История страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:39, реферат

Описание

Существует предположение, что первичные формы страхования встречались еще в законах вавилонского царя Хаммурапи и в Кодификациях Юстиниана (Римского права).
Происхождение современного страхового дела восходит к договору морского страхования (Италия, середина XIV в.), который развился из особой страховой (морской) ссуды, которая называлась бодмерея. Банкир объявлял о заключении договора ссуды с купцом или судовладельцем и брал на себя ответственность (в размере ссуды) за корабль или товары в продолжение определенного времени на пространстве определенного морского рейса.

Работа состоит из  1 файл

история страхования.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

Задачей государственных  органов в Германии является также определение условий взаимоотношения страховщиков с другими субъектами финансово-кредитной системы и, прежде всего, с банками. Кроме того, органы федерального страхового надзора могут распределять страховым компаниям средства на реализацию государственных программ развития страхования, а также содействовать страховщикам в получении субсидий правительства и кредитов банков: они обязательно участвуют в разработке и контроле за реализацией целевых государственных программ страхования (например, программы медицинского страхования).

Обязательное страхование  в Германии делится на две группы: социальное страхование, регулируемое отдельными нормативными актами и не относящееся непосредственно к  страховому рынку как таковому, и  обязательное страхование, осуществляемое в рамках Закона о договоре страхования. Последнее является одновременно и объектом, и инструментом государственного регулирования страхового рынка. Основную долю в нем занимает страхование ответственности.

Основной вид обязательного страхования — страхование автогражданской ответственности — было введено в 1939 году, однако отдельный закон, регулирующий его проведение, был принят лишь в 1965 году. В середине 90-х гг. этим видом страхования занималось около 120 компаний. Второе место занимает страхование авиагражданской ответственности (введено в 1922 году). Кроме того, обязательным видом, введенным на федеральном уровне, является страхование ответственности работодателей за вред здоровью работников, нанесенный им при выполнении служебных обязанностей.

На уровне федеральных  земель введено обязательное страхование  ответственности владельцев водного  транспорта, частных железных дорог, атомных станций и прочих владельцев радиоактивных объектов, охранных предприятий, перевозчиков, производителей медикаментов, профессиональной ответственности нотариусов, аудиторов, архитекторов, налоговых консультантов, адвокатов, врачей и др., а также обязательное страхование авиапассажиров от несчастных случаев, а также некоторые виды имущественного страхования (в различных федеральных землях — страхование залогового и арендуемого имущества, зданий от пожара и др.). При этом требования по обязательности страхования и минимальному страховому покрытию в разных федеральных землях могут различаться.

По обязательному страхованию автогражданской ответственности до сих пор сохраняется государственное утверждение тарифов и обязательное применение единых условий страхования. Для остальных видов обязательного страхования применяется обычный порядок страхового надзора, при лицензировании Федеральное ведомство рекомендует по возможности применять единые условия страхования для удобства страхователей, хотя в принципе за страховщиком остается право утверждения специальных условий.

На страховщиков при  обязательном страховании возлагается ряд дополнительных обязанностей, в частности, по некоторым видам страхования. Например, обязанность информировать государственные органы о начале действия каждого договора, об изменениях в договоре и его окончании, с тем чтобы власти могли запретить деятельность страхователя без предписанной страховой защиты.

В Германии сохранилась  старейшая в мире система обязательного  социального страхования, которую  в настоящее время невозможно представить без дополняющего ее добровольного страхования. Такая социально-ориентированная модель страховой системы позволяет:

1) снизить бюджетные  расходы на социальную сферу;

2) обеспечить наиболее  эффективную индивидуальную защиту  граждан.

В Германии один из самых  высоких в мире показатель доли страховых услуг, предоставляемых физическим лицам — 87% германского страхового рынка, что в значительной мере является результатом стимулирующей государственной политики.

Косвенное регулирование  страхового рынка в Германии реализуется  прежде всего через систему налогообложения. Страховщики платят налог на прибыль (налог с корпораций) и налог на страховые взносы. Страховщики освобождены от НДС в части страховых операций.

