Анализ и планирование прибыли страховой организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 02:12, курсовая работа

Описание

Планирование прибыли, с переходом к рыночной экономике занимает центральное место в стратегическом управлении коммерческим предприятием.
Разработка плана по прибыли - сложный процесс, основанный на глубоком знании конъюнктуры рынка, возможностей предприятия, условий и факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия, умении предвидеть реальные пути получения высоких доходов.

Работа состоит из  1 файл

Анализ и планирование прибыли.docx

— 30.65 Кб (Скачать документ)

При отсутствии прогнозных расчетов по важнейшим показателям  предприятие не в состоянии оперативно контролировать свои доходы и расходы  к принимать соответствующие  управленческие решения.

Разработка прогнозных расчетов прибыли обусловлена необходимостью ежеквартального представления  справки о взаимоотношениях с  бюджетом по налогам на прибыль (доходы) налоговой инспекции своего района. В этой справке показывается прибыль, принятая в плане предприятия, в  том числе доходы от других мероприятий  и видов деятельности, налог на недвижимость, льготируемая и налогооблагаемая прибыль, ставка налога и сумма прибыли, которая должна быть перечислена  в бюджет. Чтобы составить такую  справку, кроме прибыли необходимо рассчитать и все другие промежуточные  показатели: валовой доход, издержки обращения, товарооборот.

С целью повышения  достоверности прогнозных расчетов прибыли рекомендуется разрабатывать  прогноз не на год, а на квартал (а  для внутренних целей - на месяц), т. е. идти от частного к общему.

При прогнозировании  величины прибыли необходимо правильно  разрешить противоречие, между желанием запланировать максимальную прибыль (минимальную - при сокрытии ее) и  реальными возможностями ее получения  исходя из мощности предприятия, объема товарооборота, валовых доходов, издержек обращения и других ограничений.

В процессе разработки прогнозов прибыли могут быть использованы следующие методы:

-метод определения  прибыли на вложенный капитал;

-технико-экономических  расчетов (нормативный);

-расчетно-аналитический;

-прямого счета;

-экономико-статистический (метод скользящей средней, уравнение  простой регрессии, метод удвоенной  средней, метод экстремумов, производственная  функция, логарифмический);

-экономико-математический (множественная корреляционно-регрессионная  модель);

-метод оптимизационных  моделей;

-метод, основанный  на использовании в расчетах  маржинального дохода.

В основе любого из вышеуказанных  методов планирования прибыли лежит  имеющая место взаимосвязь между  прибылью, объемом реализации и издержками обращения. Расчет нормы прибыли, на вложенный капитал основан взаимосвязях между оборотом производственного  капитала и рентабельностью продаж .

Размер прибыли (минимальной, максимальной, необходимой) как целевая  функция зависит от выбранной  предприятием стратегии.

По мере развития рыночных отношений основным методом  прогнозирования становится метод  обеспечения соответствующей прибыли  на вложенный капитал. При прогнозировании  с помощью данного метода решается задача сохранения достигнутого уровня рентабельности на вложенный капитал  и его увеличения (если это предусмотрено  принятой стратегией). Средствами для  увеличения уровня рентабельности на вложенный капитал могут быть увеличение объема реализации товаров  за счет ввода в действие дополнительных торговых площадей, изыскания дополнительных источников товарных ресурсов, ускорения  товарооборачиваемости, оказания дополнительных услуг, разумной тактики в области  ценообразования и управления финансовыми  ресурсами, сокращение издержек обращения.

Исходными данными  для прогнозирования прибыли  по этому методу служат: информация о сумме вложенного капитала (по данным последнего отчетного баланса); прогнозируемый уровень рентабельности на вложенный капитал, штатное расписание по предприятию, прогнозируемые величины фонда оплаты труда, всех издержек и  материальных затрат, действующие ставки налогов и др.

При определении  минимального или необходимого размера  прибыли как целевой функции  предприятие исходит из прогнозной величины его капитала: прогнозов  процентной ставки банков и нормы  прибыли на капитал (средняя рентабельность капитала).

Прогнозируемая величина капитала зависит от его состава  и факторов (источников), которые  содействуют его росту (уменьшению). Таковыми могут быть кредиты банков, выпуск облигаций и их стоимость, продажа акций и их цена, уровень  инфляции.

