Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание

Сегодня в России рынок уже насыщен товарами. Возникли фирмы, для которых одной из главных стратегических задач стало привлечение постоянных потребителей и, следовательно, создание прочной репутации. Потребители, пережившие шок при вхождении в рынок, стали более осторожными в выборе товаров и в то же время, более грамотными при защите своих интересов.Целью курсовой работы является изучение прав потребителей и обязанностей изготовителя, а также налоговые правоотношения.

Содержание

Введение
Глава 1. Законодательство РФ о защите прав потребителей
1.1. Общие положения Закона РФ «О защите прав потребителей»
1.2. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
Глава 2. Государственная защита прав потребителей и контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг)
2.1. Государственная защита прав потребителей
2.2. Контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг)
Глава 3. Понятие и структура налоговых правоотношений
3.1. Сущность налоговых правоотношений
3.2. Виды и объекты налоговых правоотношений
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Защита прав потребителей.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

     В-третьих, деяние, влекущее вредные последствия (нарушение прав, нанесение ущерба и т.п.), причем между деянием и вредными последствиями должна быть причинно-следственная связь. Например, для применения п.1 ст.112 НК РФ должно быть установлено, что неуплата налога (результат) была вызвана занижением налоговой базы или иным неправомерным деянием (причина).

     В-четвертых, наказуемость деяние - совершение налогового деликта влечет для нарушителя негативные последствие в виде налоговых санкций. Наказуемость является формальным признаком, поскольку налоговым правонарушением признается противоправное деяние фискально-обязанных лиц, ответственность за которое предусмотрена НК РФ.

     Указанные признаки свойственны всем правонарушениям  налогового законодательства. Однако у каждого конкретного нарушения  есть свой собственный фактический  состав, который является основанием юридической ответственности.

     По  своему характеру и направленности все налоговые правонарушения условно  могут быть подразделены на четыре обособленные группы:

     1. Нарушения, связанные с неисполнением  обязанностей в связи с налоговым  учетом (ст. 116-117 НК РФ)

     2. Нарушения, связанные с несоблюдением  порядка ведения учета объектов  налогообложения, доходов и расходов  и представлением в налоговые  органы налоговых деклараций (ст. 119-120 НК РФ) Брызгалин А.В. Практическая  налоговая энциклопедия. Том 12. Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Виды налоговых нарушений по гл.16 НК РФ. 2005. / Справочная правовая информация Консультант Плюс

     3. Нарушения, связанные с неисполнением  обязанностей по уплате, удержанию  или перечислению налогов и  сборов (ст. 122, 123 НК РФ)

     4. Нарушения, связанные с воспрепятствованием  законной деятельности налоговых  администраций (ст. 125-129.1 НК РФ)

3.2. Виды и объекты  налоговых правоотношений

     Налоговые правоотношения весьма многообразны, в связи, с чем могут быть классифицированы. Классификация налоговых правоотношений помогает осмыслению всего массива отношений, охватываемых налоговым правом.

     Исходя  из основных функций права налоговые  правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

     Регулятивные  правоотношения составляют основную массу отношений в сфере правового регулирования налогообложения. Они обеспечивают реализацию регулятивной функции права.

     Охранительные налоговые правоотношения выполняют вспомогательную роль по отношению к регулятивным, ибо производны от регулятивных. Они возникают в связи с нарушением налогово-правовой нормы и основываются на санкции налого-правовой нормы. Их надо отличать, в частности, от административных охранительных правоотношений, возникающих в связи с нарушением законодательства о налогах и сборах, но на основе административно-правовой санкции, предусмотренной гл. 15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

     К налоговым же охранительным правоотношениям  относятся те, которые возникают в связи с налоговыми правонарушениями (гл. 16 НК РФ), а также нарушениями банками обязанностей, предусмотренных в гл. 18 НК РФ.

     Регулятивные  налоговые правоотношения подразделяются на абсолютные и относительные. Относительные правоотношения (двусторонне индивидуализированные) — это те, в которых уполномоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект,  обязанный совершать или не совершать определенные действия. Основная масса налоговых правоотношений  —  это  относительные  правоотношения.   Здесь управомоченному лицу противостоит совершенно определенное обязанное лицо.

