Влияние налоговой системы на развитие предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 04:57, реферат

Описание

Государство может использовать налоги для регулирования экономики, понижая налоговые ставки, государство способствует увеличению числа предприятий, аккумулированию средств внутри предприятия, которые можно использовать на расширение производства. Увеличивая налоги государство, наоборот, уходит от перегрева экономии, способствует сворачиванию производства, препятствует возникновению новых предприятий. Такой подход является косвенным и поэтому может мягко направить экономику в нужное русло, способствую развитию одних отраслей экономики и сокращению других.

Работа состоит из  1 файл

эссе.doc

— 67.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  транспорта РФ

Федеральное агентство железнодорожного транспорта 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

Омский  Государственный университет путей  сообщения

Институт  менеджмента и экономики 

Кафедра «Экономика» 
 
 
 
 

Влияние налоговой системы  на развитие предпринимательства  в России. 

Реферат по предмету

«Предпринимательство» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила

Студентка гр. 57 «Б»

Н.Д. Анисимкова

Доцент, к.э.н.

О.В. Коновалова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                             Омск2011 

     Государство может использовать налоги для регулирования  экономики, понижая налоговые ставки, государство способствует увеличению числа предприятий, аккумулированию средств внутри предприятия, которые можно использовать на расширение производства. Увеличивая налоги государство, наоборот, уходит от перегрева экономии, способствует сворачиванию производства, препятствует возникновению новых предприятий. Такой подход является косвенным и поэтому может мягко направить экономику в нужное русло, способствую развитию одних отраслей экономики и сокращению других.

     Спецификой  Российского налогообложение является его пропорциональность, в отличие  от таких стран, как США,  Япония, Германия.  В США, например

     для доходов не превышающих 50 тыс. долларов – 15%

     от 50 – 75 тыс. долларов – 25%

     75 тыс. – 10 млн. долларов –  34%

     Более 10 млн. долларов – 35%.

     Начинающие, только развивающиеся предприятия, как правило, платят меньше, государство  им оставляет деньги на развитие, а  предприятия, существующие на рынке давно и имеющие уверенное положение, платят больше.

     Также , в наше время, государство старается  поддерживать инновационные предприятия, так как в 21 веке наука может  выдвинуть вперёд даже самую отсталую на сегодняшний день страну.

     В мировой практике используются следующие основные формы налоговой поддержки компаний, осуществляющих инновации:

     - налоговые кредиты, предоставляющих  собой отсрочку по уплате налогов;

     -ускоренная  амортизация ОС, приобретаемых для  реализации инновационных проектов;

     -повышающие  коэффициенты к текущим расходам  по инновациям;

     -налоговое  освобождение ( в основном социальные  налоги).

     Например  в США такого рода предприятиям предоставляется  налоговый кредит в размере 20% на расходы на инновации. В Японии ежегодный  налоговый кредит в размере 10% текущих и капитальных расходов на инновации. В Великобритании применяется повышающий коэффициент 1,75 для малых и средних предприятий и 1,3 для крупных предприятий, а также отнесение всех затрат по инновациям на расходы в том же году, а каком они были произведены. А также денежное возмещение в размере 24% от суммы расходов на инновации для малых и средних компаний, получивший по итогам года отрицательный результат. Но не только развитые страны применяют такую политику, но и Китай не отстаёт в этом плане от остального мира. Китай применяет повышающий коэффициент 1,5 ( также как и Индия) при списании текущих расходов при определении налогооблагаемой базы, отмена ввозных пошлин на отдельные виды оборудования.  1

     Инновационную активность во всём  мире в основном проявляют малые и средние предприятия.. Российская налоговая система по существу не содержит реальных механизмов по налоговому стимулированию малых и средних инновационных предприятий.  Единственные льготы, которые не применяются, а лишь разрабатываются – это льготы, касающиеся организаций находящихся на территории инновационного центра «Сколково».

     Освобождаются от налогообложения:

     1)организации  - резиденты особой экономической  зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок;(п. 9 в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 75-ФЗ)10)

     2)организации,  признаваемые управляющими компаниями  в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Федеральным законом.

