Виды услуг в хозяйственном обороте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:35, реферат

Описание

В сфере обслуживания удовлетворяются постоянно растущие материальные и духовные потребности населения. Для осуществления этой деятельности нужна определенная материально-техническая база. В связи с этим предприятия сферы обслуживания вступают в правовые отношения с многочисленными партнерами по поставкам, аренде, подряду и пр. При реализации услуг непосредственно населению они вступают в договорные отношения с населением.

Работа состоит из  1 файл

Виды услуг в хозяйственном обороте.doc

— 32.00 Кб (Скачать документ)

      Виды  услуг в хозяйственном обороте.

    В  сфере обслуживания удовлетворяются  постоянно растущие материальные  и духовные потребности населения.  Для осуществления этой деятельности  нужна определенная материально-техническая  база. В связи с этим предприятия  сферы обслуживания вступают в правовые отношения с многочисленными партнерами по поставкам, аренде, подряду и пр. При реализации услуг непосредственно населению они вступают в договорные отношения с населением. Эти отношения выражаются в договорах купли-продажи, бытового подряда и других, регулируемых нормами гражданского права. Наконец, предприятия сферы обслуживания вступают в отношения с органами управления, регулирующими сферу обслуживания населения. В плане предпринимательского права нас интересуют первые и третьи отношения.

    Услуги — полезная деятельность, удовлетворяющая потребности пользователей услуг, не связанная с созданием вещи. Именно этот отличительный признак услуг положен в основу разграничения услуг и подрядных работ.

    В условиях рыночной экономики услуги обеспечивают функционирование инфраструктуры рынка (деятельность биржевых посредников, услуги связи, банковские и др.). В ряде случаев действия услугодателя можно квалифицировать как продолжение процесса производства в сфере обращения (например, комиссионер может осуществлять дополнительную маркировку товара при поставке его зарубежному партнеру, расфасовку в другую, более красочную упаковку, наклейку этикеток, сортировку и др.).

    Услуги - весьма разнообразны. Ими могут быть как фактические (хранение, кредит), так и юридические действия (деятельность поверенного, комиссионера, экспедитора).

    Деятельность по  предоставлению услуг — предпринимательская деятельность, преследующая цель — получение прибыли. Услугами могут пользоваться как юридические, так и физические лица.

    Услуги  различаются по предметно-отраслевому  признаку, особенностям применяемых  в профессиональной деятельности  приемов, способов, технических средств  (например, услуги предприятия связи,  финансовых посредников, кредитных учреждений).

    В  зависимости от связи со сферой  материального производства можно  выделить услуги, способствующие  производству товаров, пользующихся  спросом на рынке (маркетинг,  консалтинг), услуги по обеспечению  надлежащего технического уровня  производства (инжиниринг). Снабжению и сбыту продукции производителей способствует деятельность посредников, организаций связи, транспорта. Благодаря этой деятельности изготовитель получает необходимые для производства сырье и материалы, осуществляется доставка товаров покупателям, осуществляется обмен информацией. С помощью услуг банка предприятие получает причитающиеся ему средства за свою продукцию и рассчитывается с кредиторами, получает кредиты.

    В  свою очередь с учетом характера  совершаемых действий услуги подразделяются на соответствующие виды. Например, услуги связи по доставке почтовых отправлений и предоставление услуг электросвязи (обеспечение телефонной, телеграфной и иных видов электросвязи).

    В  зависимости от срока, связывающего  клиента с лицом, предоставляющим услуги, услуга может быть разовой. Услуги могут быть представлены в течение определенного договором периода времени. Реже встречаются бессрочные обязательства по оказанию услуг (телефонная связь), сохраняющиеся до отказа от услуг в порядке, предусмотренном договором.

    По  субъектному составу услуги следует  различать предпринимательские  (для предприятий, осуществляющих  предпринимательскую деятельность) и потребительские (для населения, для личных и иных бытовых потребностей).

    В  свою очередь предпринимательские  услуги могут быть облечены  в форму оперативно-хозяйственных  (горизонтальных) обязательств (складываются  между предприятиями — юридическими лицами), или внутрихозяйственных обязательств (например, отношения транспортного подразделения предприятия с другими его . хозрасчетными подразделениями).

    В  оперативно-хозяйственных обязательствах  услуга реализуется как товарная  продукция исполнителя и оплачивается клиентом. При этом затраты клиента на оказание услуг учитываются в составе себестоимости производимой продукции.

    Во  внутрихозяйственных обязательствах  расчеты за услуги могут производиться  через учреждения банков, если  подразделения предприятия обособлены, имеют счета в банке (филиалы, представительства), или организуются внутрихозяйственные расчеты на основе бухгалтерской документации предприятия посредством учета затрат и их возмещения одним подразделением предприятия другому.

    Отношения  по оказанию услуг регулируются Гражданским кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

    В  ГК РФ услугам посвящены несколько  глав с многочисленными статьями: бытовой подряд (ст. 730—739), банковский вклад (гл. 44), хранение (гл. 47.) и др.

    По  отдельным видам услуг имеются  специальные законы: например, Закон  «О банках и банковской деятельности»,  «О связи», «О товарных биржах  и биржевой торговле». В ряде  случаев постановлением Правительства  утверждены Положения и Правила.

   Не все услуги охвачены специальным законодательством. Поэтому зачастую приходится руководствоваться общими положениями об обязательствах ГК РФ и заключаемыми договорами.

    Помимо  правового регулирования отношений  сторон по оказанию услуг, государство  воздействует на деятельность исполнителей, осуществляя прямое государственное регулирование.

    Такое  вмешательство в предпринимательскую  деятельность осуществляется путем:

    1) лицензирования соответствующих видов деятельности;

    2) установления специальных квалификационных требований, предъявляемых к специалистам предприятий сферы услуг;

  3) государственной стандартизации и сертификации услуг;

    4) регулирования цен в установленных законом случаях и пределах, а также путем принятия мер антимонопольного характера к предприятиям-монополистам.

    Министерства и ведомства в  условиях перехода к рыночным  отношениям утратили свои властно-управленческие  функции по отношению к предприятиям. Да и государственных предприятий  в сфере услуг практически  не осталось, а частные предприятия (хозяйственные общества и товарищества) от опеки государства ушли и в ней не нуждаются. 

Информация о работе Виды услуг в хозяйственном обороте