Налог с корпорации (налог  на прибыль) взимается на основании  § 1 Закона о налоге с корпораций только с коммерческих страховщиков. Общества взаимного страхования не являются плательщиком этого налога, т.к. их доходы не являются результатом работы капитала. Ставка налогообложения прибыли от страховой деятельности — 50%. Налог делится между федеральным и земельными бюджетами. Налогооблагаемая база подсчитывается как положительный финансовый результат (разница между доходами и расходами за отчетный год) плюс превышение установленной величины заработной платы управленческого состава страховой компании. От налогообложения освобождаются отчисления в страховые (технические и математические) резервы, но не освобождаются отчисления в резервные фонды, не специфические для страховой деятельности (которые формируются на любом предприятии).

Налогообложение налогом  на прибыль организаций по страхованию жизни имеет свою специфику. Эти организации в случае, если по итогам инвестиционной деятельности получено превышение уровня дохода над запланированным, могут формировать так называемый резерв возврата премии, необлагаемый налогом. За его счет страхователю выплачивается излишне полученная прибыль, причем в страховом законодательстве оговаривается определенная квота возврата — 95%. Поскольку возврат производится постоянно, налог минимизируется.

Страховые выплаты не подлежат налогообложению. Исключение составляют проценты и, частично, суммы рент, полученных по договорам страхования жизни. Однако и в этом направлении постепенно вводятся налоговые льготы, преимущественно для долгосрочных договоров.

Страховые общества в  Германии платят в федеральный бюджет налог на страховые взносы, ставки которого дифференцированы по видам страхования, при этом налогом облагается страхователь, а платит налог страховщик. Так, например, ставка налога со взноса по страхованию от градобития составляет 15% (как и ставка НДС); по страхованию от огня, от остановки производства — 10% (при этом 8% составляет фонд предупредительных мероприятий); по несчастным случаям (с возможностью возврата) — 3%; при морском страховании (каско) — 2%. Взносы по страхованию жизни налогом не облагаются. Кроме того, в Германии для страхователей существует система налоговых льгот, дифференцированная в зависимости от размера страховых взносов.

В целом систему налогообложения  страхования в Германии можно  охарактеризовать как достаточно жесткую, но дифференцированную. Она направлена на вовлечение в страхование широкого круга физических лиц и стимулирование заключения долгосрочных договоров страхования жизни. И в налоговом регулировании страхового рынка последовательно реализуется принцип приоритета защиты интересов страхователей.

За последние 10 лет  германская система регулирования  претерпела значительные изменения. Раньше для Германии был характерен усиленный  и детализированный надзор за страховой  деятельностью, проверялись условия страхования и риски, контролировалась текущая работа страховщиков, вплоть до размеров страхового платежа по каждому виду страхования и жесткого тарифного надзора.

Сейчас, в условиях глобализации страхового рынка и введения регулирующих нормативов в рамках ЕС, германская система регулирования начала постепенно либерализоваться и приобретать черты, сходные с британской. Как и в других развитых странах, в Германии отошли от детальной регламентации страховой деятельности, и теперь приоритетным считается регулирование финансовой устойчивости. Характерным примером влияния европейской интеграции на регулирование страхового рынка Германии является принятие Третьего закона о порядке выполнения страховых директив Совета Европейских сообществ от 21 июля 1994 г.

Особое значение для страхового рынка имело объединение Германии. Оно создало определенные трудности в системе социального страхования и вместе с тем оказало большое положительное влияние на рынок коммерческого страхования. Страховщики Западной Германии получили большое неосвоенное страховое поле и начали активную работу на нем, открывая на присоединенных федеральных землях свои филиалы и представительства.

США

Актом McCarran-Ferguson 1945 года установлено, что регулирование  страхования в Соединенных Штатах - самостоятельное дело для пятидесяти штатов, а не для федеральных властей, хотя страхование подчиненно федеральному антимонопольному законодательству. Это означает, что на федеральном уровне не существует никакого особого законодательства, управляющего функционированием страхового бизнеса, хотя федеральные власти вовлечены в некоторые аспекты страхования, связанные с ядерным страхованием, также как управление национальными программами страхования от наводнения, страхование против преступления и страхования зерновых культур.

Несмотря на то, что  целый диапазон регулирующих инструментов передан в руки отдельных властей  штатов, имеются, однако, общие принципы регулирования такие как:

• внутренний (распространяющийся на данный штат)

• федеральный (распространяющийся на другие штаты США)

• внешний (распространяющийся за пределы США).

