Регистрация и лицензирование страховых организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:08, контрольная работа

Описание

Государственное регулирование страховой деятельности находит свое выражение в государственной регистрации страховых организаций и обществ, взаимного страхования, лицензировании страховой деятельности, а также в осуществлении государственного надзора за деятельность субъектов страхового дела. Использование механизма государственного надзора и контроля в страховании является общей практикой для всех стран с рыночной экономикой.

Содержание

Введение 3
1. Регистрация и лицензирование страховых организаций 4
2. Инвестиционная деятельность страховщика 10
Заключение 14
Используемая литература 15

Работа состоит из  1 файл

к.раб..doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

В соответствии с регламентом  при принятии решения о выдаче лицензии должен готовиться соответствующий  приказ, который будет представляться на подпись руководителю Росстрахнадзора не позднее чем за один рабочий день до истечения 60 дней, определенных Законом об организации страхового дела для решения вопроса о выдаче лицензии на осуществление страховой или брокерской деятельности.

 

 

    1. Инвестиционная деятельность страховщика

 

Процесс реализации страховой  услуги принципиально отличается от аналогичного процесса в других видах  предпринимательства. Это обусловлено  тем, что страхователь фактически авансирует страховщика, а реализация страховой услуги осуществляется спустя продолжительное время или может вообще отсутствовать. Указанная особенность реализации страховой услуги позволяет сделать два вывода.

1. В распоряжении страховщика  в течение некоторого периода  оказываются временно свободные от обязательств средства, которые должны быть инвестированы в целях получения дополнительного дохода.

2. Инвестирование страховщиком  должно достаточно жестко регулироваться  государством, поскольку страхователи  объективно лишены возможности  контролировать, насколько умело страховая организация распорядится предоставленными ей средствами и не поставит под угрозу выполнение обязательств по договору страхования.

Цель государственного регулирования порядка размещения страховых резервов — минимизация  риска инвестиционной политики из-за главной особенности страховой организации как инвестора — вторичности инвестиционного портфеля по отношению к портфелю страховому.

Инвестиционная деятельность страховщика, как и любого другого  инвестора, регулируется Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Из-за специфики страховой деятельности помимо норм закона размещение страховщиками временно свободных средств регулируется также положениями Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Правилами размещения страховщиками страховых резервов (утвержденными приказом Минфина России от 8 августа 2005 г. № 100н).

Возможности страховой  организации по участию в инвестиционном процессе определяются ее инвестиционным потенциалом, т.е. совокупностью денежных средств, временно или относительно свободных от страховых обязательств и используемых для инвестирования с целью получения дохода.

Реализация инвестиционного потенциала страховой организации представляет собой процесс инвестирования страхового фонда и собственного капитала. [4]

Инвестиционный потенциал  составляет ту часть потенциала финансового, которая остается после вычета расходов на ведение дела, заемных средств и страховых выплат. Если объемы указанных вычетов увеличиваются в большей степени, чем рост объема страхового фонда и собственного капитала, то может сложиться ситуация, когда при увеличении финансового потенциала страховой организации ее инвестиционный потенциал уменьшается. На практике существуют организации, у которых при большом финансовом потенциале инвестиционный потенциал невелик.

На инвестиционный потенциал  влияет множество факторов:

    • объем собираемых страховых премий;
    • структура страхового портфеля;
    • убыточность или прибыльность страховых операций;
    • условия государственного регулирования формирования страховых фондов;
    • сроки страховых договоров;
    • объем собственных средств.

Для оценки инвестиционного  потенциала страховой организации  используется система показателей:

·  достаточность покрытия страховых резервов инвестицион ными активами (ДПср):

Показатель уровня покрытия инвестиционными активами страховых  резервов-нетто отражает степень  размещения средств, за счет которых  покрываются обязательства страховой организации, в инвестиционных активах и денежных средствах. Инвестиционные активы и денежные средства должны соответствовать или превышать размер страховых резервов. Наличие противоположной тенденции может означать размещение средств в неликвидных активах либо в активах с высокой степенью риска (дебиторская задолженность, нематериальные активы, оборудование и материалы).

Рентабельность инвестиций (Рид) рассчитывается по формуле:

Данный коэффициент  используется для оценки эффективности инвестиционной деятельности.

