Риск-менеджмент, его сущность и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 18:08, реферат

Описание

При рыночной экономике производители, продавцы, покупатели действуют в условиях конкуренции самостоятельно, т.е. на свой страх и риск. Их финансовое будущее является непредсказуемым и малопрогнозируемым. В связи с этим появляются различные методы управления риском и повышается роль страхования как основного метода снижения степени риска.

Содержание

Введение
Сущность риск-менеджмента…………………………………………………………
Функции риск-менеджмента…………………………………………………………..
Этапы риск-менеджмента……………………………………………………………..
Методы управления рисками (методы риск-менеджмента)…………………….
Развитие риск-менеджмента в России (на примере рынка лизинга)……….....
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат страхование.doc

— 243.50 Кб (Скачать документ)

Координация обеспечивает единство отношений объекта  управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.

     Стимулирование в риск-менеджменте представляет собой побуждение финансовых менеджеров и других специалистов к заинтересованности в результате своего труда.

     Контроль в риск-менеджменте представляет собой проверку организации работы по снижению степени риска. Посредством контроля собирается информация о степени выполнения намеченной программы действия, доходности рисковых вложений капитала, соотношении прибыли и риска, на основании которой вносятся изменения в финансовые программы, организацию финансовой работы, организацию риск-менеджмента. Контроль предполагает анализ результатов мероприятий по снижению степени риска. 

3.Этапы организации риск-менеджмента 

     Риск-менеджмент по экономическому содержанию представляет собой систему управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления.

     Как система управления, риск-менеджмент включает в себя процесс выработки  цели риска и рисковых вложений капитала, определение вероятности наступления  события, выявление степени и величины риска, анализ окружающей обстановки, выбор стратегии управления риском, выбор необходимых для данной стратегии приемов управления риском и способов его снижения (т.е. приемов риск-менеджмента), осуществление целенаправленного воздействия на риск. Указанные процессы в совокупности составляют этапы организации риск-менеджмента.

     Организация риск-менеджмента представляет собой  систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов  в единой технологии процесса управления риском.

     Первым  этапом организации риск-менеджмента  является определение цели риска и цели рисковых вложений капитала. Цель риска - это результат, который необходимо получить. Им может быть выигрыш, прибыль, доход и т.п. Цель рисковых вложений капитала - получение максимальной прибыли.

     Любое действие, связанное с риском, всегда целенаправленно, так как отсутствие цели делает решение, связанное с  риском, бессмысленным. Цели риска и рисковых вложений калитка должны быть четкими, конкретизированными и сопоставимыми с риском и капиталом.

     Следующим важным моментом в организации риск-менеджмента является получение информации об окружающей обстановке, которая необходима для принятия решения в пользу того или иного действия. На основе анализа такой информации и с учетом целей риска можно правильно определить вероятность наступления события, в том числе страхового события, выявить степень риска и оценить его стоимость. Управление риском означает правильное понимание степени риска, который постоянно угрожает людям, имуществу, финансовым результатам хозяйственной деятельности.

Для предпринимателя  важно знать действительную стоимость  риска, которому подвергается его деятельность.

     Под стоимостью риска следует понимать фактические убытки предпринимателя, затраты на снижение величины этих убытков или затраты по возмещению таких убытков и их последствий. Правильная оценка финансовым менеджером действительной стоимости риска позволяет ему объективно представлять объем возможных убытков и наметить пути к их предотвращению или уменьшению, а в случае невозможности предотвращения убытков обеспечить их возмещение.

     На  основе имеющейся информации об окружающей среде, вероятности, степени и величине риска разрабатываются различные варианты рискового вложения капитала и проводится оценка их оптимальности путем сопоставления ожидаемой прибыли и величины риска. Это позволяет правильно выбрать стратегию и приемы управления риском, а также способы снижения степени риска.На этом этапе организации риск-менеджмента главная роль принадлежит финансовому менеджеру, его психологическим качествам.

