Экономический смысл и целесообразность страхования ВЭД: Страхование во ВЭД предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:54, доклад

Описание

В связи с тем, что страхование внешнеэкономической деятельности очень разнообразная область страхования, основной целью данной работы является рассмотрение механизма страхования во ВЭД предприятий, широко используемого в международной торговле и нахождение оптимальных способов и условий схем страхования. В первой главе рассматриваются общий механизм страхования во ВЭД предприятий и его роль и значение в мировой практике. Во второй главе рассмотрены основные виды страхования, и наибольшее внимание уделяется карго - страхованию во ВЭД.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………… 2
1. Сущность и роль страхования во ВЭД предприятий ……………………………...5
2. Условия карго - страхования во ВЭД и их характеристика ……………………… 7
Заключение ………………………………………………………………………………9
Список литературы……………………………………………………………………...11

Работа состоит из  1 файл

страхование в системе МЭО - 1.docx

— 29.81 Кб (Скачать документ)

«Российский государственный университет туризма  и сервиса»

ФГОУ  ВПО «РГУТиС»

ИНСТИТУТ  СЕРВИСА

(г.  Москва) (филиал) 
 
 

Кафедра  «Экономика и финансы» 

                                                        Доклад 

по дисциплине: «Страхование в системе международных экономических отношений» 

на тему: « Экономический смысл и целесообразность страхования ВЭД: Страхование во ВЭД предприятий»

 
 
 
 
 
 
 
Выполнил(а) : Офицерова Галина Михайловна

гр. ВФК-106

Специальность «Финансы и кредит»                    
Проверил(а) :  Доц. Е.Е.Коновалова    
     
     
     
 
 
 
 
 
 
   
 
 
 

МОСКВА

2011 г.

Оглавление.

Введение ………………………………………………………………………………… 2

1. Сущность и роль страхования во ВЭД предприятий ……………………………...5

2.  Условия карго - страхования во ВЭД и их характеристика ……………………… 7

Заключение ………………………………………………………………………………9

Список литературы……………………………………………………………………...11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

        В условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты ведут предпринимательскую деятельность на свой риск и должны обеспечить финансовую стабильность предприятия самостоятельно.

        Риски являются составной частью деятельности предприятия. Величина прибыльности и степень финансовой устойчивости зависят от возможности предпринимателя предвидеть риск, оценить его последствия и эффективно им управлять. У предпринимателя объективно возникает потребность в страховой защите имущества и иных имущественных интересов.

        По мере стабилизации и развития экономики закономерно возрастают потребности в страховании, которые выражаются в переходе от эпизодического страхования, страхования отдельных рисков к системе страховой защиты предприятия и организации корпоративного страхования.

         Страхование во внешнеэкономической деятельности связано с обслуживанием специфических страховых интересов экспортеров и импортеров товаров и услуг. Все нарастающее в последние годы количество международных торговых сделок, к их числу относятся и сделки между сторонами из стран СНГ, привело к усложнению форм договоров.

         Цивилизованное ведение бизнеса, тем более при договорной форме отношений и отсутствии монополии государственной собственности, просто немыслимо без страхования. Исключить же полностью риски, даже при самой совершенной форме договорных отношений, невозможно. Им можно только противодействовать различными способами. К числу этих способов по праву относится страхование - механизм, с помощью которого риск переводится на страховщика.

         Страховой рынок подразумевает не только конкуренцию, но и взаимодействие страховых организаций в выработке согласованных условий страхования, проведение организационных и технических мероприятий по предупреждению ущерба, в первую очередь в транспортном страховании, где наиболее зримо проявляется основополагающий тезис «страхование - бизнес без границ».

        Необходимость рассмотрения основного механизма страхования ВЭД предприятий достаточно актуальна в данный момент. Так как без страхования невозможно интенсивного развития мирового рынка в целом. Зарубежный опыт свидетельствует, что предприятия страхуют до 95 % потенциальных рисков. Такая организация страховой защиты корпоративных интересов требует ощутимых отвлечения финансовых ресурсов предприятий, поэтому финансово приемлемой формой страховой защиты становится организация страховых отношений на некоммерческой основе, которая обеспечивается взаимным страхованием. Большинство российских страховых компаний мало пользуются тем опытом, который накоплен западными странами и поэтому их деятельность не совсем эффективна. Слабо отработан механизм транспортного страхования при торговле со странами СНГ.

         В связи с тем, что страхование внешнеэкономической деятельности очень разнообразная область страхования, основной целью данной работы является рассмотрение механизма страхования во ВЭД предприятий, широко используемого в международной торговле и нахождение оптимальных способов и условий схем страхования. В первой главе рассматриваются общий механизм страхования во ВЭД предприятий и его роль и значение в мировой практике. Во второй главе рассмотрены основные виды страхования, и наибольшее внимание уделяется карго - страхованию во ВЭД.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность и роль  страхования во  ВЭД предприятий.

         Коммерческая, предпринимательская деятельность на внешнем рынке неизбежно связана с опасностями, которые угрожают различным имущественным интересам участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Иными словами можно сказать, что ВЭД связана с различного рода рисками. Под рисками в ВЭД понимаются возможные неблагоприятные события, которые могут произойти и в результате которых могут возникнуть убытки, имущественный ущерб у участника ВЭД.

        Для борьбы с рисками, то есть для уменьшения возможного ущерба, применяется механизм страхования. Страхование во ВЭД означает страхование внешнеэкономических рисков и представляет собой комплекс видов страховой защиты интересов отечественных и зарубежных участников различных форм международного сотрудничества, который включает страхование экспортно - импортных грузов; перевозящих их транспортных средств; экспортных кредитов; международных торгово-промышленных и иных выставок.

