Экономические проблемы государственного пенсионного страхования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:29, контрольная работа

Описание

Цель исследования: проанализировать экономические проблемы государственного страхования пенсионной системы Российской Федерации на современном этапе.
В соответствии с этой целью были определены следующие задачи:
- раскрыть сущность, структуру пенсионной системы России;
- проанализировать сущность и деятельность Пенсионного Фонда;
- определить проблемы государственного пенсионного страхования в России.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….……3
1. экономические проблемы государственного пенсионного страхования в России………………………………………………………...5
1.1 Понятие страхования как экономическая и правовая категория……………….5
1.2 Пенсионная система: сущность, структура………………………………………7
1.3 Основные проблемы государственного пенсионного страхования…………...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………22

Работа состоит из  1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

- общенародный  характер собственности на уплачиваемые страховые взносы;

- автономность  бюджета;

- поддержание  уровня жизни пенсионеров;

- зависимость  размера пенсии от трудового  вклада;

- эквивалентность  страховых платежей и страховых  выплат;

- целевое  использование страховых взносов на выплату пенсий;

- индивидуальный (персонифицированный) учет уплачиваемых  страховых взносов.

Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет федерального бюджета. Это социальные пенсии для  отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное обеспечение по закону 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»;

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – негосударственные пенсии, выплачиваемые в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами, финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.

 

1.3 Основные проблемы государственного пенсионного страхования

 

С учетом экономической и демографической  ситуации с 2002 года  в Российской Федерации осуществлен переход  к распределительно-накопительной  системе пенсионного обеспечения. В основу новой пенсионной системы  положен принцип обязательного пенсионного страхования. Все граждане, принятые на работу, становятся застрахованными лицами. На финансирование пенсионных страховых взносов работодатель обязан уплачивать до 20 % от фонда заработной платы предприятия. Эти взносы распределяются между тремя составляющими трудовой пенсии – базовой, страховой и накопительной.

Базовая часть предназначена для выплаты  пенсий нынешним пенсионерам. Базовая  часть имеет фиксированный законодательно определяемый размер, одинаковый для  всех пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Эта часть трудовой пенсии подлежит индексации в зависимости от инфляции в стране.

Страховая часть пенсии непосредственно зависит  от размера заработной платы застрахованного  лица, т.е. чем выше заработная плата, тем выше страховые платежи, следовательно, выше размер будущей пенсии. Взносы на ее финансирование поступают и суммируются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных граждан и представляют собой пенсионные обязательства государства перед застрахованными лицами, при этом поступившие средства идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Таким образом, на личных страховых счетах происходит накопление не самих средств, а обязательств государства перед гражданином. Накопленный объем полученных прав регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что и базовая часть трудовой пенсии. Информация о размере страховой части индивидуального лицевого счета доводится до сведения застрахованных граждан ежегодно. Страховая часть на сегодняшний день 8%. Эти средства тоже выплачиваются сегодняшним пенсионерам. Но для каждого из работающих сейчас заведен свой Лицевой пенсионный счет. Он содержит информацию о нашей трудовой деятельности и отчисляемых страховых взносах, т.е. эти средства фактически записаны за каждым из работающих. Получается, что каждый работающий накапливает на своем Лицевом пенсионном счете долговые обязательства государства. Когда работник выйдет на пенсию, государство будет выплачивать ему определенную сумму, размер которой зависит от з/п работника. Официальное название этих обязательств – «пенсионный капитал». Он ежегодно индексируется Правительством РФ.

Накопительная часть выделяется только для граждан, родившихся в 1967 году и позже. Взносы на финансирование данной части трудовой пенсии не расходуются на выплату текущих пенсий, а предназначены для инвестирования и получения дополнительного дохода в пользу будущего пенсионера. Средства, поступающие от работодателя, и доход, полученный от их инвестирования, учитываются Пенсионным фондом в специальной части индивидуального лицевого счета отдельно от пенсионных взносов, перечисленных на страховую часть трудовой пенсии.

