Расчет страховой суммы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:51, контрольная работа

Описание

На протяжении последних лет российский рынок страхования неуклонно растет. Если 5 лет назад совокупная страховая премия, собранная страховщиками за год, составляла 276,6 млрд руб., то в 2006 г. было собрано 602,1 млрд руб. Раньше множество страховщиков собирали небольшие страховые премии, а теперь основная часть сборов приходится на небольшую группу страховых организаций.

Содержание

Введение

Понятие страхового рынка и его элементы

Страховой тариф как элемент системы цен

Этапы расчета страхового тарифа

Новые ставки страховых взносов в 2011 году

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Страхование.docx

— 26.29 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение 

Понятие страхового рынка и его элементы 

Страховой тариф  как элемент системы цен 

Этапы расчета страхового тарифа 

Новые ставки страховых  взносов в 2011 году 

Заключение 

Список литературы 
 

Введение 

На протяжении последних  лет российский рынок страхования  неуклонно растет. Если 5 лет назад  совокупная страховая премия, собранная  страховщиками за год, составляла 276,6 млрд руб., то в 2006 г. было собрано 602,1 млрд руб. Раньше множество страховщиков собирали небольшие страховые премии, а теперь основная часть сборов приходится на небольшую группу страховых организаций. В 2005 г. 60% страховых премий по страхованию  иному, чем страхование жизни, было собрано 32 страховщиками, в 2006 г. — 26, в  первом полугодии 2007 г. — 22 страховыми организациями. Данные, поступающие  в Федеральную службу страхового надзора, однозначно свидетельствуют  о том, что роль 10—20 крупнейших страховых  организаций постоянно возрастает. 

Появление в 2003 году такого первого поистине массового  вида страхования, как ОСАГО (1), позволило  отчетливо выявить старые проблемные точки российского страхового рынка  и обозначило вновь появившиеся  перспективы и, соответственно, узкие  места страховщиков. Как выяснилось, в значительной степени развитие страхования в России сдерживается недостаточным развитием инфрастуктуры страхового рынка, в настоящее время создающей объективные трудности для качественного обслуживания страхователей ОСАГО и препятствующей введению в России новых видов массового обязательного страхования. Более того, вопросы развития инфраструктуры страхового рынка как одного из важнейших институтов национальной системы страхования за редким исключением не рассматривались при определении путей развития страхования в России.  

К инфраструктуре страхового рынка следует относить организации, способствующие страховой деятельности, повышающие ее эффективность, но не занимающиеся ею. Таким образом, организаций инфраструктуры страхового рынка представляют собой  совокупность различных коммерческих и общественных организаций, деятельность которых служит обеспечению эффективного функционирования страхового рынка  и создает условия для нормального  функционирования производителей страховых  услуг — страховых (перестраховочных) организаций. Среди многих организаций  инфраструктуры страхового рынка следует  выделять сбытовые структуры: агенты, брокеры, организации — новые  каналы продвижения страховых услуг. Вторым основным элементом инфраструктуры страхового рынка являются организации  по обеспечению страховой и перестраховочной деятельности, т.е. организации, занимающиеся предупреждением случаев страхового мошенничества и ведением соответствующих  баз данных, аутсорсингом некоторых  функций деятельности страховщиков, оценкой рисков и ущербов, консалтингом и рекламой, наукой и образованием в области страхования, а также  информационные агентства и общества по защите прав и интересов страхователей, выгодоприобретателей и застрахованных лиц. 
 

Ценообразование в  системе страхования 

Страховой рынок - это  особая социально-экономическая структура, специфическая форма денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает  услуга по страховой защите. Обязательное условие функционирования страхового рынка - наличие страховщиков. Свобода  ценообразования, реализуемая в  тарифных ставках на те или иные страховые услуги, создает условие  для конкуренции между страховщиками. В результате работы страховщиков у  них образуются ресурсы страхового фонда, и от того, как они используются, зависит их финансовое положение.  