     По  проекту эти организации освобождены от всех налогов, кроме социальных взносов, которые составят 14% в отличие от 34% у остальных организаций, пока объём их годовой выручки не составит 1 миллиард рублей ( для налога на прибыль). А также организации будут освобождены от уплаты пошлины на реактивы, технику и т.п. , требуемую для работы.  Однако, открытие первых организаций в данном центре планируется лишь в 2015 году. В настоящий момент существует много мнений о необходимости этого центра, споры о том нужны ли инновации России, об отсутствии спроса на них. Но хочется сказать, что в России есть талантливые учёные и , возможно, освобождение от налогов, сборов, льготное финансирование поможет поднять на ноги Российскую науку, включит инновации в производственный процесс в России. 2

     Но  пока новости и Интернет сайты пестрят статьями о новых возможностях с инновационной зоной «Сколково». Предпринимательство в России сталкивается с более насущными проблемами: износы основных фондов, недостаток инвестиций и т.п.

По данным Росстата степень износа основных фондов в обрабатывающих отраслях неуклонно увеличивается в течение последних 10 лет и к 2009 году достигла 51,7%. Степень инновационной активности имеет тенденцию к сокращению. Например, удельный вес организаций осуществляющих технологические инновации в отрасли машин и оборудования с 16% в 2007 году упала до 15% , в производстве транспортных средств с 23% до 19%. Удельный вес инновационных товаров, работ и услуг в общем объёме обрабатывающих производств снизился с 7% до 6%.  На фоне понижения инвестиций в отраслях сельского хозяйства ( с 352 до 306 млрд. руб.) , обработки древесины ( с 28 до 21 млрд. руб.) , производство электрооборудования ( с 12 до 11 млрд. руб.)  и металлургического производства ( с 219 до 217 млрд руб.), мы видим как процветает отрасль оптовой и розничной торговли. Инвестиции в эту отрасль экономики увеличились на 40 млрд. руб, достигнув 300 млрд. руб, а также в добывающей промышленности показатели неуклонно растут, например инвестиции по добыче нефти в 2010 году составили 1204 млрд. руб. ровно столько сколько и во все обрабатывающие производства. А по денежному выражению основных фондов эта отрасль стоит на первом месте.  На мой взгляд, стоит задуматься над мерами стимулирования и налоги в этом могут помочь. С помощью налоговых стимулов, такие государства как США, страны Европы смогли развить инновационное производство , увеличить экспорт наукоёмких товаров, тогда как 80% российского экспорта необработанное сырьё и металлы. 3

Позиция предпринимателей в такой ситуации понятна – бизнес по перепродаже окупается быстрее, легче открывается, не требует  высококвалифицированных кадров. В добывающем бизнесе повышенная норма прибыли, это привлекательная и также не требующая значительных научных вложений для развития отрасль.  Значит задача государства – создать такую институциональную среду, в которой предприниматели сами захотели заниматься внедрять инновации, главным образом в обрабатывающей промышленности.

Не только введение льгот, но и  обычные ставки налога и их изменение воздействуют на предпринимательство в стране. Реакцию на изменение ставок мы можем отследить по величине собранных налогов. По закону Лаффера ( американского экономиста), существует определённый порог налоговой ставки после которой предприятия уходят « в тень», то есть уклоняются от уплаты налогов.

Например, в качестве ухода от уплаты налогов  можно рассматривать заработную плату в конвертах. По данным Высшей школы экономики, в больших и  иностранных компаниях этого  просто нет, так что основная доля зарплат в конвертах сейчас приходится на малый бизнес и составляет около 30%.  А сейчас когда, налоговая нагрузка на бизнес увеличилась с 26% до 34%, тенденция «серой» зарплаты ни куда не исчезнет, а наоборот будет разрастаться.  На пример, в США работодатель наполовину с работникам делит бремя социального налога, размер налога составляет в общей сложности 15,3 для обоих субъектов.  В добавлении к этому, в США уровень жизни намного выше и граждане страны понимают зачем они платят эти налоги, размеры пособий позволяют сохранять жизнедеятельность и активность. В России же на 2011 год минимальный размер — 850 рублей, максимальный размер пособия — 4900 рублей в месяц,  при прожиточном минимуме 6500 рублей. Налогоплательщики в России не понимают за что они должны платить государству налоги, при таких пособиях и пенсиях. К тому же нестабильность экономическая также подрывает доверие граждан к государственному аппарату. 