Начиная с 2003 года граждане, имеющие в составе  лицевого пенсионного счета специальную  накопительную часть, ежегодно информируются Пенсионным фондом о размере пенсионных накоплений и могут выбирать кому доверить управление своими пенсионными накоплениями.

Законодательно  застрахованным лицам предоставлено  право выбора:

- формировать  накопительную часть трудовой пенсии  в Пенсионном фонде РФ и при этом выбрать управляющую компанию из числа компаний, с которыми ПФР заключил договоры доверительного управления по итогам конкурса;

- формировать  накопительную часть трудовой  пенсии  в Пенсионном фонде  РФ и отказаться от выбора управляющей компании. В этом случае инвестирование пенсионных накоплений гражданина будет осуществляться государственной управляющей компанией (ГУК);

- отказаться от услуг ПФР  и формировать накопительную  часть трудовой пенсии в негосударственном  пенсионном фонде (НПФ);

- отказаться от услуг НПФ  и перевести формирование накопительной  части трудовой пенсии обратно  в ПФР; 

В настоящее время сформирована следующая структура управления средствами пенсионных накоплений:

1) Пенсионный фонд РФ – формирует  накопительную часть трудовой  пенсии, организует процесс инвестирования  путем заключения договоров доверительного  управления с управляющими компаниями  и с государственной управляющей компанией;

2) негосударственные пенсионные  фонды – формируют накопительную  часть трудовой пенсии, организуют  процесс инвестирования путем  заключения договоров доверительного  управления с управляющими компаниями;

3) государственная управляющая компания (ГУК) – осуществляет инвестирование средств пенсионных накоплений граждан, не воспользовавшихся правом выбора управляющей компании, а также выбравших государственную управляющую компанию в качестве управляющей компании;

4) управляющие компании (УК) – инвестируют средства пенсионных накоплений;

5) специализированный депозитарий  – осуществляет контроль за  соответствием деятельности управляющих  компаний по управлению средствами  пенсионных накоплений требованиям  законодательства, нормативным документам и инвестиционной декларации; уведомляет соответствующие контролирующие органы о возможных проблемах  и некорректных действиях; ведёт учет ценных бумаг и учет перехода прав на ценные бумаги, приобретенные в результате инвестирования средств пенсионных накоплений; осуществляет контроль за стоимостью чистых активов, находящихся в управлении УК, за перечислением в ПФР средств на выплаты гражданам за счет средств пенсионных накоплений;

6) брокеры – предоставляют брокерские  услуги управляющим компаниям по приобретению разрешенных активов.

Система начисления пенсий, основанная на накопительной составляющей, достаточно широко распространена в мире. Одним  из факторов, говорящих в пользу выбора данной системы, является необходимость  преодоления возможных негативных демографических аспектов для пенсионных систем, когда перераспределение средств от двух-трех работающих к одному пенсионеру становится невозможным – пенсионной системе приходится выполнять обязательства перед каждым пенсионером индивидуально.

Функционирование государственного пенсионного страхования основывается на реализации страховых принципов, как общих для всей системы  обязательного социального страхования, так и специфических, применимых только к пенсионному обеспечению.

Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

• устойчивость финансовой системы  обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности  страхового обеспечения и страховых  взносов;

• всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

• государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и  исполнение обязательств по обязательному  социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

• государственное регулирование  системы обязательного социального  страхования;

• паритетность участия представителей субъектов обязательного социального  страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

• обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты  фондов конкретных видов обязательного  социального страхования;

• ответственность за целевое использование  средств обязательного социального  страхования;

• обеспечение надзора и общественного  контроля;

• автономность финансовой системы  обязательного социального страхования.

