Основные условия страхования грузов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 16:58, реферат

Описание

Страхование грузов является одним из самых древних и наиболее распространенных видов страхования и представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанность страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба, нанесенного объекту страхования.

Работа состоит из  1 файл

Основные условия страхования грузов.docx

— 22.58 Кб (Скачать документ)

Основные  условия страхования  грузов. 

   Страховая деятельность в Российской Федерации  регулируется нормами главы 48 «Страхование»  ГК РФ, Законом Российской Федерации  от 27 ноября 1992 года №4015-1 «Об организации  страхового дела в Российской Федерации»  и другими нормативными актами, принятыми  в соответствии с указанным законом.

   Страхование представляет собой защиту интересов  физических и юридических лиц, заключающуюся  в выплате указанным субъектам  определенных договором страхования  денежных сумм при наступлении страхового случая.

   Страхование осуществляется на основании договора страхования, заключенного между страхователем  и страховщиком и правил страхования. Существенные условия страхования (страховые случаи, размер страховой  суммы, срок действия договора) указываются  непосредственно в договоре1.

   Виды  рисков, по которым  страхуются грузы

   Страхование грузов является одним из самых древних  и наиболее распространенных видов  страхования и представляет собой  совокупность видов страхования, предусматривающих  обязанность страховщика по страховым  выплатам в размере полной или  частичной компенсации ущерба, нанесенного  объекту страхования.

   В мировой практике страхование грузов получило широкое развитие и при  заключении международных контрактов страхование груза стало необходимым  условием. И хотя в Российской Федерации  на сегодняшний день страхуется лишь 10 процентов перевозимых грузов, ситуация очень быстро меняется.

   Риск  гибели груза в зависимости от условий сделки переходит от продавца к покупателю:

   ·   при выдаче груза со склада продавца;

   ·   при доставке груза на склад перевозчика;

   ·   при погрузке на транспортное средство;

   ·   при разгрузке в месте назначения.

   В большей степени риск потерь лежит  на покупателе, значит он, в первую очередь, заинтересован в страховании  груза, но договор страхования может  быть заключен и продавцом по просьбе  покупателя или с его согласия с включением страховых платежей в стоимость груза.

   Договор страхования груза должен быть заключен в письменной форме. Заключается  договор путем составления одного документа либо вручения страховщиком страхователю на основании его заявления  страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. Сам по себе страховой полис не является договором, он является лишь подтверждением того, что договор  заключен.

   Условия, на которых заключается договор  страхования груза, могут быть определены в стандартных правилах страхования  груза, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком или объединением страховщиков. Условия, содержащиеся в правилах страхования  и не включенные в договор (страховой  полис) обязательны для страхователя, если в договоре прямо указано на применение таких правил, а сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) либо приложены к нему.

   При заключении договора страхования груза  существенными условиями являются:

   -   определение имущества, являющегося объектом страхования;

   -   определение характера события, на случай наступления, которого осуществляется страхование;

   -   размер страховой суммы;

   -   срок действия договора страхования.

   По  решению страховой организации  договор может быть заключен с  осмотром груза и составлением его  описи. В зависимости от вида груза  в описи указывают наименование и инвентарный номер груза, количество, цену, марку, год выпуска, общую стоимость.

   Ответственность страховщика начинается с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления и продолжается в течение всей перевозки до тех  пор, пока груз не будет доставлен  в конечный пункт назначения, указанный  в договоре.

   Взаимоотношения страховщика и страхователя при  наступлении страхового случая определяются в следующем порядке. Страхователь обязан принять все возможные  меры к спасанию груза, а также  к обеспечению права страховой  организации на регресс к виновной стороне. О наступлении страхового случая страхователь в течение суток  должен сообщить страховщику, который, в свою очередь, не позднее трех дней после получения соответствующих  документов должен приступить к составлению  акта и определению размера понесенного  страхователем ущерба.

   В соответствии с заключенными договорами страхования грузов гарантии, предоставляемые  страховыми компаниями в случае наступления  страховых событий, делятся по составу  включенных в договор рисков:

   1.   Страхование грузов «С ответственностью за все риски». По условиям страхования подлежат возмещению убытки, расходы и взносы от общей аварии, а также убытки от повреждения и полной гибели всего или части застрахованного груза, происшедшие по любой причине, носящей случайный характер. Исключение составляют военные риски, воздействие радиации, умысел и грубая небрежность страхователя, особые свойства и качества груза и другие риски, связанные со спецификой груза и его транспортировкой.

   2.   Страхование грузов «С ответственностью за частную аварию». По условиям страхования возмещаются убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, возникшие в результате взрыва или пожара, крушения или столкновения транспортных средств, разрушения мостов, тоннелей, других транспортных коммуникаций, пропажи транспортного средства без вести, стихийных бедствий и тому подобных. Основным принципом данного условия страхования является то, что защите подлежит только то, что указано в договоре страхования, все остальное считается незастрахованным.

   3.   Страхование грузов «Без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения». По объему ответственности условия этого вида страхования практически совпадают с условиями страхования «с ответственностью за частную аварию». Разница заключается в том, что по условиям страхования «с ответственностью за частную аварию» возмещаются убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, а по условиям страхования «без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения» возмещаются убытки только от полной гибели всего или части груза.

   По  соглашению сторон груз может быть застрахован и на иных условиях, в том числе от дополнительных рисков. При страховании может  быть использован опыт страхования  иного имущества, а также международная  практика страхования грузов2.