Расчет минимальной  прибыли производится по формуле:

Пmin = (К x МРР)/(100 - Ск)

Размер необходимой  прибыли на уровне самофинансирования определяется исходя из потребностей предприятия в финансировании мероприятий  по его производственному и социальному  развитию, выполнению обязательств перед  государством и создании соответствующих  фондов (риска, резервного, фонда для  выплаты дивидендов и др.).

Потребности предприятия  в ресурсах для финансирования мероприятий, связанных с производственным и  социальным развитием предприятия, определяются следующим образом.

Вначале определяется удельный вес всех налогов и обязательных платежей из прибыли в ее общей  величине, что сложилась в отчетном периоде. В тех случаях, когда  в плановом периоде изменится  порядок налогообложения, сумму  налогов необходимо уточнить с учетом этих изменений. Затем рассчитывается сумма необходимой прибыли (Пн) для  обеспечения потребности предприятия  в финансовых ресурсах и создания соответствующих фондов:

Пн = Чпн x 100, или Пнорм = (К x НПК)/(100 - Сп 100 - Сп) ,

где ЧП - потребность  в чистой прибыли, р.; Сп - средний  уровень налогов и обязательных платежей в процентах к балансовой прибыли; К - капитал предприятия, р.; НПК - норма прибыли на капитал, %.

За рубежом на практике часто прибыли определяют не по отношению к активам (капиталу), а к затратам. Во многих случаях  легче установить прибыль как  определенный процент к издержкам  обращения (себестоимости) и в результате цена обеспечит необходимую отдачу на задействованные активы. Такая  практика применяется, когда издержки обращения по реализации разных товаров  примерно одинаковые в расчете на единицу реализации (кг, т, м, р, 1000 р.) или объем активов, задействованных  в процессе купли-продажи, изменяется пропорционально издержкам. Чаще всего  применяется рентабельность к себестоимости (в плановых расчетах) на уровне 10-15 %.

Пример. Руководство  магазина «Женская одежда» считает, что необходимо обеспечить отдачу от инвестиций в размере 15 % (до налогообложения). Общая сумма инвестиций в товарные запасы, другие оборотные средства и aктивы составляет 993753 тыс. р. Тогда  прибыль на инвестиции должна составить 149063 тыс. р. Общая сумма издержек обращения составляет 210927 тыс. р. Тогда  сумма валовых доходов должна составить 210927+149063==359990 тыс. р. При планируемом  объеме закупок в 1217315 тыс. р. объем  реализации составит 1577305 тыс. р. Магазин  может получить прибыль в размере 149063 тыс. р. в том случае, если установлена  торговая надбавка в размере 39,6 %. Для  магазина это означает, что уровень  рентабельности реализации (если товар  будет продан по этой цене) составит 9,45 % от объема продаж. И главное, при  этом уровне рентабельности будет обеспечена запланированная отдача от задействованных  активов.

Большую помощь в  углубленном понимании сути и  количественном определении целевой  прибыли, в выборе оптимального планового  решения по прибыли и рентабельности оказывает расчет точки безубыточности (самоокупаемости), точки критического объема продаж, коэффициента самофинансирования.

Оптимальной целевой  прибылью называют такую величину прибыли, которая предполагает полное и эффективное  финансирование всех ее внутрихозяйственных  потребностей в средствах и позволяет  при стабильных нормативах отчислений от прибыли участвовать в формировании доходов государственного и местного бюджетов.

Прибыль, закладываемая  в основу торговой надбавки, по своим  запасам прочности должна быть на 2-3 года вперед достаточной для возмещения потребности в капитальных вложениях (с учетом средств амортизационного фонда), пополнения прироста собственных  оборотных средств, для образования  соответствующих фондов.

Точка безубыточности (точка самоокупаемости) находится  на таком уровне, где переменные расходы плюс общие постоянные расходы  равны общим поступлениям доходов, т. е. точка, при которой уровень  рентабельности равен 0,00 %. Точка безубыточности определяется по формуле

ТБУ= 100(E ИОпост)/(УВД-УИОпер)

Самофинансирование  означает финансирование своих потребностей за счет собственных источников: прибыли  и амортизационных отчислений. Возможности  для самофинансирования создаются  путем накопления собственных денежных средств, рациональной организации  торгово-производственного процесса, постоянного обновления основных фондов, ускорения оборачиваемости оборотных  средств, регулирования потребностей рынка.