Страховой рынок - составная  часть финансового рынка страны, где предметом купли-продажи являются страховые продукты. Потребительские  свойства данных продуктов весьма специфичны и отличны от других продуктов  финансового рынка. Их специфика  происходит из сущности страхования. В  соответствии с Законом РФ «Об  организации страхового дела в Российской Федерации» от 31 декабря 1997г. под страховой  деятельностью следует понимать деятельность по защите имущественных  интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при наступлении  определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых  из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Угроза интересам субъектов страхового рынка существует всегда, но не носит обязательного характера. Эта угроза реальна, но вероятностна по своей сути. Реальна для всего общества, а для каждого индивида вероятностна. Поэтому всегда существует выбор и расчет: покупать (продавать) или не покупать (не продавать) тот или иной страховой продукт. Очевидно, что для реализации данного выбора страховой продукт должен всегда присутствовать на финансовом рынке. Данное присутствие и формирует страхование как составную часть финансовых отношений, сложившихся в стране. 

Каждый страховой  продукт соотносится с конкретным объектом страхования (то, что страхуется), определяет причины страхования (страховой  риск), его стоимость (страховую сумму), цену (страховой тариф), условия денежных платежей (расчетов) в предвидении  тех событий, от которых последний  страхуется. Свидетельством (сертификатом) страхового продукта служит документ, называемый страховым полисом. Полис  подтверждает факт заключенного договора страхования (купли-продажи страхового продукта), который всегда предметен, адресован участникам страхования, содержит основные количественные параметры  сделки, является юридическим документом. 

Участники страхового рынка: 

- страховщики (продавцы)  

- страховые компании, специализированные организации; 

- страхователи (покупатели)  

- физические и  юридические лица; 

- страховые агенты  и страховые брокеры (посредники)  

- они выступают  между продавцами и покупателями  и своими услугами содействуют  заключению договора страхования.  

Специфическим товаром, предлагаемым на страховом рынке, является страховая услуга.  

Она имеет: 

- потребительную  стоимость  

- обеспечение страховой  защиты, при наступлении страхового  события страховщик выплачивает  страхователю страховое возмещение; 

- стоимость  

- затраты труда,  которые находят денежное выражение  в цене страховой услуги.

Страховой тариф  как элемент системы цен 

Ценой на страховую  услугу является страховой тариф (тарифная ставка).  

Страховой тариф - это  выраженная в рублях плата единицы  страховой суммы или процентная ставка от совокупности страховой суммы. Страховая сумма - размер денежных средств, на который фактически застрахованы объекты (имущество, жизнь, здоровье).  

Основная задача, которая ставится при построении страховых тарифов, связана с  определением вероятной суммы ущерба, приходящейся на каждого страхователя или на единицу страховой суммы. Если тарифная ставка достаточно достоверно отражает вероятный ущерб, то обеспечивается необходимая раскладка ущерба между  страхователями.  

Травные ставки тесно  связаны с объемом страховой  ответственности. Установление, расширение и ограничение объема страховой  ответственности находят свое отражение  в тарифных ставках. Проводя страхование, страховщик стремиться решить двоякую  задачу: при минимальных тарифах, доступных для широкого круга  страхователей, обеспечить достаточно значительный объем страховой ответственности. С помощью доступных тарифных ставок достигается наименьшее изъятие  части доходов страхователей  в виде страховых платежей в целях  оказания им необходимой помощи из страхового фонда. 

Если тарифные ставки рассчитаны правильно, то обеспечивается необходимая финансовая устойчивость страховых операций, т.е. устойчивое сбалансирование доходов и расходов страховщика, либо превышение доходов  над расходами. Завышение тарифной ставки приводит к перераспределению  через страховой фонд излишних средств, занижение, наоборот, к образованию дефицита финансовых ресурсов в страховом фонде и к не выполнению страховщиком своих обязательств перед страхователями. 

Страховой тариф (брутто-ставка) состоит из 2 основных частей:  

- нетто-ставка - предназначена  для покрытия ущерба в пределах  той ответственности, которую  взял на себя страховщик, т.  е. нетто-ставка предназначена  для выплат страхового возмещения. В основе расчета нетто-ставки  лежит убыточность страховой  суммы;  

- нагрузка - часть  брутто-ставки, за счет которой  возмещаются накладные расходы  страховщика, связанные с проведением  страхования, отчислениями в различные  фонды, а также прибыль страховщика.  

