Федерации.
Объектом исследования является финансовая деятельность страховых компаний на российском рынке.
Предмет исследования – особенности управления финансами страховой компании.

Работа состоит из  1 файл

Состояние и перспективы деятельности страховых компаний на российском рынке-кр.doc

— 411.00 Кб (Скачать документ)

2) предупредительная  (отражает экономическую заинтересованность всех участников страховых отношений (страхователей и страховщика) в ненаступлении рисков, влекущих негативные последствия одинаково для всех.);

3) сберегательная (выражается в потребности страховой  защиты имущества, доходов и личных интересов страхователей с целью экономии собственных средств и их сохранения в случае наступления неблагоприятных событий.);

4) контрольная  (страхование реализуется в процессе  формирования и расходования средств страхового фонда, включая и стадию осмысливания финансовых результатов страховой деятельности.).

1.2 Система правового обеспечения страховой деятельности

Нормативно-правовая база, регулирующая страховую деятельность в России, начала складываться с 1993 г. с вступлением в силу Закона РФ «О страховании». В настоящее время в стране сформирована система страхового законодательства, включающая нормы гражданского, административного, государственного, финансового и международного права. [19, с.63] 

К основным нормам гражданского права, регламентирующего  порядок заключения, действия и прекращения договоров страхования, права и обязанности сторон по договору страхования, порядок создания и ликвидации страховщиков, деятельности страховых посредников относятся:

1) Гражданский  кодекс РФ, глава 48 которого, носящая  название «Страхование», устанавливает основные положения, касающиеся проведения страховых операций. В ней определены возможные формы страхования, регламентируются порядок проведения обязательного страхования, ответственность за неосуществление обязательного страхования. Дается характеристика договоров имущественного и личного страхования, их подотраслей. Установлены основные требования, предъявляемые к страховым организациям. Охарактеризованы общие принципы проведения взаимного страхования и перестрахования.

Регламентированы  принципы взаимоотношений сторон по договору страхования, права и обязанности страхователя, страховщика, других лиц, участвующих в страховании.

Установлены требования к форме договора страхования, дается характеристика его существенных условий. Определяется порядок заключения и случаи досрочного прекращения договоров страхования. Регулируются действия сторон при наступлении страховых случаев;

2) Федеральный  закон «Об организации страхового  дела в Российской Федерации»  от 27 ноября 1992 г. (с последующими  изменениями и дополнениями), часть первая. В нем формулируются основные понятия в области страхования. В частности, даются определения страхования и перестрахования, форм страхования. Характеризуются участники договора страхования и требования, предъявляемые к ним, а также виды страховых посредников. Рассматриваются термины, используемые в договорах страхования, - объект страхования, страховая сумма, страховой тариф, страховой взнос, страховой риск, страховой случай, страховая выплата;

3) Кодекс торгового  мореплавания от 30 апреля 1999 г., в главе XV которого регламентируются условия договора морского страхования;

4) Закон РФ  «О медицинском страховании граждан»  от 28 июня 1991 г., который регламентирует  порядок проведения медицинского  страхования;

5) Федеральный закон «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28 марта 1998 г.;

6) Указ Президента  РФ от 6 апреля 1994 г. «Об основных  направлениях государственной политики  в сфере обязательного страхования», в котором определены принципы осуществления ряда видов страхования, проводимых в обязательной форме;

7) Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. «О государственном обязательном страховании пассажиров».

К основным нормам административного права, регулирующего  отношения между государством и участниками страхового рынка и являющегося базой для осуществления государственного надзора за деятельностью страховщиков, относятся: [19, с.64]  

а) Федеральный  закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (часть  третья), где установлены основные положения, регламентирующие порядок осуществления государственного надзора за страховой деятельностью, и, в частности, сформулированы цели осуществления такого надзора, функции и права государственного органа страхового надзора;

б) «Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации», утвержденные Приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г., в которых определен общий порядок получения юридическими лицами лицензий для проведения страховых операций;

в) «Положение о  порядке ограничения, приостановления  и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации», утвержденное Приказом министра финансов РФ от 17 июля 2001 г., являющееся основным документом, регламентирующим порядок наложения санкций на страховые организации;

г) «Правила размещения страховщиками страховых резервов», утвержденные Приказом министра финансов РФ от 22 февраля 1999 г., в которых регламентируется порядок инвестирования страховщиками средств страховых резервов;

д) «Положение о  порядке расчета страховщиками  нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств», утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 2 ноября 2001 г., в котором установлен порядок расчета соотношения активов и обязательств страховщиков – основного нормативного показателя оценки финансового состояния страховых организаций.

К основным нормам финансового права, регламентирующего  отношения по поводу уплаты налогов участниками страхового рынка, образования и использования страховых резервов и других финансовых фондов страховыми организациями, относятся следующие: [19, с.65]

1) Налоговый  кодекс РФ;

2) Федеральный  закон «Об организации страхового  дела в Российской Федерации» (часть вторая), где дается характеристика  страховых резервов, создаваемых страховыми организациями, регламентируется порядок ведения ими учета и составления отчетности;

3) «Правила формирования  страховых резервов по видам  страхования иным, чем страхование  жизни», утвержденные Приказом Росстрахнадзора от 18 марта 1994 г., в которых дан перечень создаваемых страховыми организациями страховых резервов и определен порядок их образования и использования.

Следует отметить, что некоторые положения ГК РФ, которые были приняты в 1996 г., фактически дублировали отдельные главы и нормы Закона о страховом деле. Это обстоятельство потребовало внесения в Закон о страховом деле корректив для единообразного применения на практике элементов и терминов, существующих в страховом законодательстве. [5, с.51] 

Подобного рода коррективы были внесены в Закон  о страховом деле 31 декабря 1997 г. Закон претерпел существенные изменения, вплоть до изменения наименования; в настоящее время он называется: Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Но наиболее существенным изменением было исключение из Закона гл. 2, посвященной договору страхования, так как порядок заключения, исполнения и прекращение договора страхования сейчас регулируется гл. 48 ГК РФ.

