Государственное регулирование деятельности на страховом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:02, доклад

Описание

Правовое обеспечение страхования осуществляется путем принятия актов законодательства и нормативных актов, регулирующих страховую деятельность как в целом, так и по отдельным ее направлениям и вопросам.
Система правового регулирования страховой деятельности включает в себя нормы, определенные:
Конституцией Украины;
международными соглашениями, которые подписала и ратифицировала Украина;

Работа состоит из  1 файл

гос_регулиров для мен.doc

— 42.50 Кб (Скачать документ)

     Тема. Государственное  регулирование деятельности на страховом рынке

     Правовое  обеспечение страхования осуществляется путем принятия актов законодательства и нормативных актов, регулирующих страховую деятельность как в  целом, так и по отдельным ее направлениям и вопросам.

       Система правового регулирования  страховой деятельности включает  в себя нормы, определенные:

       Конституцией Украины;

       международными соглашениями, которые  подписала и ратифицировала Украина;

       Гражданским кодексом Украины;

       законами и постановлениями Верховной Рады Украины;

       указами и распоряжениями Президента  Украины;

       декретами, постановлениями и  распоряжениями Правительства Украины;

       нормативными актами (инструкции, методики, положения, приказы), которые приняты  Министерствами, ведомствами, центральными органами исполнительной власти и зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины;

       нормативными актами органа, который  согласно законодательству Украины,  осуществляет надзор за страховой  деятельностью;

       нормативными актами органом  местной исполнительной власти в случаях, когда отдельные вопросы регулирования страховой деятельности были делегированы этим органам по решению Президента или Правительства Украины;

       отдельными нормативными актами  бывшего СССР и УССР, которые  не были отменены законодательством независимой Украины.

     Задачи  и функции органов  государственного надзора  за страховой деятельностью.

     Для раскрытия функций органов государственного надзора за страховой деятельностью, следует рассмотреть этапы развития законодательной базы и государственного контроля в Украине.

     Первый  этап развития страхового рынка в Украине (с 1991 по 1993 гг.) характеризовался отсутствием законодательной базы и государственного контроля, которые бы регламентировали страховые отношения. На рынке действовало около 800 страховых компаний, деятельность которых регулировалась только законами «О предпринимательстве» и «О хозяйственных обществах». Четко не были установлены требования к размеру уставного капитала, лицензированию деятельности, уровню платежеспособности и требования по формированию активов страховщиков.

     Второй  этап развития страхового рынка в Украине (с 1993 по 1996 гг.) ознаменовался принятием в мае 1993 года Декрета «О страховании», разработанного Кабинетом Министров Украины. Данный нормативно-правовой документ стал первоосновой для дальнейшего развития рынка страхования в Украине. В нем впервые отмечались требования относительно уставного капитала в размере 5 тыс. долл. США., необходимость лицензирования и условия предоставления страховых услуг. В результате количество страховых компаний на рынке уменьшилась до 500 единиц. Кроме того, в этот период был создан единый орган государственной исполнительной власти, который осуществлял страховой надзор - Комитет по делам надзора за страховой деятельностью (Укрстрахнадзор), который был центральным органом государственной исполнительной власти и находился в подчинении Кабинета Министров Украины.

     Третий  этап развития страхового рынка в Украине (с 1996 по 2002 гг.) отметился принятием в марте 1996 года Закона Украины «О страховании», который устанавливал новые требования относительно деятельности страховых компаний, в частности: величина уставного капитала не меньше 100 тыс. ЭКЮ для резидентов и 500 тыс. ЭКЮ для нерезидентов; разделение компаний на рисковые и лайфовые; целесообразность актуарных расчетов тарифных ставок; новые требования к обеспечению платежеспособности и формированию страховых резервов компании; определение требований по составлению договора страхования; расширение полномочий органа государственного регулирования страховой деятельности. В процессе административной реформы Указом Президента Украины «Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти» от 15 декабря 1999 года полномочия Укрстрахнадзора перешли к Министерству финансов Украины, в составе департамента финансовых учреждений и рынков которого было создано управление страховой деятельности, которое действовало уже на основе раздела IV «Государственный надзор за страховой деятельностью в Украине» Закона Украины «О страховании».

     Реалии развития рынка страхования доказали неэффективность существующей системы страхового надзора и некомпетентность управлений и комитетов при разных министерствах, вследствие чего в 2002 году указом Президента Украины был создан центральный орган исполнительной власти со специальным статусом – Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг). Именно в этот период и начался четвертый этап в развитии страхового рынка в Украине.