Этапы расчета страхового тарифа 

1. По каждому прошедшему  году (обычно берется 3-5 лет) рассчитывается  фактическая убыточность страховой  суммы как отношение выплаченных  страховых возмещений к общей  сумме застрахованных объектов.  

2. На основании  полученного ряда исходных данных  рассчитывается прогнозируемый  уровень убыточности страховой  суммы с использованием методов  прогноза.  

3. Вводится рисковая  надбавка для формирования средств  по выполнению обязательств перед  страхователями на случай, если  фактическая убыточность страховой  суммы превысит прогнозируемый  уровень.  

4. Находится нетто-ставка  путем суммирования прогнозируемого  уровня убыточности страховой  суммы и рисковой надбавки. Поскольку  нетто-ставка целиком предназначена  для создания фонда выплат  перед страхователями, то страховая  фирма должна собрать столько  страховых взносов, сколько предстоит  выплатить страхователям. На практике  происходят отклонения в ту  или иную сторону. Если образовался  остаток нетто-ставки, то он направляется  в резервный фонд.  

5. Рассчитывается  страховой тариф с учетом нетто-ставки  и нагрузки. Факторами, влияющими  на размер страхового тарифа, являются: 

- затраты на осуществление  деятельности по страхованию  и ожидаемая прибыль; 

- соотношение спроса  и предложения на страховые  услуги; 

- величина и структура  страхового портфеля; 

- качество предлагаемых  услуг.  

Нетто-ставка, как  вероятность нанесения страхователям  определенного ущерба, отражает каждый вид страховой ответственности, которую взял на себя страховщик. Если условия страхования данной группы имущества или иных рисков содержат несколько видов страховой ответственности, то совокупная нетто-ставка может состоять из суммы нескольких частных нетто-ставок. 

Нагрузка к нетто-ставке включает, как правило, следующие  накладные расходы страховщика: оплату труда штатных и нештатных  работников страховой организации, что составляет основу всех накладных  расходов; затраты на заготовку бланкового материала, пропаганду и рекламу  страхового дела; административно-хозяйственные  расходы, отчисления в резервные  фонды. В нагрузку может включаться также определенный норматив на формирование плановой прибыли от страховой деятельности. 

 Поскольку при  страховании происходит замкнутая  раскладка ущерба между страхователями, при построении нетто-ставки принято  исходить из равенства:  

П = В,  

где: П - страховые  платежи, соответствующие нетто-ставкам; 

В - страховое возмещение. 

При указанном равенстве, рассчитав его правую часть, получают искомую величину страховых платежей. 

Если условно представить  себе, что от каждого происшедшего страхового случая гибнет один застрахованный объект, то вероятность ущерба, лежащая  в основе нетто-ставки, зависит прежде всего от вероятности наступления  страховых случаев. Зная вероятное  число страховых случаев за тарифный период, можно определить степень  вероятности наступления этих случаев. Она представляет собой отношение  количества страховых случаев к  числу застрахованных объектов. В  денежном выражении числитель указанного отношения равен сумме страхового возмещения ( f ), а знаменатель - максимально  возможному страховому возмещению, равному  совокупной страховой сумме всех застрахованных объектов ( b ). Данное отношение ( f / b ) есть показатель убыточности  страховой суммы. Поскольку числитель  этого показателя меньше знаменателя, его значение всегда меньше единицы. 

Показатель убыточности  страховой суммы математически  выражает вероятность ущерба в виде той доли совокупной страховой суммы, которая выбывает из страхового портфеля ежегодно или за тарифный период в  связи с наступлением страховых  случаев и возмещением ущерба. Эта доля (с каждых 100 руб. страховой  суммы или как определенная процентная ставка) составляет основу для построения нетто-ставки. 

Убыточность страховой  суммы, как отношение денежных показателей, является величиной синтетической, которая зависит от действия различных  факторов. Их можно свести к следующим  показателям, которые принято в  страховой статистике обозначать буквами  латинского алфавита:  

Информация о работе Расчет страховой суммы