Доля инвестиций в  собственном капитале (Дид) отражает, сколько рублей дохода приходится на каждый рубль вложенных собственных  средств:

Концентрация страховщиками  значительных финансовых ресурсов может  превратить страхование в важнейший фактор развития экономики путем реализации эффективной инвестиционной политики. [4]

Отечественный страховой  бизнес отличается рядом особенностей, выделяющих его среди иностранных  коллег, поэтому апробированные за рубежом схемы взаимодействия страховых организаций с фондовым рынком обычно имеют свои особенности либо просто отсутствуют в России. В этом плане интересны выводы специалистов Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации (МАП России, МАП). МАП обращает внимание на усиление концентрации страхового капитала, в том числе в завуалированных формах. МАП делает вывод, что в стране существует несколько замкнуто-корпоративных страховых групп, которые тесно связаны на неконкурентной основе с отдельными секторами экономики и предприятиями, обслуживают их интересы по минимизации налогообложения и фактически не выполняют экономические функции, предусмотренные страховым законодательством. Замкнутость отечественных страховых организаций подтверждается фактическим отсутствием котировок их акций на фондовом рынке, а также незначительным интересом к нему.

До недавнего времени  большинство страховщиков предпочитали получать прибыль непосредственно  на страховых или псевдостраховых  операциях и довольствовались низкодоходными инвестиционными инструментами — банковскими векселями и депозитами. Более того, значительная часть средств просто хранилась на расчетных счетах. Сомнению ряда аналитиков, ситуация стала меняться лишь в последнее время.

Сближение страхового бизнеса  с инвестиционным отражается и в организационных формах.

Другая особенность: активизация  внедрения иностранных инвестиций в отечественный страховой бизнес. [4]

По мнению МАП, в настоящее  время доступ иностранных страховщиков как в части создания дочерних организаций на территории Российской Федерации, так и в части приобретения акций существующих российских страховых организаций практически неограничен. В ближайшем будущем проблема станет еще более актуальной и особенно обострится по мере вхождения России в ВТО. Массированное иностранное «наступление» принудит отечественное страховое сообщество к необходимости следования международным стандартам бизнеса, включая деятельность с финансовыми инструментами на фондовом рынке.

 

Заключение

 

Развитие страхового дела в России - это не только развитие страховых операций для возмещения потерь общества, но это также источник для инвестиций. Поэтому остро встает вопрос о рациональном размещении денежных фондов российских страховых компаний, чтобы они реально работали на экономику страны.

Для того чтобы компании имели такую возможность, необходимо развивать различные виды страхования: имущественное, страхование жизни и ответственности.

Особенно это касается обязательного страхования и гражданской ответственности владельцев автотранспорта, которыми должны заниматься как государственные, так и частные компании. Последнее должно быть обязательным страхованием для удовлетворения потребностей российских автовладельцев по опыту западных стран.

Отечественный рынок  страхования должен защищать государство, учитывая потребности российского рынка и создавая здоровую конкуренцию на нем.

Принятие Гражданского кодекса РФ, Законов «Об организации  страхового дела в Российской Федерации», «Об ответственности организации  страхового дела» и специальных  подзаконных актов с конца 1997 г. создало определенные перспективы для нормального развития деятельности российских страховых компаний. [10]

 

Используемая  литература

 

  1. Клоченко Л.Н. «Основные проблемы законодательства, регулирующие правовую деятельность». Журнал «Юридическая и правовая работа в страховании», №1, 2006
  2. Закон Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
  3. Приказ ГОССТРАХНАДЗОРА РФ от 22.01.1993 №02-02/4 «Об изменениях и дополнениях «Условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ» от 12.10.1992 №02-02/4 (ЭЖ 92-43) (вместе с новой редакцией)
  4. http://www.insurance2000.ru
  5. Учебное пособие для студентов Страхование». Авторы: В.А. Щербаков, Е.В. Костяева, 2010
  6. http://symixins.narod.ru
  7. Жеребко А. Методика оптимизации размещения страховых резервов // страховое дело. - 2008.- №1
  8. Сербиновский Б.Ю., Горькуша Н.В. Страховое дело. Учебник.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2009 - 375с
  9. Жуков Е.Ф. Инвестиционные институты: Учебное пособие для вузов. -М.: банки и биржи, ЮНИТИ, 2005 - 1999 с
  10. Шихов А.К. Страхование: Учебное пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2010. - 431с

 

 

 


Информация о работе Регистрация и лицензирование страховых организаций