Хеджирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:10, курсовая работа

Описание

Обращение ценных бумаг - сложный процесс, в котором принимают участие многие профессионалы фондового рынка. Для организации данного процесса необходимо существование развитой сети специализированных лицензированных институтов, совершенной нормативной базы, квалифицированных аттестованных специалистов. В том числе очень важно гарантировать безопасность этого процесса, минимизировать риски.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
Понятие и методы хеджирования 5
Хеджирование фьючерсными контрактами 8
Хеджирование форвардными контрактами 12
Хеджирование опционами (опционное хеджирование) 13
Хеджирование свопом 16
Хеджирование валютных рисков 19
Хеджирование ценных бумаг (акций) 20
Хеджирование портфелей облигаций 22
Типы хеджирования 23
Заключение 25
Список использованной литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Хеджирование.doc

— 104.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

     Обращение ценных бумаг - сложный процесс, в котором принимают участие многие профессионалы фондового рынка. Для организации данного процесса необходимо существование развитой сети специализированных лицензированных институтов, совершенной нормативной базы, квалифицированных аттестованных специалистов. В том числе очень важно гарантировать безопасность этого процесса, минимизировать риски.

     В рыночной экономике постоянно наблюдаются  изменения цен товаров, ценных бумаг, процентных ставок. Поэтому участники  рынка ценных бумаг подвергаются риску потерь вследствие неблагоприятного развития конъюнктуры. Данный факт заставляет их, во-первых, прогнозировать будущую ситуацию, во-вторых, страховать свои действия.

     Страхование или хеджирование состоит в нейтрализации неблагоприятных колебаний конъюнктуры рынка для инвестора/производителя или потребителя того или иного актива.

     Целью хеджирования является не извлечение дополнительной прибыли, а снижение риска потенциальных потерь. Поэтому, прибегая к хеджу, компании отказываются от возможности получения прибыли в случае благоприятного изменения рыночной ситуации (например, для производителей – роста цен на реализуемую продукцию, экспортеров – падение курса национальной валюты) в обмен на уменьшение (минимизацию) величины потенциальных потерь при неблагоприятном изменении внешней конъюнктуры.

     Совершая  операции на срочном рынке, хеджер передает часть риска контрагенту; таким  контрагентом может выступать другой хеджер, также снижающий свой риск, но занимающий противоположную позицию, или спекулянт, целью которого является извлечение прибыли из движения цен (игра на разнице цен).

      
Хеджеры используют рынок срочных  контрактов, чтобы застраховать себя от различных видов риска:

- производители  и потребители – от ценового  риска реализации/приобретения товаров; 
- импортеры и экспортеры – от риска изменения валютных курсов; 
- владельцы финансовых активов – от риска падения их стоимости; 
- заемщики и кредиторы – от риска изменения процентных ставок и т.д.

     Рынок ценных бумаг должен обеспечивать стабильность экономики и стимулировать инвестирование производства путем выпуска акций юридически оформленными компаниями и частными лицами, при условии безопасности рынка ценных бумаг.

 

Понятие и методы хеджирования

 

Понятие хеджирования 

     Понятие хеджирование невозможно раскрыть без понятия риска. 

     Риск  это – вероятность (угроза) потери части своих ресурсов, недополучения  доходов или произведения дополнительных расходов в результате осуществления  определенных финансовых операций.

     Любой актив, денежный поток или финансовый инструмент подвержен риску обесценения. Эти риски, согласно общепринятой классификации, делятся в основном на ценовые и процентные. Отдельно можно выделить риск невыполнения контрактных обязательств (поскольку финансовые инструменты по сути являются контрактами), называемый кредитным.  

     Таким образом, хеджирование – это использование  одного инструмента для снижения риска, связанного с неблагоприятным  влиянием рыночных факторов на цену другого, связанного с ним инструмента, или  на генерируемые им денежные потоки.