     В состав Госфинуслуг  входит департамент страхового надзора, который является самостоятельным подразделом данной комиссии. В своей деятельности Департамент руководствуется Конституцией Украины и Законами Украины, постановлениями Верховной Рады Украины, Указами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, Положением о Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины, распоряжениями Госфинуслуг, нормативно-правовыми актами других центральных органов исполнительной власти, выданными в пределах их компетенции, приказами Главы Госфинуслуг и Положением о Департаменте страхового надзора.

     Департамент возглавляет член Комиссии – директор Департамента, который назначается  на должность и освобождается  от должности в установленном законом порядке. В состав департамента входят такие структурные отделы:

     - анализа отчетности страховщиков;

     - лицензирование страховщиков;

     - инспектирование страховщиков;

     - работы с территориальными управлениями  по надзору за страховщиками.

     Основными задачами Департамента являются:

     - обеспечение проведения единой  и эффективной государственной  политики в сфере страховой  деятельности;

     - участие в разработке и реализации  стратегии развития рынков финансовых  услуг в Украине; 

     - обеспечение государственного регулирования и надзора за предоставлением услуг в сфере страхования и соблюдением законодательства в этой сфере;

     - защита прав потребителей услуг  в сфере страхования путем  применения в пределах своих  полномочий мер воздействия с  целью предотвращения и прекращение нарушений законодательства страховщиками (перестраховщиками),  страховыми и перестраховыми брокерами;

     - обобщение практики страховой  деятельности и посреднической  деятельности на страховом рынке,  разработка и представление в  установленном порядке предложений по развитию и усовершенствованию законодательства Украины о страховой и посреднической деятельности в страховании и перестраховании.

     Основными функциями Департамента являются:

     - прием решений о внесении и  исключении информации о страховщиках из Государственного реестра финансовых учреждений; выдача, переоформление и аннулирование выданных страховщикам свидетельств о регистрации финансового учреждения и справок о внесении информации об отдельных подразделениях в Государственный реестр финансовых учреждений;

     - ведение государственного реестра  страховых и перестраховых брокеров;

     - осуществление контроля за платежеспособностью  страховщиков в соответствии  с принятыми ими страховыми  обязательствами перед страхователями;

     - осуществление контроля за достоверностью информации, которая предоставляется страховщиками и страховыми посредниками;

     - проведение самостоятельно или  вместе с другими уполномоченными  органами выездные и безвыездные  проверки деятельности страховщиков  и страховых посредников;

     - установление критериев и нормативов  ликвидности, капитала и платежеспособности, прибыльности, качества активов  и рискованности операций страховщиков, качества систем управления и  управленческого персонала, соблюдение ими правил предоставления финансовых услуг;

     - установление квалификационных  требований к лицам, которые  могут заниматься актуарными  расчетами;

     - содействие интеграции рынков  финансовых услуг Украины в  европейский и мировой рынки  финансовых услуг.

     Проблемы  и перспективы  совершенствования государственного регулирования страхования в Украине

       Государственная политика по  развитию страхового рынка строится  на укреплении рыночных основ  деятельности его участников  и использовании преимущественно  косвенных методов влияния на  процессы, которые происходят в сфере страхования, путем усовершенствования  нормативно-правовой базы и внедрения международных принципов и стандартов государственного регулирования и надзора.

     Совершенствование государственного контроля развития страхового рынка должно осуществляться по таким направлениям:

     - совершенствование системы  лицензирования  страховой деятельности, а также  внедрение лицензирования перестраховой  деятельности;

     - предотвращение неплатежеспособности (банкротства) страховщиков;

     - осуществление последовательного перехода Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг к пруденциальному надзору контролю;

     - внедрение новых информационных  технологий по управлению страховой  деятельности и отчетности участников  страхового рынка в электронной форме;

     - внедрение консолидированного надзора  за деятельностью страховщиков, которые входят в финансовые  группы;

     - усовершенствование нормативно-правовой  базы по регулированию и надзору  за формированием и размещением  страховых резервов;

     - формирование благоприятных условий для развития страхового посредничества;

     - развитие систем внутреннего  контроля за деятельностью страховщиков  и содействие становлению прозрачной  системы корпоративного управления.

      Также следует отметить, что развитие страхового рынка требует обеспечения его достаточным количеством квалифицированных работников. Для этого необходимо создать систему профессиональной подготовки и сертификации специалистов по страхованию и системы повышения их квалификации, а также обеспечить государственную поддержку проведению научно-исследовательских работ в сфере страхования и подготовке специалистов для страхового рынка. Нуждается в дальнейшем развитии актуарная деятельность и создание в Украине системы подготовки и сертификации актуариев.

Информация о работе Государственное регулирование деятельности на страховом рынке