     К таковым относятся правоотношения по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды ни логов и неналоговых платежей, по налоговому контролю, но лучению   налогового   кредита,   инвестиционного   налоговом) кредита и т. д. В большинстве случаев в относительных налоговых  правоотношениях  управомоченное  лицо  имеет  право требования, которому корреспондирует обязанность конкретного субъекта.

     Абсолютные  налоговые правоотношения также имеют место и налоговом праве. Однако их число значительно меньше. Абсолютные правоотношения (односторонне индивидуализированные) — это такие, в которых управомоченному лицу противостоит в качестве обязанного всякий и каждый субъект.

     К ним можно отнести правоотношения по установлению налогов и сборов. Здесь праву представительного органа власти на установление налога противостоит обязанность всякого субъекта не препятствовать его реализации.

     По   характеру   налогово-правовых   норм   правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные.

     К материальным относятся правоотношения, содержанием которых являются: обязанность  налогоплательщика уплачивать налог  и право налогового органа требовать  его уплаты; право организации  обращаться к финансовому органу за получением отсрочки уплаты налога и обязанность налогового органа рассмотреть обращение и принять по нему решение и т. д. К процессуальным — правоотношения, возникающие и ходе налогового процесса, т. е. в ходе производства по исчислению и уплате налога, в ходе налогово-контрольного производства, в ходе производства по делам о налоговых правонарушениях.

     Процессуальные  налоговые правоотношения вторичны относительно материальных, служат гарантией реализации последних. Налоговые правоотношения могут быть также подразделены имущественные и неимущественные на основании особенностей их объекта. Объектом имущественных налоговых правоотношений пений является денежная субстанция — налог, сбор, пеня, недоимка, штраф и т. д.

     В качестве объекта неимущественных выделяется деятельность по осуществлению налогового контроля др. К имущественным относятся правоотношения по уплате налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, по уплате в эти же фонды недоимок и пеней и т. д. неимущественным — правоотношения по налоговому про-' :су, налоговому контролю, установлению налогов и предоставлению налоговых льгот и др.

     Налоговые правоотношения могут быть классифицированы и структуре их юридического содержания. По этому критерию они подразделяются на простые и сложные. Простые налоговые правоотношения характеризуются тем, что их содержание состоит из одного права и одной обязанности. Сложные, состоят из нескольких взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей.

     Простые налоговые правоотношения в чистом виде, т. е. не как элемент сложного налогового правоотношения, встречаются в налоговом праве сравнительно редко. Например, простым является правоотношение по установлению налогов. Здесь праву государства (в лице представительного органа власти) на установление налога корреспондирует обязанность не препятствовать его осуществлению.

     Сложные налоговые правоотношения преобладают. Среди них: налогово-процессуальное правоотношение, материальное налоговое  правоотношение по уплате налога и  др. В каждом структурно сложном налоговом правоотношении могут быть выделены основное налоговое правоотношение и производные.

     Основное  налоговое правоотношение создает конструкцию, на которой базируются все остальные, производные правоотношения. Например, в материальном налоговом правоотношении в качестве основного выделяется правоотношение по добровольному исполнению обязанности по уплате налога, а в качестве производного — правоотношение по принудительному исполнению обязанности по уплате налога, правоотношение по предоставлению налоговой отсрочки, налогового кредита и т. д.

     Классификации налоговых правоотношений представляют собой явления научной абстракции, поэтому их число может быть увеличено. В частности, в ближайшие годы, по мере научного осмысления налогового права как подотрасли права финансового, будет возможна классификация налоговых правоотношений и по видам налогово-правовых институтов.

     Объект  правоотношения не включается в его  структуру; он находится за рамками  налогового правоотношения.

