Методы нейтрализации финансовых рисков предприятия: хеджирование финансовых рисков с использованием производных ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 16:03, контрольная работа

Описание

Хеджирование (англ. hedging) — меры, нацеленные на страхование рисков на финансовых рынках. Если попросту, то хеджирование — это договоренность купить или продать что-либо (товар, валюту, ЦБ) по определенной цене в будущем, с целью минимизации риска непредвиденного колебания рыночной цены на этот объект хеджирования в будущем. То есть зная, по какой цене произойдет сделка в будущем, оба субъекта страхуют себя от неожиданных колебаний цены. Финансисты, которые страхуют или страхуются от риска, называются хеджерами

Работа состоит из  1 файл

финасовые риски.Вариант 13.doc

— 63.00 Кб (Скачать документ)


Вариант 13

1.       Методы нейтрализации финансовых рисков предприятия: хеджирование финансовых рисков с использованием производных ценных бумаг.

 

 

Начало формы

 

Конец формы

Хеджирование (англ. hedging) — меры, нацеленные на страхование рисков на финансовых рынках. Если попросту, то хеджирование — это договоренность купить или продать что-либо (товар, валюту, ЦБ) по определенной цене в будущем, с целью минимизации риска непредвиденного колебания рыночной цены на этот объект хеджирования в будущем. То есть зная, по какой цене произойдет сделка в будущем, оба субъекта страхуют себя от неожиданных колебаний цены. Финансисты, которые страхуют или страхуются от риска, называются хеджерами.

 

В сельскохозяйственном обществе древней Японии практически все аспекты жизни зависели от погоды. От погоды зависел и урожай, а от урожая зависела цена на продовольствие, и, естественно, на рис.

Фермеры, которые выращивали рис, хотели стабильности и уверенности в завтрашнем дне (как, собственно, и все люди по сей день). Но, все фермеры, и их клиенты, зависели от рыночной цены на рис, которую они не могли предсказать. Невозможность предсказать с какой-либо вероятностью финансовое будущее хозяйства и бизнеса не устраивала мудрых японцев, и они придумали способ застраховаться.

Представьте себя на месте фермера в древней Японии: если урожай будет хороший, то цена на рис во время сбора урожая упадет; а если урожай будет скудный, то рыночная цена на рис возрастет. Вас незнание не устраивает, и вы со своим постоянным клиентом придумываете следущее:

— текущую рыночную цену учитывая, давай слово чести дадим, что обменяем рис

— хай .

Таким образом, независимо от того, каков будет исход в будущем, во время сбора урожая фермер и клиент осуществят сделку по заранее оговоренной цене.

И вот пришло время урожая. Есть 3 варианта исхода:

1.                 рыночная цена выше оговоренной: фермер не рад, но обязан продать клиенту свой рис, а клиент рад, что покупает рис дешевле, чем везде

2.                 рыночная цена на рис ниже заранее оговоренной: фермер счастлив, что продает дороже, а клиент мог бы купить на рынке, но дал слово, что купит у фермера и платит дороже

3.                 рыночная цена не отличается от оговоренной : все при своих.

Примерно так возникли первые фьючерсы и первое хеджирование.

Итак, из истории выше нам понятно, что с помощью хеджирования мы страхуемся от рисков колебаний цен. Но будет логичным заключить, что уменьшая риск, мы уменьшаем потенциальную прибыль. Вспомним главное правило инвестирования: чем больше риск, тем больше прибыль и наоборот.

Если произойдет нежелательный случай, от которого мы хеджировались, то мы не потерпим убытки. Но платой за эту защиту или страховку от убытков будет то, что, если исход будет благоприятным, то мы не поимеем всю прибыль, которую поимели бы, если бы не хеджировались.

То есть хеджируясь, мы экономим на потенциальной прибыли, защищаясь от потенциальных убытков. Поэтому важно понимать, что хеджирование нацелено скорее на сокращение убытков, чем на увеличение прибыли.