Таблица 1 – Поступление налоговых сборов и иных обязательных платежей в консолидированный  бюджет РФ млн. руб.4 

  Консолидированный  
бюджет
2006 2007 2008 2009
Всего 5432,4 6955,2 7948,9 6288,3
из него:        
налог на прибыль организаций 1670,5 2172,2 2513,0 1264,4
НДФЛ 929,9 1266,1 1665,6 1665,0
НДС 924,2 1390,4 998,4 1176,6
акцизы 253,3 289,9 314,7 327,4
из них на:        
автомобильный бензин 85,0 95,0 103,9 109,8
алкогольную продукцию 54,4 66,4 65,4 59,0
дизельное топливо 32,0 32,9 32,9 32,3
табачную продукцию 35,5 49,3 63,8 78,3
налоги на имущество 310,8 411,2 493,4 569,7
из них:        
земельный налог 45,4 68,9 80,2 95,2
транспортный налог 26,9 40,3 53,1 62,0
за пользование природными ресурсами 1187,2 1235,1 1742,6 1080,9
из них налог на добычу 
      полезных ископаемых
1162,3 1197,4 1708,0 1053,8
 

Самое большое поступление в бюджет в России приходится на налоги на добавленную  стоимость, то есть фактически этот налог  выплачивает конечный потребитель, так как стоимость НДС включается в стоимость товара.  Многие экономисты, в наше время говорят об изменении этого налога, либо вообще его ликвидации. Но вряд ли пока это возможно из-за большой его доли в структуре доходов бюджета. Но если тенденция поступления от налогов на прибыль организации сохранится, то возможно его уменьшение. Другим нюансом является то, что предприятие осуществившее инновации, как правило делает это для экономии прямых материальных затрат, следовательно при подсчёте НДС входящий НДС будет занчительно меньше и следовательно НДС к уплате в бюджет окажется большим, чем при прежней технологии. А это значит что увеличение НДС для таких предприятий должно компенсироваться уменьшением других налогов или полным освобождением. ( налоговые каникулы ) 5

На втором месте налоги за пользование природными ресурсами, это объясняется сырьёвой направленностью экономики нашей страны, но в 2008, 2007, 2006 поступление от налогов за пользование природными ресурсами было на первом месте. На мой взгляд, большие ставки на добычу полезных ископаемых вполне логичны, например для нефти они увеличились от 420 до 450 рулей с 2010 по 2011 год, так как эта отрасль не нуждается в стимулировании налогообложением.  Проследим за динамикой доходов от налога на прибыль организации. В 2009 году 1246,4 млрд рублей – 20% консолидированного бюджета, а в 2006 – 929,9 млрд рублей – 17% консолидированного бюджета.  Стоит отметить что за это время происходило изменение ставок налога: до 2009 года была 24%, затем снизилась с 1 января 2009 года до 20%. Несмотря на снижение ставки поступление существенно изменились в положительную сторону по налогу на прибыль в 2009 году. От 12% консолидированного бюджета до 18% поступлений. Можно это объяснить более лояльным отношением предпринимателям к налогу, если до этого было желание укрыть доходы, то со снижением налогов такое желание пропало.  Тем ни менее всё ещё теневой сектор экономики достаточно велик и есть ещё резерв увеличения сбора налога на прибыль. Введя например дифференцированный налог, микропредприятия будет выгоднее показывать свои доходы, нежели нарушать законодательство и подвергать себя риску. Из  4.823.304 предприятий,  зарегистрированных в административной части Статрегистра, 1.374. 000  это микропредприятия, то есть почти ¼ часть.  

Таблица 2 - Число малых предприятий (тыс. шт) 6 

  2007 2008 2009
1 Число  малых предприятий (на конец года), тыс. 1137,4 1347,7 1602,5
1.1В  том числе микропредприятия - 1065 1374
Число средних предприятий - 14,1 15,6
Оборот  предприятий малых (микро) , млрд. руб. 15468,9 18727,6 (8634,1) 16873,1 (12063,9)
Оборот  предприятий средних, млрд. рублей - 3105,2 3030,5

Информация о работе Влияние налоговой системы на развитие предпринимательства в России