       Цель страхования субъекта экономики - защита от финансовых последствий (имущественного ущерба) вследствие наступления неблагоприятных событий.

Экономическая сущность страхования заключается  в создании резервного (страхового) фонда, отчисления в который для  отдельного страхователя устанавливаются  на уровне, значительно меньшем сумм ожидаемого убытка и, как следствие, страхового возмещения.

       Наибольший эффект может быть достигнут за счет сочетания различных методов управления рисками: страхования, хеджирования, применения современных методов управления, форм и методов расчета в операциях международного бизнеса.

       Для того, чтобы предприятие во ВЭД не потеряло положительные результаты своей деятельности, они используют такой механизм как страхование. Среди функций страхования можно выделить три основные функции.

        Первая функция - это формирование специализированного страхового фонда денежных средств как оплаты за риски, которые берут на свою ответственность страховые компании. Этот фонд может формироваться как в обязательном, так и в добровольном порядке. Через функцию формирования специализированного страхового фонда решается проблема инвестиций временно свободных средств в банковские и другие коммерческие структуры, вложения денежных средств в недвижимость, приобретения ценных бумаг и т.д.

       Вторая функция страхования - возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан. Порядок возмещения ущерба определяется страховыми компаниями, исходя из условий договоров страхования и регулируется государством (лицензирование страховой деятельности). Посредством этой функции получает реализацию объективного характера экономической необходимости страховой защиты.

       Третья функция страхования - предупреждение страхового случая и минимизация ущерба - предполагает широкий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев, стихийных бедствий. Сюда же относится правовое воздействие на страхователя, закрепленное в условиях заключенного договора страхования и ориентированное на его бережное отношение к застрахованному имуществу.

        Страхование ВЭД предприятий представляет собой комплекс видов страховой защиты интересов как отечественных, так и зарубежных участников различных форм международного сотрудничества. Как было уже отмечено, страхование ВЭД предприятий носит добровольный характер. Также, страхование во ВЭД предприятий выполняет три основные функции, через которые происходит процесс страхования. 
 
 
 
 
 

2. Условия карго  - страхования во  ВЭД и их характеристика.

        Во внешнеэкономической деятельности существенную роль играет транспортное страхование грузов, которое обеспечивает развитие внешнеторговых связей и привлечение к ним мелких и средних предприятий, а также предпринимателей. Страхование карго является надежным механизмом, позволяющим экспортерам и импортерам предотвратить крупные финансовые потери, связанные с перевозкой грузов, а в отдельных случаях даже избежать банкротства. Страхователь, уплатив небольшой страховой взнос (премию), получает гарантию от страховой компании полного или частичного возмещения стоимости погибшего или поврежденного при транспортировке груза в результате наступления страхового случая.

       Право собственности на груз переходит от продавца к покупателю в соответствии с договором купли-продажи. Следовательно, к покупателю переходят и все риски, связанные с правом собственности на груз. В зависимости от обязанностей сторон в договоре поставки устанавливаются обязанности сторон и в договоре страхования. Постороннее лицо не может иметь страхового интереса к перевозимому грузу и поэтому не заинтересовано в его безопасности.

        Для установления оптимального размера обязательства по выплате в оговорах страхования грузов может устанавливаться франшиза. Франшиза -- это часть ущерба, который может быть нанесен имущественным интересам страхователя. Он остается на собственном удержании страхователя и не подлежит возмещению страховщиком.  Риск зависит от вида транспорта (морской, водный, авиационный, железнодорожный, автомобильный), показателей, характеризующих транспортное средство с технической стороны: год выпуска, принадлежность, техническое состояние, снаряжение, квалификация, состав и обеспеченность экипажа, грузоподъемность (тоннаж), а также от погодных и региональных условий эксплуатации, времени года и др.

        Для определения степени риска страховщик требует, чтобы страхователь в своем заявлении указал данные, характеризующие груз: - вид груза, точное наименование, род упаковки, число мест или мера (масса, объем), сведения о внешнем виде, состоянии (по грузам, подверженным бою, должно быть указано, состоят ли отгружаемые предметы полностью из бьющегося материала или только частично по грузам), род тары (деревянные или железные бочки, бутылки и т.п.); - вид транспорта и способ отправки груза (морское судно, железная дорога, самолет, автомобильный транспорт, в трюме, на палубе, на открытой платформе, в вагоне), а также размещение (загрузка) в транспортном средстве: внутри, снаружи, навалом, насыпью, наливом, крепление и т.д.; - маршрут следования: пункты отправления и назначения груза, а также перевалок и перегрузок; - дату отправки груза; перевозные документы: - номера и даты коносаментов, товарно-транспортных накладных и др.; - страховую сумму; - условия страхования грузов; право на регресс (суброгацию) и др.

        Одним из наиболее важных вопросов, возникающих при заключении договора транспортного страхования грузов, является правильное определение объема страховой ответственности (набора страховых рисков), т.е. событий, при наступлении которых страхователь может рассчитывать на возмещение ущерба. Расширение набора покрываемых рисков влечет повышение страховых тарифов и, следовательно, стоимости страхования. Начало и окончание действия договора страхования, в том числе и страховой ответственности, указываются в страховом полисе и является одним из существенных условий договора страхования. Ответственность по договору страхования грузов прекращается в следующих случаях: - если груз доставлен в место (пункт) назначения, выгружен из перевозочного средства и принят в пункте назначения на ответственное хранение в складе грузополучателя; - если период промежуточного хранения превысил срок в страховом полисе.

Информация о работе Экономический смысл и целесообразность страхования ВЭД: Страхование во ВЭД предприятий