Система социального страхования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:22, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – показать место и роль социального страхования в обществе.
Для достижения цели формируются следующие задачи:
проанализировать состояние социального страхования в России, его виды и формы;
представить основные направления реформирования основного звена социального страхования;
показать практику организации социального страхования.

Содержание

Введение. 2
Глава I. Система социального страхования в РФ. 7
Глава II. Виды социального страхования. 31
Глава III. Система государственных внебюджетных фондов в РФ. 36
Глава IV. Федеральная пенсионная служба РФ как форма реорганизации управления пенсионным страхованием. 41
Заключение. 46
Список используемой литературы. 48
Приложение. 49

Работа состоит из  1 файл

дипломная.doc

— 187.50 Кб (Скачать документ)

      сотрудничество  с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

  

Средства  Фонда образуются за счет:

      страховых взносов работодателей (администрации  предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов  независимо от форм собственности);

     страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

     страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих  право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

     доходов от инвестирования части временно свободных  средств Фонда в ликвидные  государственные ценные бумаги и  банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;

     добровольных  взносов граждан и юридических  лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;

     ассигнований  из республиканского бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных  с предоставлением льгот (пособий  и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

     прочих  доходов (сумм, полученных в установленном  порядке за путевки, оплаченные за счет средств Фонда; средств, возмещаемых  Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и других). 
 

Средства  Фонда направляются на:

      выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;

      санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, подведомственных санаторно-курортных учреждений, лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и другие);

      создание  резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;

      обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

      финансирование  деятельности подразделений органов  исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

      проведение  научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования  и охраны труда;

      осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

    участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального  страхования. 

    Средства  Фонда используются только на целевое  финансирование мероприятий, указанных  в настоящем Положении. Не допускается  зачисление средств социального  страхования на личные счета застрахованных. Средства, полученные от взимания пеней  и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации. Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.

    Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. 
 

    Председатель  Фонда и его заместители назначаются  Правительством Российской Федерации. Председатель Фонда имеет четырех  заместителей, в том числе одного первого.

    Директор  филиала:

    руководит деятельностью филиала и несет  персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач;

    распределяет  обязанности между заместителями  филиала и руководителями структурных  подразделений центрального аппарата филиала ;

    руководит деятельностью регионального отделения  филиала по исполнению доходной и  расходной частей бюджета Фонда и обеспечивает контроль за использованием средств государственного социального страхования;

    определяет  порядок работы подведомственных санаторно-курортных  учреждений;

    издает  в пределах своей компетенции  приказы, положения, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения всеми работниками филиала;

    представляет  интересы филиала во всех организациях, без доверенности действует от имени  Фонда, в установленном порядке  распоряжается средствами и имуществом Фонда, заключает договоры;

    осуществляет  в соответствии с законодательством  прием на работу и увольнение работников центрального аппарата филиала, а также  назначение на должность и освобождение от должности управляющих, заместителей управляющих региональных и центральных  отраслевых отделений Фонда с учетом мнения соответственно глав исполнительной власти субъектов Федерации и общероссийских отраслевых профессиональных союзов;

    делегирует  отдельные свои права и полномочия подчиненным ему должностным  лицам;

    осуществляет  иные действия в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации и инструкцией.

    Положения, инструкции, разъяснения и другие документы Фонда, принятые в установленном  порядке для обеспечения государственных  гарантий по социальному страхованию, подлежат обязательному исполнению страхователями.

    Правление Фонда является коллегиальным органом. Заседания правления проводятся по мере необходимости.

    Состав  правления Фонда численностью 29 человек формируется из лиц, входящих в него по должности (председатель Фонда  и его заместители, один из руководителей ведущего структурного подразделения центрального аппарата Фонда), представительствующих на постоянной основе (два представителя от Министерства труда и социального развития Российской Федерации и по одному представителю от Министерства финансов Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственной налоговой службы Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, центрального комитета профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации) и представительствующих на основе ротации (7 представителей от общероссийских объединений профсоюзов, 1 - от организаций, деятельность которых связана с защитой интересов семей работников, по 3 представителя от работодателей и региональных, центральных отраслевых отделений фондов 1 - от общероссийских общественных объединений инвалидов). Ротация членов правления осуществляется не чаще одного раза в год. Члены правления Фонда, представленные председателем Фонда на основании предложений соответствующих министерств, ведомств, органов профессиональных союзов и организаций, утверждаются Правительством Российской Федерации.

    Правление Фонда рассматривает вопросы, входящие в его компетенцию, в том числе:

    о задачах Фонда и совершенствовании государственного социального страхования;

    о формировании и использовании резервных  средств;

    проекты размера тарифа страховых взносов;

    проект  бюджета Фонда и его исполнение;

    об  участии в реализации проектов государственных  программ по социальному страхованию;

    отчеты  о результатах деятельности региональных и центральных отраслевых отделений  Фонда;

    о контрольно-ревизионной деятельности Фонда;

    проекты законодательных и других нормативных  актов, правил, инструкций и положений  по вопросам государственного социального страхования.

    Региональные  отделения Фонда образуются в  субъектах Российской Федерации, а  центральные отраслевые отделения  Фонда - в отдельных отраслях в  порядке, установленном пунктом 21 настоящего Положения.

    Руководство региональными и отраслевыми отделениями Фонда осуществляют управляющие соответствующими отделениями, которые несут персональную ответственность за их работу.

    Контроль  за начислением, поступлением и расходованием  средств государственного социального  страхования и финансово-хозяйственной деятельностью Фонда

    Контроль  за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых  взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной  налоговой службой Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - Фондом с участием профессиональных союзов.

      Дополнительно взысканные налоговыми  органами в результате контрольной  работы суммы страховых взносов  (платежей), штрафов, пеней и других  финансовых санкций зачисляются в доходы Фонда с учетом отчислений, производимых налоговым органам в соответствии с законодательством.

    Контроль  финансово-хозяйственной деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда осуществляется путем проведения периодических  ревизий и проверок контрольно-ревизионной службой Фонда, которая осуществляет свою деятельность на основании положения, одобренного правлением Фонда и утвержденного председателем Фонда.

    Работники контрольно-ревизионной службы, осуществляющие контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей Фонда, подлежат обязательному государственному личному страхованию и имеют право на возмещение причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установленных Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.

    Проверка  финансово-хозяйственной деятельности центрального аппарата Фонда осуществляется не реже одного раза в год специализированной аудиторской организацией, имеющей  соответствующую лицензию. 

    Для работодателей и предпринимателей важны аспекты возможностей использования ими средств социального страхования, а также особенностей начисления страховых взносов. Это регламентируется “Инструкцией о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования”.

    Обязательной  регистрации в качестве страхователей  в региональных, центральных отраслевых отделениях Фондах (их филиалах) подлежат находящиеся на территории Российской Федерации работодатели:

    - организации, являющиеся юридическими лицами, независимо от организационно-правовых форм (в том числе иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства);

     - граждане (в том числе иностранные), использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.

      Регистрации в качестве страхователей  также подлежат находящиеся на  территории Российской Федерации  крестьянские (фермерские) хозяйства,  родовые, семейные общины малочисленных  народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования и обособленные подразделения организаций, которые производят начисления заработной платы, имеют отдельный баланс и счета в учреждениях банка.

    В случаях, когда расчеты по заработной плате работников производятся централизованными бухгалтериями, регистрации в качестве страхователя подлежит организация, структурным подразделением которой является централизованная бухгалтерия.

    Граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющие свою деятельность без  образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), частные детективы, охранники, аудиторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, регистрируются в качестве страхователей в добровольном порядке.

Информация о работе Система социального страхования в РФ