Как правило, для хеджирования трейдеры используют такие деривативы как опционы и фьючерсы.

Напомним, что опционы — деривативы, которые дают право, но не обязательство купить или продать товар или ценные бумаги в будущем по оговоренной сейчас цене. А фьючерсы или фьючерсные контракты — деривативы, которые обязуют обе стороны совершить сделку по купле-продаже в будущем по заранее оговоренной цене.

К примеру, вы являетесь акционером ГазПрома, и ожидаете, что в долгосрочном периоде акция будет расти. Но опасаясь краткосрочного снижения цены, вы страхуетесь, то есть хеджируетесь, против падения. Для этого вы покупаете опцион с правом на продажу акции ГазПрома по определенной цене. Если вдруг ваши опасения станут реальностью и рыночная цена акции опуститься ниже оговоренной в опционе цены , то вы просто продадите акцию по этой оговоренной в опционе цене.

Другой пример связан с изначальным примером про рис. Предположим, что компания-потребитель сельскохозяйственной продукции, к примеру, ячменя для производства пива, хочет застраховаться от непредвиденного роста цен на этот товар. Такая компания может хеджироваться и купить фьючерсный контракт, который обозначит цену, по которой пивоварня купит ячмень в будущем. Если цена взлетит, это не повлияет на застраховавшуюся пивоварню. Но если цена упадет, то ей придется переплатить, что и будет ценой за отсутствие риска.

Знать о хеджировании полезно даже с учетом того, что большинство частных инвесторов никогда к нему не прибегнет. Подавляющему большинству тех инвесторов, которые нацелены на долгосрочные вложения, не интересны краткосрочные колебания, т.к. они преследуют прибыль от долгосрочных восходящих трендов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Принятие решений в условиях риска.

 

К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие решения, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого возможного результата можно определить. Вероятность определяется в промежутке от 0 до 1 и представляет собой степень возможности совершения данного события. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице.

Риск при принятии решений может быть различным. В экономике различают несколько типов риска: страховой, валютный, кредитный и т.д. В зависимости от типа риска, вероятность его можно определить математическими и статистическими методами.

Наиболее желательный способ определения вероятности – объективность. Вероятность объективна, когда ее можно определить математическими методами или путем статистического анализа накопленного опыта. Вероятность может быть объективно определена, если поступит достаточно релевантной информации для того, чтобы прогноз оказался статистически достоверным.

Во многих случаях организация не располагает достаточной информацией для объективной оценки вероятности. В таком случае часто руководители используют суждения о возможности совершения альтернатив с той или иной субъективной или предполагаемой вероятностью.

 

Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Это имеет место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что невозможно получить достаточно релевантной информации, могущей помочь объективно определить вероятность, либо имеющаяся ситуация не подчиняется известным закономерностям. Поэтому вероятность определенного последствия невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности. Неопределенность характерна для некоторых решений, принимаемых в быстро меняющихся условиях.

Сталкиваясь с неопределенностью, руководитель может использовать две основные возможности. Во-первых, попытаться получить дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать проблему. Этим часто удается уменьшить новизну и сложность проблемы. При этом руководитель сочетает эту информацию с накопленным опытом, способностью к суждению или интуицией, чтобы придать ряду результатов субъективную или предполагаемую вероятность. Во-вторых, он может действовать в точном соответствии с прошлым опытом, суждениями и интуицией и сделать предположение о вероятности событий. Это необходимо, когда нет достаточно времени на сбор дополнительной информации.

 

Решений, принимаемых в условиях абсолютной определенности, в реальной жизни быть не может. Однако существуют ситуации, когда решение принимается в условиях почти полной определенности. Например, решение о вложении нераспределенной прибыли в ценные бумаги государства. В данном случае менеджер точно знает размер вкладываемой суммы, может выбрать сроки вложения, рассчитать доходность и может точно подсчитать планируемую прибыль от данного вложения и сроки ее получения. Государство может не выполнить свои обязательства только при возникновении чрезвычайных обстоятельств, вероятность возникновения которых очень мала. Однако в условиях, сложившихся на данный момент в нашей республике, данный пример отражает меньший уровень определенности, чем в развитых странах.