     В научной литературе не существует единства мнений по вопросу об объекте правоотношения. Однако преобладающей является точка зрения, согласно которой объектом правоотношения выступают материальные или нематериальные блага, h,i которые направлено (или воздействует) поведение всех его участников, осуществляемое в рамках их прав и обязанностей.

     Объекты налоговых правоотношений разнообразны. Чаще всего о них можно судить исходя из анализа налоговых норм, ибо они регулируют поведение субъектов относительно определенных объектов, о которых идет речь в самой правовой норме.

     Однако  в ряде случаев объект правоотношения непосредствен но не зафиксирован в  норме налогового права и может  быть

выделен лишь в абстракции, т. е. логически. В последнем случае речь идет о так называемых неотделимых от материального держания объектах правоотношения, которые специально в (1Конодательстве не регламентируются. В связи с этим все объекты налоговых правоотношений могут быть подразделены две группы: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения.

    Отделимые объекты — это такие, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы аи вытекают из анализа налоговых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира. Неотделимые объекты — те, которые не зафиксированы в нормах налогового права,  могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования представляют собой результат деятельности субъектов налогового правоотношения, неотделимый от его материального содержания.

     К отделимым объектам налоговых правоотношений относятся: а) налоги, б) сборы, в) налоговый кредит, г) инвестиционный налоговый кредит, д) штрафы, недоимки, пени, е) отсрочки и др.

     К неотделимым — налоговый контроль как явление, представляющее собой результат деятельности налоговых органов, (осуществляющих его в ходе налогово-контрольного правоотношения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        
       Вышеизложенное  позволяет сделать вывод, что  с принятием Закона «О защите прав потребителей» на законодательном  уровне была закреплена охрана прав и  интересов граждан-потребителей. Важной гарантией охраны прав потребителей явилось положение закона, в соответствии с которым законодательные акты, затрагивающие права потребителей, не могут ограничивать права или снижать гарантии их защиты по сравнению с установленными этим Законом.

       Закон «О защите прав потребителей», содержит фундаментальные права, опирается на общие положения гражданского законодательства, а его действие немыслимо без использования таких важнейших гражданско-правовых категорий, как имущественная ответственность, вина, убытки, вред, договор и ряд других. Другими словами, если гражданское законодательство призвано урегулировать товарно-денежные отношения независимо от субъектного состава, то Закон «О защите прав потребителей» регламентирует специфику этих отношений для потребителей на рынке товаров и услуг.

       Эффективность применения законодательства о защите прав потребителей и контроль за его соблюдением требуют не только наличия хорошей законодательной базы, но и поступательного формирования потребительской политики, вбирающей в себя правовое, организационное, информационное, просветительское и ряд других направлений. В этой связи существенно усиливается координирующая роль антимонопольных органов в выработке и реализации согласованных действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций потребителей в проведении потребительской политики на федеральном и региональном уровнях.

     Объектами государственного контроля Госторгинспекции в соответствии с возложенными на неё задачами являются предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, граждане, реализующие, производящие товары или услуги.

     Субъектами  налогового правоотношения в соответствии со ст. 9 НК РФ являются:

     1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии  с Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы;

     2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии  с Кодексом налоговыми агентами;

     3) Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения (налоговые органы);

     4) Федеральная таможенная служба  и ее подразделения; 

     5) государственные органы исполнительной  власти и исполнительные органы  местного самоуправления, другие  уполномоченные ими органы и  должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);

     6) Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов, городов (финансовые органы), иные уполномоченные органы при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных Кодексом;

     7) органы государственных внебюджетных  фондов;

     8) органы внутренних дел.

     Как видим, налоговое правоотношение складывается между различными категориями субъектов, но основными группами субъектов являются налогоплательщик, плательщик сборов и налоговые органы. 

     Налоговое правонарушение - это виновно совершенное  противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие и бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность в соответствии с НК РФ.

     Исходя  из основных функций права налоговые  правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

     Регулятивные  правоотношения составляют основную массу отношений в сфере правового регулирования налогообложения. Они обеспечивают реализацию регулятивной функции права.