     При разработке программы действия по снижению риска необходимо учитывать психологическое восприятие рисковых решений. Принятие решений в условиях риска является психологическим процессом. Поэтому наряду с математической обоснованностью решений следует иметь в виду проявляющиеся при принятии и реализации рисковых решений психологические особенности человека: агрессивность, нерешительность, сомнения, самостоятельность, экстраверсию, интроверсию и др.

     Одна и та же рисковая ситуация воспринимается разными людьми по-разному. Поэтому оценка риска и выбор финансового решения во многом зависит от человека, принимающего решения. Неотъемлемым этапом организации риск-менеджмента является организация мероприятий по выполнению намеченной программы действия, т.е. определение отдельных видов мероприятий, объемов и источников финансирования этих работ, конкретных исполнителей, сроков выполнения и т.п.

     Важным  этапом организации риск-менеджмента  являются контроль за выполнением намеченной программы, анализ и оценка результатов выполнения выбранного варианта рискового решения.

     Организация риск-менеджмента предполагает определение  органа управления риском на данном хозяйственном субъекте. 

4.Методы управления рисками (методы риск-менеджмента)

     Методы  минимизации потерь позволяют уменьшить величину ущерба, когда риска избежать невозможно или он возникает внезапно.  
 Методы упреждения риска позволяют уберечься от случайностей при помощи превентивных воздействий. К наиболее эффективным методам этого типа относится используемый в деятельности предприятия метод стратегического планирования.

     Стратегическое  планирование как средство компенсации риска дает эффект, если оно пронизывает все сферы деятельности предприятия. Оно может снять большую часть неопределенности, предугадать появление узких мест в производственном цикле, упредить ослабление позиций предприятия в своем секторе рынка, заранее идентифицировать профиль факторов риска и разработать комплекс компенсирующих мероприятий, план использования и подключения резервов. Разновидностью этого метода может считаться прогнозирование внешней экономической обстановки. Суть этого метода заключается:

  • в периодической разработке сценариев развития и оценке будущего состояния среды хозяйствования предприятия;
  • в прогнозировании поведения возможных партнеров или действиях конкурентов;
  • в определении (прогнозировании) изменений в секторах и сегментах рынка, на которых предприятие выступает продавцом или покупателем; в региональном или общеэкономическом прогнозировании.

   Главной задачей метода мониторинга социально-экономической и нормативно-правовой среды является информатизация предприятия. Он подразумевает:

  • приобретение компьютерных систем правовой и нормативно-справочной информации;
  • подключение к сетям коммерческой информации (например, с помощью сети Интернет);
  • проведение собственных прогнозно-аналитических исследований;
  • заказ соответствующих услуг консультационным фирмам и отдельным консультантам и т.д.

   Полученные  в ходе мониторинга результаты позволяют:

- уловить,  новые тенденции во взаимоотношениях  хозяйствующих субъектов; 

- заблаговременно  подготовиться к нормативным  новшествам;

- предусмотреть  необходимые меры для компенсации  потерь от изменения правил  ведения хозяйственной деятельности  на ходу, скорректировать стратегию,  тактические планы.

     Методы  предотвращения убытков позволяют уменьшить ущербы предупредительными мерами и действиями (установкой пожарной или охранной сигнализации и средств пожаротушения и др.).

     Методы  минимизации потерь способствуют соблюдению законодательства, условий договоров, соблюдению трудовой и производственной дисциплины и т.д.

     Упреждению  риска способствует и сбор, обработка, классификация, анализ финансовой информации (эккаутинг).

     Метод активного целенаправленного  маркетинга должен агрессивно формировать спрос на продукцию. Для этого используются маркетинговые методы:

  • сегментация рынка, оценка его емкости;
  • организация рекламной кампании, включая информирование потенциальных потребителей и инвесторов о благоприятных свойствах продукции предприятия;
  • анализ поведения конкурентов, выработка стратегии конкурентной борьбы и др.