Регулирующий орган  штата ответственен за:

• признание страховщиков в соответствии с их статусом (внутренним, федеральным или внешним)

• определение требований к размеру капитала и требований к платежеспособности

• определение требований относительно резервов

• налогообложение

• формы страхового полиса

• регулирование норм, если это предусмотрено действующим  законодательством

• надзор

• контроль за распределением прибылей страховщиков

Координирующим органом на федеральном уровне является - Национальная Ассоциация Специальных Уполномоченных Страховщиков (NAIC), который объединяет регуляторы отдельных штатов. NAIC - не федеральная власть; но подобно Администрации США, необходимость в нем была вызвана в течение многих лет рядом трудностей для страховых компаний и для клиентов различиями в регулирующих условиях в отдельных штатах, которые являются существенным препятствием к развитию страхового бизнеса в США.

Ни правительство США  ни NAIC не имеет право издавать законы или другие законодательные акты, обязательные для органов и администраций штатов. NAIC поэтому работает с целью гармонизации законов государственного страхования и регулирует на добровольном основании. С этой целью был составлен проект образца законов, охватывающих различные аспекты страхового дела. Поскольку законы, основанные на этих моделях, предписаны законодательными органами штатов имеется реальный прогресс к общенациональному единообразию Законов страхования. Если законодательные акты основываются на этой единообразной модели, то они получают Свидетельство об Аккредитации NAIC. Проблемы, которые стоят в настоящее время перед NAIC - создание образцового закона, согласно которому власти штата были бы подготовлены к тому, чтобы лицензировать иностранных страховщиков (основанных за пределами США) без того, чтобы требовать (как в многих случаях в настоящее время) их регистрации и лицензирования в пределах каждого штата; и разработать унифицированные требования, существующие уже в некоторых штатах, согласно которым в правлении директоров иностранного страховщика должны присутствовать американские граждане.

Таким образом, основные особенности регулирования страхового дела в США таковы (хотя, как отмечается ниже, все еще широки различия в  деталях инструкций от штата к штату):

• детали, регулирующие уставы в каждом отдельном штате;

• все страховщики, агенты и брокеры должны быть залицензированы, и, например в Висконсине должны представлять детальный 5-летний бизнес план и полный перечень данных на руководство;

• минимальные требования к капиталу для страховщиков (от 100000 USD в Штате Алабама  до 3 000 000 USD страховых обществ взаимного  кредитования в Штате Канзас);

• требования платежеспособности в форме депозитов и/или минимальных  резервов (от минимального депозита в 300 000 USD в Штате Иллинойс до минимального резервного требования 2 500 000 USD во Флориде и 3 000 000 в Висконсине)

• обязательное страхование  множества рисков, включая автогражданскую  ответственность в пользу третьих  лиц, медицинское страхование и страхование компенсаций рабочим;

• налоги, облагающие премиях  в пределах от 1 % для страхования  жизни в Штате Алабама до 5 % для некоторых видов страхования  в Северной Каролине и Висконсине, но, в среднем равным около 2%.

Некоторые штаты регулируют страховые тарифы: например, Штат Алабама регулирует большинство тарифов по видам страхования, не относящимся к страхованию жизни и страхованию здоровья, Штат Иллинойс регулирует тарифы на страхование компенсаций рабочим, ответственность предпринимателей и медицинское страхование; Штат Канзас управляет тарифами для несчастного случая, болезней и некоторых других видов страхования; и Северная Каролина устанавливает обязательные стандартные для некоторых видов автотранспорта и страхования риска пожара. Формы полиса и их формулировки могут также регулироваться. В некоторых штатах государственные власти сами могут быть вовлечены в процесс обязательного страхования или страхование профессиональной ответственности, например в страхование компенсаций рабочим, медицинское, или страхование на случай стихийных бедствий.

 

КАНАДА.

В Канаде ответственность  за регулирование страхования раздроблена  между федеральными властями и властями отдельных областей. Это связано  в первую очередь, как и в США  неоднородностью гражданского законодательства. (Например в провинции Квебек практически без изменений действует Гражданский кодекс Наполеона). В общем и целом, Канада тяготеет скорее к Британской системе организации страхования. Это также обусловлено значительным влиянием Британии в рамках бывшего Британского Союза (Акт "О Британской Северной Америке). Некоторые конституциональные особенности принадлежности к Британскому союзу сохранились и посей день (как в прочем и в Австралии) – глава исполнительной власти (генерал-губернатор) формально назначается на пост Королевой Великобритании, хотя и избирается всенародно гражданами Канады.

Информация о работе История страхования