       Охранительные налоговые правоотношения выполняют вспомогательную роль по отношению к регулятивным, ибо производны от регулятивных.


     Регулятивные налоговые правоотношения подразделяются на абсолютные и относительные. Относительные правоотношения (двусторонне индивидуализированные) — это те, в которых уполномоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект,  обязанный совершать или не совершать определенные действия.

     Абсолютные  налоговые правоотношения также имеют место и налоговом праве. Однако их число значительно меньше. Абсолютные правоотношения (односторонне индивидуализированные) — это такие, в которых управомоченному лицу противостоит в качестве обязанного всякий и каждый субъект.  
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев С.С. Гражданское право в вопросах и ответах. 2-е изд., перераб. и доп.: учеб. Пособие/ под общей ред. С.С. Алексеева. – М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2009. – 368 с.
  2. Цыбуленко З.И. Гражданское право России: Учеб./ Под ред.. З. И. Цыбуленко; Баринов Н. А.; Быкова Т. А.; Константинов В. С.; Максименко С. Т. и др.- М.: Юристъ, 2008. - 459 с.
  3. Садиков О.Н. Гражданское право Российской Федерации. В 2-х томах. Под ред. Садикова О.Н. - учебник - 2006 - Т.I: 493с., Т.II: 608с.
  4. Воробьев Н.И. Гражданское право Российской Федерации. Ч.1. Воробьев Н.И. - практическое пособие - 2007. - 84 с
  5. Гатин А.М. Гражданское право. Гатин А.М. (учебное пособие) - М.: 2009. - 384 с.
  6. Шевчук Д.А.  Гражданское право. Пол ред. Шевчук Д.А.  (курс лекций) - М.: Эксмо, 2009.–386 с.
  7. Гришаев С.П. Гражданское право: учебник для вузов, под ред. С. П. Гришаева – М.: Дашков и Ко, 2008. - 480 с.
  8. Гражданское право: учебник для студентов средних специальных заведений, обучающихся по специальности «Правоведение». – М.: Юристъ, 2010. - 484 с.
  9. Зенин И.А. Гражданское право: учебник/ И.А. Зенин. – 14-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД. Юрайт, 2011. – 663 с.
  10. Сергеев А.П. Гражданское право: Учебник/ Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого; Елисеев И. В.; Иванов А. А.; Кротов М. В.; Медведев Д. А. и др.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2009.- 630 с.
  11. Смоленский М.Б. Гражданское право: учебник/М.Б. Смоленский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 348 с.
  12. Алексеев С.С. Гражданское право: учебник/С.С. Алексеев, Б.М. Гонгало, Д.В. Мурзин (и др.); под общей ред. С.С. Алексеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2011. – 536 с.
  13. Грибанов В. П. Ответственность за нарушение гражданских прав и обязанностей. М., 2008 – 129 с.
  14. Грудицын Л. Ю. Гражданское право: учебник для вузов. – М.: 2009 – 560 с.
  15. Гуев А.Н. Гражданское право: Учебник: В 3 т. Т. 2. – М.: ИНФРА - М, 2010. – 454 с.
  16. Лукашев Е.А. Права человека: Учебник для вузов/ Отв. ред. Чл. – корр. РАН, д.ю.н. Е.А. Лукашева. – М.: Норма, 2009. – 576 с.
  17. Пепеляев С.Г. Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. М., 2008 – 273 с.
  18. Телюкина М. В. Гражданское право: Схемы: [Учеб. пособие: В 2 т.]/ Отв. ред. Е. А. Суханов.- М.: Бек, 2008.- VI, 110 с. 
  19. Закон РФ "О защите прав потребителей" от 7. 02. 92 № 2300-1 //Ведомости Съезда Народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ № 15, 2008 г. ст. 786.
  20. Закон РФ от 10. 06. 93 № 5153-1 "О сертификации продукции и услуг" //ВСНД и ВС № 26, 2008 г.
  21. О защите потребителей от недобросовестной рекламы (Указ от 10. 06. 94 № 1183).

Информация о работе Защита прав потребителей