Для сравнения рассмотрим базовые  принципы функционирования государственной  пенсионной системы:

- единство и федеральный характер  государственного пенсионного страхования;

- всеобщность;

-обязательность для всех страхователей уплаты страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования;

- государственная гарантия для  всех застрахованных;

- солидарность материальных обязательств (между поколениями, отраслями экономики, территориями, отдельными организациями и гражданами);

- федеральный (общенациональный) характер  собственности на уплаченные  страховые взносы (межотраслевое  и межрегиональное перераспределение  финансовых ресурсов);

- автономность бюджета пенсионной  системы от государственного  бюджета;

- поддержание уровня жизни пенсионеров;

-  эквивалентность страховых  платежей и пенсионных выплат;

- зависимость размера пенсии от трудового вклада работника при назначении пенсий;

- целевое использование страховых взносов на выплаты пенсий и пособий;

- возвратность пенсионных платежей;

- индивидуальный учет (персонификация) уплаченных страховых взносов и другие

Объективными причинами большинства  современных проблем функционирования пенсионной системы стало отсутствие ряда перечисленных принципов в правовых основах пенсионной системы, их нарушение, прямое или косвенное невыполнение на практике.

В рыночной модели пенсионного страхования  необходимо обеспечить сочетание принципа личной ответственности каждого застрахованного и принципа солидарности застрахованных. Реализация этого требования предполагает участие всех субъектов страхования в формировании его финансовой базы.

В настоящее время в России практически  все само занятое население устранилось от уплаты взносов - перечисляемые названной категорией занятых взносы в ПФР несопоставимы с их численностью и трудовым вкладом.

В результате нарушен один из основополагающих принципов - обязательность уплаты страховых  взносов. С этим нарушением в большинстве случаев тесно связано отсутствие зависимости размеров страховых пособий от величины уплаченных страховых взносов, т. е. размеры выплат слабо или со­всем не увязаны с размерами страховых взносов и с трудовым вкладом.

Дополнительные методологические проблемы при реализации принципов обязательного пенсионного страхования возникли в результате введения единого социального налога, который практически ликвидировал условия возвратности и возмездности данных платежей.

Отсутствует также механизм дифференциации страховых взносов в рамках определенного вида пенсионного страхования. Это означает, что почти для всех отраслей и работников по каждому виду пенсионного страхования установлен единый размер страховых взносов, уплачиваемых предприятиями и организациями, вне зависимости от состояния условий труда и числа лиц, имеющих право на льготные пенсии. Такой подход не позволяет задействовать механизм экономической заинтересованности работодателя в снижении страховых рисков и связанных с этим выплат.

Следует также отметить, что не только в пенсионном страховании, но и во всей системе социальной защиты все еще не создан достаточно эффективный  механизм гарантий прав застрахованных. Ни в одном из ее направлений - ни в пенсионном, ни в обязательном медицинском, ни в социальном страховании, ни в страховании безработицы - нет никаких независимых структур, которые рассматривали бы претензии застрахованных на неправомерность действий страхователя, страховщика. Добиться же рассмотрения конфликтов в сфере социального страхования в гражданском суде, как показывает практика, практически невозможно.

В действующей пенсионной системе  не был реализован и принцип самоуправления. Как следствие этого, сохраняется  прямая зависимость страховых внебюджетных фондов от государственных структур (назначение и освобождение органами государственной власти руководства фондов, легитимность вмешательства в их деятельность и так далее.).

С учетом изложенных выше нарушений  было бы ошибкой рассматривать недостатки действующей системы государственного пенсионного страхования как нечто случайное и временное, полагая, что при более благоприятных социально-экономических условиях они исчезнут сами собой, а система станет работать эффективно. Необходимо добиваться полного соблюдения принципов пенсионного страхования в практической деятельности ПФР, поскольку, только продвигаясь по пути совершенствования государственного пенсионного страхования, можно достигнуть реальных успехов.

В ближайшем будущем нашей стране законодательно нужно закрепить  многие принципиальные положения, касающиеся пенсионного страхования.

В этой связи помимо учета принятых в международной практике принципов  и норм пенсионного страхования  необходимо детально изучить используемые в мировой практике модели пенсионного  обеспечения и опыт их функционирования.

Информация о работе Экономические проблемы государственного пенсионного страхования в России