Эффективность самофинансирования и его уровень зависят от удельного  веса собственных источников. Уровень  самофинансирования определяется при  помощи коэффициента самофинансирования (Кс):

Кс = (Пн + А)/К + КЗ

где Пн - прибыль, направляемая в фонд накопления, р.; А - амортизационные  отчисления, р.; К - заемные средства, р.; КЗ - кредиторская задолженность  и другие привлеченные средства, р.

Коэффициент самофинансирования показывает, насколько объем собственных  источников финансирования развития предприятия  превышает объем привлеченных средств.

Сущность нормативного метода (технико-экономических расчетов) планирования прибыли заключается  в том, что на основе заранее установленных  норм и технико-экономических расчетов определяется потребность предприятия  в прибыли. Такими нормативами могут  быть ставки налогов, размеры тарифов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных  средствах, нормы запасов товарно-материальных ценностей, тары, нормативы отчислений в ремонтный фонд и др.

Расчетно-аналитический  метод планирования иногда называют методом экспертных оценок. Он основан  на использовании результатов анализа  достигнутой величины исследуемого показателя, принимаемого за базу, и  индексов его изменения в плановом периоде. Указанный метод применяется  тогда, когда отсутствуют технико-экономические  нормативы, а взаимосвязь между  основными показателями устанавливается  лишь косвенно, на основе анализа их динамики и связей.

Величина возможного размера прибыли Пвозм при  использовании данного метода определяется по следующей формуле:

Пвозм = Урб x ПТ + АПФ,

где У рб - уровень  рентабельности реализации товаров, сложившейся  в отчетном году (периоде), % ;ПТ - плановый объем товарооборота, р.; АПФ - изменение  прибыли в связи с изменением факторов, определяющих размер прибыли.

Даже если на предстоящий  год запланированы те же самые  действия, что имели место в  отчетном году, величины валовых доходов, издержек и прибыли в планируемом  периоде будут отличаться от их значений в отчетном периоде. Это происходит под воздействием изменения внешних (инфляция, изменения в области  валютных отношений, законодательства) и внутренних условий деятельности фирмы (предприятия) (новые инвестиции, изменение структуры товарооборота, увеличение количества сотрудников  и т. п.).

Пример. В отчетном году было зафиксировано появление  конкурента, более успешно реализующего товар «А». В связи с этим ожидается, что, несмотря на общее увеличение спроса, реализация этого товара в данной фирме снизится на 25 %. Объем реализации товарной группы «Б» ожидается на уровне прошлого года, при этом предполагается, что цена этих товаров возрастет  на 10 %.

Расширение рынка  сбыта товаров группы «В» приведет к увеличению объема реализации на 15 % при неизменной розничной цене.

Увеличение численности  работников и предполагаемое повышение  заработной платы приведут к росту  постоянных издержек обращения на 10 млн р.

Вышеназванные изменения  приведут к уменьшению прибыли на 2,1 млн р. Такое снижение прибыли  недопустимо, и предприятие (фирма) должны позаботиться об уменьшении отрицательных  последствий от этих изменений. В  этих целях можно снизить цены на товары группы «А» на 5 %, что приведет к росту продаж на 20 %, снизить  цены ка товары группы «Б» на 10 %, реализация в этом случае возрастет на 25 %. провести рекламные мероприятия, при увеличении расходов на рекламу объем реализации возрастет на 20 % и т. д. После таких  мероприятий чистый доход от реализации увеличится на 0,4млн р.

Метод прямого счета  для прогнозирования прибыли  применяется, когда имеются надежные данные о прогнозных величинах издержек обращения, валовых доходов, налогах, когда не предвидится резких изменений  ни в объемах деятельности, ни во внешней, ни во внутренней среде функционирования пред-приятия. Тогда прогнозный размер прибыли от реализации определяется как разница между прогнозами валовых доходов, издержек обращения  и налогов:

п = вд- ио- н.

Сущность экономико-математического  моделирования в планировании прибыли  заключается в том, что оно  позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между прибылью и факторами, ее определяющими. Эта  связь выражается через экономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляет собой математическое описание экономического процесса (процесса формирования прибыли), т. е. описание факторов, определяющих прибыль. Модель может  строиться на функциональной или  корреляционной модели. Функциональная связь выражается уравнением вида

Информация о работе Анализ и планирование прибыли страховой организации