В странах с развитой стабильной экономикой менеджер может также точно рассчитать затраты на производство определенного вида изделий на ближайшую перспективу. Это возможно, потому что постоянные издержки, стоимость материалов и рабочей силы известны или могут быть рассчитаны с высокой степенью точности.

Решения, принимаемые в условиях риска, занимают весомую часть всего множества решений, принимаемых менеджерами. Руководство должно учитывать уровень риска при принятии решений в качестве важнейшего фактора. Для принятия решений в условиях риска предприятие должно обладать достаточным объемом релевантной информации. Данная информация может быть получена различными способами. Существуют внешние источники – различные статистические данные министерств и ведомств, результаты социологических исследований, результаты переписи и т.д.

При отсутствии внешних источников информации предприятие может провести собственные исследования. Анализ рынка очень широко используется для прогнозирования восприятия новых продуктов, телевизионных шоу, политиков. Он стал очень важной сферой деятельности и стал неотъемлемой частью деятельности почти всех крупных организаций, имеющих дело с широкой публикой. Например, автомобильные гиганты “Форд” , “Крайслер” прежде чем начать проектирование нового вида автомобиля тщательно изучают спрос и потребности потребителей, рассчитывают вероятности различных объемов продаж в зависимости от конъюнктуры рынка и только затем приступают к проектированию нового автомобиля.

Хорошим примером принятия решение в условиях риска является принятие решений о страховании. Статистика страховых случаев во всех областях ведется очень полно. Поэтому, руководитель может высчитать вероятность наступления или не наступления страхового случая и принять решение о страховании или не страховании определенного имущества компании, каких либо финансовых операций и так далее.

Руководитель же страховой организации на основании этих же данных определяет сумму возможных страховых выплат и соответственно сумму, на которую необходимо заключить страховых полисов для покрытия возможных убытков и получения прибыли.

Например, руководитель автотранспортного предприятия не уверен, что аварии будут, а если и будут – на какую сумму. Но из статистики известно, что каждый десятый водитель попадает раз в год в аварию. Также известно, что средняя сумма ущерба от одной аварии – 2000 долларов. Имея парк из 100 машин, руководитель может принять решение, что в аварию попадут 10 машин и общий ущерб составит около 20000 долларов и, следовательно, примет решение о страховании на такую сумму.

На практике решения, принимаемые в условиях полной неопределенности, практически не встречаются. Это происходит потому, что в любом случае можно либо собрать некоторую дополнительную релевантную информацию и еще раз проанализировать ситуацию, либо принять решение на основе суждений, интуиции, анализа накопленного опыта руководителя, что также уменьшает неопределенность. Наибольший потенциал неопределенности встречается в социокультурной, политической и наукоемкой среде.

Ярким примером принятия решений в условиях неопределенности может быть решение, о разработке нового очень сложного оборудования. Причина в том, что на разработку требуется длительное время, а за это время конкурентами может быть создано более эффективное оборудование или могут быть совершены открытия, исключающие применение разрабатываемого оборудования.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

              Фирма собирается вложить в некоторый проект 1859760 у.е. Оцените рискованность данного проекта, если известно, что существует 4 вида риска данного проекта.

-         25% риск падения курса местной валюты(35% потерь);

-         59% риск смены правительства (потери - 100%);

-         18% риск стихийного бедствия (потери - 48%);

-         2% риск невыполнения сторонними организациями своих обязательств по поставке комплектующих деталей (потери - 78%).

 

Решение



Информация о работе Методы нейтрализации финансовых рисков предприятия: хеджирование финансовых рисков с использованием производных ценных бумаг