     Обычно  под хеджированием понимают просто страхование риска изменения  цены актива, процентной ставки или  валютного курса с помощью  производных инструментов, все это  входит в понятие хеджирование финансовых рисков (поскольку существуют еще другие риски, например операционные).  Финансовый риск – это риск, которому рыночный агент подвергается из-за своей зависимости от таких рыночных факторов, как процентные ставки, обменные курсы и цены товаров. Большинство финансовых рисков могут хеджироваться благодаря наличию развитых и эффективных рынков, на которых эти риски перераспределяются между участниками. 

     Хеджирование  рисков основано на стратегии  минимизации  нежелательных рисков, поэтому результатом  операции может являться также и  снижение потенциальной прибыли, поскольку прибыль, как известно, находится в обратной зависимости с риском.

     Если  ранее хеджирование использовалось исключительно для минимизации  ценовых рисков, то в настоящее  время целью хеджирования выступает  не снятие рисков, а их оптимизация. 

     Механизм  хеджирования заключается в балансировании обязательств на наличном рынке (товаров, ценных бумаг, валюты) и противоположных  по направлению на фьючерсном рынке. Так в целях защиты от денежных потерь по определённому активу (инструменту) может быть открыта позиция по другому активу (инструменту), которая, согласно мнению хеджера, способна компенсировать данный вид потерь. 

     Таким образом, Hedge (хедж) является специфическим  капиталовложением, сделанным, чтобы  уменьшить риск ценовых движений, например, в опционы или продажи на срок без покрытия; 

     Стоимость хеджирования должна оцениваться с  учётом возможных потерь в случае отказа от хеджа. В связи с этим необходимо отметить, что стратегии, основанные на производных финансовых инструментах, используются вместо традиционных способов именно благодаря меньшим накладным расходам вследствие высокой ликвидности срочных рынков. 

Методы  хеджирования (инструменты и стратегии) 

     Основными инструментами хеджирования являются фьючерс, форвард, опцион и своп,  каждый из них используется в зависимости от целей хеджирования.

     Выбор класса инструмента, которым будет  осуществляться хеджирование, является первичным по отношению к выбору конкретного инструмента, определённой серии или выпуска. Он определяется требованиями по сложности, гибкости и дороговизне, предъявляемыми менеджером к инструменту хеджирования.  

     В общем случае существуют две основные стратегии хеджирования: через иммунизацию  портфеля и через производные  инструменты финансового рынка. Рассмотрим эти методы хеджирования.  

     Иммунизация портфеля упрощённо может быть представлена как хеджирование одного актива спот через другой спот-актив с высокой корреляцией ценовой

     чувствительности (или противоположной позицией по активу с отрицательной ценовой корреляцией). Положительно, хеджирование долговых обязательств или акций через ценные бумаги других компаний считается неотъемлемой частью инвестиционной деятельности на любом уровне.  

     Производные инструменты (деривативы) – это биржевые и внебиржевые срочные контракты, основанные на базовых финансовых контрактах или операциях. К ним относятся форвардные и фьючерсные контракты, биржевые и внебиржевые опционы, свопы и биржевые производные на свопы. Финансовых деривативов великое множество, и необходимый инструмент можно подобрать практически для любой конкретной ситуации.

     При этом важно понимать, что более  сложные контракты всегда являются видоизменением или сочетанием элементарных инструментов, получивших название plain vanilla derivatives.

 

Хеджирование фьючерсными контрактами

 

     Форварды  и фьючерсы представляют собой простейший вид срочных сделок, используемых для хеджирования. Хеджирование фьючерсами позволяет зафиксировать «сегодня»  цену актива, курс валюты или процентную ставку, по которой контракт будет  исполнен «через период». 

     Фьючерсный  рынок является биржевым, а значит, более ликвидным и свободным  от кредитного риска. Контрагентом каждого  торговца на бирже выступает Клиринговая  палата биржи, с которой можно  заключать как «короткие», так  и «длинные» сделки благодаря системе маржинальной торговли.