Методы  уклонения от риска наиболее распространены в хозяйственной практике. Ими пользуются те, кто хочет действовать наверняка, не рискуя. Кратко охарактеризуем их.

     Отказ от нежелательных  партнеров. Руководители предприятий, идущих по такому пути, отказываются от услуг ненадежных партнеров (как поставщиков, так и потребителей), стремятся не расширять круг партнеров, не вступать в отношения с сомнительными партнерами. Естественно, что такая политика сказывается на поставках предприятия (их объемах, качестве и т.д.).

     Отказ от рискованных проектов, т.е. неучастие в договорах и проектах сомнительного (негарантированного) содержания.

     Методы  локализации риска используются, когда удается четко и конкретно вычленить и идентифицировать источники риска. Вычислив экономически наиболее опасный этап или участок, необходимо сделать его контролируемым и тем самым снизить уровень риска (ущерба).

     Для реализации таких проектов обычно используются дочерние, так называемые венчурные (рискованные) предприятия. Риск, таким  образом, локализуется. В дальнейшем его результаты могут использоваться материнской компанией, а для реализации этих проектов используется ее потенциал.

     Эти методы используются в основном крупными компаниями при внедрении инновационных  проектов; освоении новых видов продукции, коммерческий успех которых вызывает сомнение. Они, как правило, используются впервые, на них требуются дорогостоящие НИОКР.

     Методы  диссипации (распределения) риска представляют собой более гибкие инструменты управления риском.

     Один  из основных методов диссипации заключается в распределении общего риска путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общих дел.

     Для этого подключаются другие предприятия  и даже физические лица. С этой целью  могут создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы, предприятия могут приобретать акции друг друга или обмениваться ими, вступать в консорциумы, ассоциации, концерны.

     Интеграция  может быть:

1) либо вертикальной (диагональной), т.е. несколько предприятий одного подчинения или одной отрасли объединяются для:

  • проведения согласования ценовой политики;
  • разделения зон хозяйствования;
  • совместных действий против "пиратства";

2) либо горизонтальной по последовательности технологических циклов, операции снабжения и сбыта. Дополнительный эффект состоит в том, что на "входах" и "выходах" предприятия создаются островки:

  • предсказуемого товарного рынка;
  • надежного долговременного спроса;
  • надежных поставок изделий, необходимых для производства продукции.  
    В некоторых случаях возможно распределение общего риска по времени и по этапам реализации некоторого долгосрочного проекта или стратегического решения.

   К этой же группе методов относятся  различные варианты диверсификации:

   диверсификация  рынка сбыта, т.е. работа одновременно на нескольких товарных рынках (когда неудача на одном компенсируется на другом) и распределение поставок между многими потребителями (желательно равномерно для обеспечения устойчивости производственно-сбытовой деятельности);

   диверсификация  закупок сырья и материалов, т.е. взаимодействие с многими поставщиками. Это позволяет ослабить зависимость предприятия от окружения, от надежности отдельных поставщиков. При нарушении графика поставок даже по объективным обстоятельствам (аварии, банкротство, форс-мажорные обстоятельства) предприятие сможет переключиться на работу с другими поставщиками. Конечно, это усложняет работу отделов материально технического снабжения и сбыта и вызывает их сопротивление. Поэтому руководство предприятия должно контролировать число своих поставщиков и потребителей;

   диверсификация  инвестиций. При формировании инвестиционного портфеля рекомендуется отдавать предпочтение реализации нескольких проектов относительно небольшой капиталоемкости перед программами, состоящими из единственного инвестиционного проекта. Если все же приходится работать с одним-двумя партнерами, то желательно распределить или рассредоточить риск. В этом случае в договоре должно быть четко предусмотрено разграничение сфер деятельности и ответственности. Непременным условием должно быть отсутствие этапов, операций или работ с размытой или неоднозначной ответственностью;

Информация о работе Риск-менеджмент, его сущность и виды