   Применение  международных торговых терминов «Инкотермс-2000»

   Отношения в области имущественного страхования  регулируются не только документами, которые  были уже упомянуты нами, но и  иными документами. При заключении внешнеэкономических контрактов рекомендуется  использовать Международные правила  толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС 2000», разработанные Международной  торговой палатой.

   ИНКОТЕРМС – акт, содержащий базисные условия  поставок товаров, впервые был подготовлен  Международной торговой палатой  в 1936 году. Поправки и дополнения были сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 годах. Последние  поправки внесены в 2000 году для приведения этих правил в соответствие с современной  практикой международной торговли.

   Сфера действия ИНКОТЕРМС ограничена вопросами, связанными с правами и обязанностями  сторон, заключивших договор купли-продажи, в отношении поставки проданных  товаров, при этом под товаром  подразумеваются «материальные  товары», исключая «нематериальные  товары», такие как компьютерное программное обеспечение и прочее.

   ИНКОТЕРМС-2000 содержит 13 базисных условий поставок товара, и каждое базисное условие  имеет полное и сокращенное наименование. Все базисные условия разделены  на 4 группы в зависимости от того, как распределяются обязанности  между продавцом и покупателем. Каждая последующая группа терминов предусматривает уменьшение обязанностей покупателя и увеличение обязанностей продавца.

   Базисные  условия группы «E» возлагают на продавца минимальные обязательства: продавец должен лишь предоставить товар в распоряжение покупателя в согласованном месте - обычно в собственном помещении продавца. Покупатель приобретает товар со склада продавца, осуществляет таможенную очистку товара, как на территории страны продавца, так и на территории своей страны. В обязанности покупателя входит также заключение договора на перевозку и страхование груза.

   Базисные  условия группы «F» предусматривают, чтобы продавец доставил товар для перевозки в соответствии с инструкциями покупателя. В обязанности покупателя не входит таможенная очистка товара в стране продавца, исключение составляет термин FAS, обязанностью покупателя является лишь извещение продавца о том, кому должен быть передан товар для перевозки, заключение договоров перевозки и страхования и таможенная очистка товара на территории своей страны.

   Базисные  условия группы «C» возлагают на продавца обязанность заключить договор перевозки на обычных условиях за свой собственный счет, то есть данные условия говорят о договорах отгрузки. Продавец обязан оплатить перевозку товаров до пункта назначения, но при этом он не принимает на себя риск случайной гибели товаров во время их транспортировки. Покупатель обязан застраховать груз, исключение составляют термины CIF и CIP, а также произвести таможенную очистку товаров при их ввозе на территорию своей страны.

   В соответствии с базисными  условия группы «D» продавец отвечает за прибытие товара в согласованное место или пункт назначения на границе или в стране импорта. Продавец обязан нести все риски и расходы по доставке товаров до этого места, таким образом, эти условия означают договоры прибытия. На покупателя возлагаются обязанности по таможенной очистке товара при ввозе на территорию своей страны, за исключением условия поставки DEQ и DDP3.

   Международные правила страхования  грузов

   При страховании экспортно-импортных  грузов на практике чаще всего используются условия лондонских страховщиков, именуемые  оговорками. Под оговоркой понимается обычно минимальный перечень условий страхования, который составляет основу конкретного договора. Оговорки аккумулировали многовековой опыт Лондонского страхового рынка и применяются не только при страховании грузов, перевозимых морским транспортом, но и при страховании железнодорожных, воздушных и автомобильных грузоперевозок. В соответствии с этими оговорками договор страхования может быть заключен на следующих условиях:

Условия А - наиболее полное страховое покрытие - страхование "от всех рисков" [ICC (А)].

1. Данное страхование покрывает все риски гибели или повреждения застрахованного груза, за исключением случаев, указанных в оговорках 4, 5, 6, 7.  
2. Данное страхование покрывает расходы по общим авариям и спасанию, установленным или определенным в соответствии c контрактом о фрахтовании и/или основным законом и практикой, во избежание гибели по любой причине за исключением случаев, приведенных в оговорках 4, 5, 6, 7 и в других оговорках данного страхования.

3. Данное страхование обеспечивает предоставление страхователю покрытия в той же доле ответственности по контракту о фрахте согласно оговорке "Столкновение по вине обеих сторон" как и в отношении убытка, возмещаемого в соответствии с этой оговоркой. В случае возникновения каких-либо претензий со CTOроны судовладельцев по вышеуказанной оговорке страхователи соглашаются уведомить страховщика, который будет иметь право за их собственный счет защитить страхователя от таких претензий.

   Исключения.

Оговорка 4. Данное страхование не покрывает:

4.1. гибель, расходы или повреждения, произошедшие вследствие грубого умысла или грубой неосторожности страхователя;

4.2. нормативную утечку, потерю веса и объема или нормативный износ застрахованного груза;

4.3. гибель, расходы или повреждения, произошедшие вследствие необеспечения достаточной или соответствующей упаковкой или вследствие неправильной подготовки застрахованного груза (в оговорке 4.3 под "упаковкой" следует понимать укладку в контейнер, но только в том случае, когда такая укладка выполняется до вступления в силу данного страхования и производится страхователем или его служащими);

4.4. гибель, расходы или повреждения, произошедшие вследствие внутренних свойств или дефектов застрахованного груза;

4.5. гибель, расходы или повреждения, произошедшие вследствие непосредственной задержки, даже если событие, в результате которого произошла задержка, покрывается страхованием (за исключением расходов, подлежащих оплате по оговорке 2);

4.6. гибель, расходы или повреждения, произошедшие вследствие неплатежеспособности или невыполнения обязательств владельцами, управляющими, фрахтователями или операторами судна;

Информация о работе Основные условия страхования грузов