Развитие страхового дела в Российской Федерации потребовало  внести в Закон о страховом  деле еще ряд дополнений и изменений, которые получили воплощение в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. и вступили в действие 17 января 2004 г. Так, в частности, изменения коснулись правового положения страховых посредников - агентов и брокеров.

Кроме того, закон  ввел самостоятельный институт участника  страховых отношений - страхового актуария.  [5, с.52]  

Кроме законов  в структуру нормативно-правовой базы, регулирующей страховую деятельность, входят подзаконные акты: [5, с.57]

- Указы Президента РФ;

- Постановление  Правительства РФ;

- Ведомственные нормативные акты.

Для создания современного, цивилизованного страхового рынка  необходимо совершенствование системы правового обеспечения страховой деятельности.

Действующий закон, как и действующая глава 48 ГК, не учитывает новых положений и требований, выдвигаемых современным страховым рынком, а также отраженных в законодательстве стран СНГ, ЕврАзЭС, Таможенного союза, Директивах Европейских Сообществ, регулирующих вопросы деятельности участников страхового дела, в стандартах Международной ассоциации страховых надзоров (IAIS), учредителем и членом которой Россия является с 1993 года.

Выводы.

В соответствии с Законом РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страхование - это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. А страховой рынок представляет собой особую социально-экономическую структуру, объединяющую различных субъектов, которые преследуют свои специфические интересы и выполняют определенные функции.

Основной задачей страхования является повышения социальной защищённости населения, путём выплат денежных компенсаций в случае потери здоровья, жизни или трудоспособности, повышение объёма пенсий, а так же обеспечения населения качественным медицинским обслуживанием и многое другое. В свою очередь высокая социальная защищённость населения способствует стабилизации политической обстановки, что можно считать политической составляющей развития страхования.

Как экономическая  категория страхование представляет собой систему экономических  отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных денежных и материальных фондов, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов. С материальной точки зрения, страхование выступает в виде созданных денежных или материальных фондов, которые используются для возмещения ущерба, возникшего в результате стихийных бедствии и других непредвиденных обстоятельств.

Страхование рассматривается  не только как экономическая, но и  как правовая категория, т. к. общественные отношения, возникающие при создании и использовании страхового фонда, опосредуются нормами права.

Страховые отношения  в Российской Федерации регулируются Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и главой 48 (ч.2) Государственного Кодекса РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ

2.1 Организационные основы страховой компании

В соответствии с Федеральным законом «Об  организации страхового дела в Российской Федерации» деятельность российских страховщиков разрешена только в статусе юридического лица в любой предусмотренной законодательством организационно-правовой форме при условии получения лицензии на осуществление страховой деятельности в установленном законом порядке. Страховщиками могут быть только юридические лица. Физические лица, даже зарегистрированные в качестве предпринимателей, не могут заниматься страхованием. Страховая организация создается именно для страховой деятельности, что должно быть зафиксировано в ее учредительных документах. Страховщикам запрещено заниматься производственной, торгово-сбытовой, банковской деятельностью. [17, с.159]

Страховая организация  непременно должна получить лицензию на осуществление страховой деятельности в порядке, установленном федеральным законом и условиями лицензирования.

Страховые организации  могут создаваться в любой  организационно-правовой форме, предусмотренной российским законодательством, имеющей статус юридического лица. В соответствии с Гражданским кодексом РФ это:

• хозяйственные  товарищества и общества;

• производственные кооперативы;

• государственные  и муниципальные унитарные предприятия;

• некоммерческие организации.

Большинство страховых  организаций в России (около 98%) функционирует в форме хозяйственных обществ: около 54% — закрытые акционерные общества, 20% — открытые акционерные общества, 24% — общества с ограниченной ответственностью. Остальные организационно-правовые формы (хозяйственные товарищества, унитарные предприятия и некоммерческие организации) представлены в весьма незначительных размерах. [17, с.160]

Страховые компании – это финансовые посредники, которые  специализируются на предоставлении страховых услуг. Их деятельность состоит в формировании на основании договоров с юридическими и физическими лицами (через продажу страховых полисов) специальных денежных фондов, из которых осуществляются выплаты страхователям денежных средств в обусловленных размерах в случае наступления определенных событий (страховых случаев).

Функции страховой  компании:

1) Защитная функция страхования. Эта группа функций обусловлена реализацией страховщиком функции страхования, связанной с предоставлением страховой защиты:

А. создание страхового фонда на микро - уровне в адекватном ей масштабе.

B. использование этого фонда на выплату страхового возмещения.

C. формирование страхового портфеля (т.е. предметы и объекты страхования + формирование денежного фонда для их покрытия).

2) Группа функций, связанных с тем, что страховая компания – субъект бизнеса и обеспечивает потребность учредителей в прибыли:

А. страховщик инвестирует страховой фонд с целью получения дохода;

B. определяет плату за страхование в форме цены.

С. проводит финансово-хозяйственную деятельность.

Принципиальной  чертой организации страхового дела в современных условиях является его демонополизация. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» говорит о пресечении монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке. Наряду с государственным страхованием возникло и развивается частное страхование.

На сегодняшний день основная часть страховых компаний – более 58% – относится к смешанной форме собственности, к частной – 36%, государственной – 5%, муниципальной и собственности общественных организаций – 1%. [29]

Информация о работе Состояние и перспективы деятельности страховых компаний