     В соответствии с требованиями биржи  при открытии позиции вносится первоначальная маржа (initial margin) в виде денег или  ценных бумаг. В дальнейшем позиция  по фьючерсам переоценивается каждый рабочий день, и разница между текущей ценой фьючерса и номиналом позиции прибавляется (со знаком плюс или минус) к сумме внесённой маржи. В случае, если расчётная сумма маржи оказывается меньше первоначальной, владельцу счёта посылается уведомление (называемое margin call) о том, что если до конца текущего рабочего дня разница не будет погашена, Клиринговая палата произведёт принудительное закрытие позиции. Позиция также может быть ликвидирована самим владельцем в любой момент посредством «противоположной» сделки (off-set deal). При этом поставки базового инструмента (underlying asset) не происходит, а вместо этого выплачивается дифференциальный доход. Дифференциальный доход определяется как доход, который был бы получен при поставке по цене, зафиксированной срочным контрактом, и одновременным закрытием позиции противоположной сделкой по текущим ценам spot.  

     По  некоторым фьючерсным контрактам (в  основном на ценные бумаги) предусмотрена  поставка базисного актива в случае, если позиция не была закрыта до последнего операционного дня включительно. Впрочем, клиент может отказаться от такой возможности даже по получении уведомления о поставке, что в конечном итоге придаёт фьючерсам статус расчётных финансовых инструментов.

     Таким образом, стороны заключают договор  не в целях приобретения товара, а прежде всего  для перераспределения рисков, связанных с изменением цен на товары. Фьючерсный контракт позволяет перенести риск с производителей, дистрибьюторов товаров и других лиц (хеджеров) на тех, кто желает его принять (спекулянтов). 

     Различают хеджирование покупкой и продажей фьючерса.

     Хеджирование  покупкой (хедж покупателя, длинный  хедж) связано с приобретением  фьючерса, что обеспечивает покупателю страхование от возможного повышения  цен в будущем.  

     При хеджировании продажей (хедж продавца, короткий хедж) предполагается осуществить продажу на рынке реального товара, и в целях страхования от возможного снижения цен в будущем осуществляется продажа срочных инструментов.

     Полное  хеджирование предполагает страхование  рисков на фьючерсном рынке на полную сумму сделки. Данный вид хеджирования фьючерсами полностью исключает возможные потери связанные с ценовыми рисками. Частичное хеджирование страхует только часть реальной сделки. 

     С помощью фьючерсов можно осуществлять два вида хеджирования: хеджирование существующей позиции по базисному активу и хеджирование будущей стоимости актива, в случае, если операции по нему только планируются производится. Можно перечислить такие виды фьючерсов, как фьючерсы на покупку валюты, ценных бумаг, фьючерсы на фондовые индексы и процентные ставки. Покупатель фьючерса берёт на себя обязательство купить по контрактной цене (курсу) либо, в случае фьючерсов на процентные ставки (interest rate futures), занять по указанной ставке.

     Продавец, соответственно, условно обязан продать или дать в долг. 

     Основными достоинствами использования фьючерсных контрактов в целях хеджирования являются:

     -  Отсутствие капиталовложений. Размер  отвлекаемых средств (то есть  маржи) минимален.

     - Высокая корреляция ценовой чувствительности  с базисным активом – и зачастую не только базисным. Ведь по фьючерсам на ценные бумаги предлагается поставка сразу нескольких инструментов, родственных базисному. К тому же широко распространена практика «перекрёстного» хеджирования – то есть хеджирования одного актива срочным контрактом на другой актив. Например, десятилетние облигации Бундесбанка успешно страхуются фьючерсами на евродоллар или своп-нотами.

     - Стандартизированность. Благодаря  стандартизированности, а также,  как правило, всего четырём  возможным месяцам поставки (март, июнь, сентябрь, декабрь), на крупных биржах достигается практически неограниченная ликвидность. 

Информация о работе Хеджирование