Требования образовательного стандарта к подготовке экономистов-менеджеров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:15, реферат

Описание

Внутрифирменным планированием на различных отечественных предприятиях занимаются руководители всех уровней управления, инженеры-экономисты и специалисты-менеджеры разных категорий, а также основные и непосредственные исполнители-плановики соответствующих линейных подразделений и функциональных служб. На каждом предприятии уровень внутрихозяйственного планирования и финансовое состояние зависят не только от применяемых теоретических принципов, методологических положений, методических рекомендаций и нормативных материалов, но и главным образом от состава персонала, его экономических знаний и профессиональных умений, степени развития трудового потенциала и предпринимательских способностей и многих иных человеческих качеств.

Работа состоит из  1 файл

ТРЕБОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИСТО1.docx

— 16.87 Кб (Скачать документ)

      ТРЕБОВАНИЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К ПОДГОТОВКЕ ЭКОНОМИСТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ 

      Внутрифирменным планированием на различных отечественных  предприятиях занимаются руководители всех уровней управления, инженеры-экономисты и специалисты-менеджеры разных категорий, а также основные и  непосредственные исполнители-плановики  соответствующих линейных подразделений  и функциональных служб. На каждом предприятии  уровень внутрихозяйственного планирования и финансовое состояние зависят  не только от применяемых теоретических принципов, методологических положений, методических рекомендаций и нормативных материалов, но и главным образом от состава персонала, его экономических знаний и профессиональных умений, степени развития трудового потенциала и предпринимательских способностей и многих иных человеческих качеств.

      Современным белорусским предприятиям, как подтверждает наш опыт перехода к рыночным отношениям, нужны экономисты-менеджеры высокой профессиональной квалификации и новой творческой ориентации. Настоящий менеджер должен обладать не только глубокими теоретическими знаниями в области рыночной экономики, но и прочными практическими навыками в сфере своей трудовой деятельности, а главное — необходимыми предпринимательскими способностями и умениями рационально организовать производство товаров и услуг, эффективно использовать ограниченные производственные ресурсы, обеспечивать максимальную прибыль предприятию и растущие доходы всем работникам. Таким образом, каждый экономист-менеджер в процессе внутрифирменного планирования потребности тех или иных производственных ресурсов должен принимать выгодные для себя и своего предприятия альтернативные решения. [4].

      Выполняемые на большинстве предприятий и  фирм разнообразные виды деятельности персонала, производственные функции, или операции, как впервые предложил  А. Файоль, можно подразделить па шесть основных групп [12. С. 9]:

      - технические, в состав которых входит проектирование новой техники, ее производство, сборка и обслуживание;

      - коммерческие, связанные с маркетингом, закупками, продажей и обменом товаров;

      - финансовые, состоящие в привлечении инвестиций и использовании денежных средств;

      - страховые, заключающиеся в сохранении  имущества, основных фондов и  ресурсов;

      - учетные, предусматривающие калькуляцию издержек, бухгалтерский учет и отчетность;

      - административные, предполагающие руководство, предвидение, организацию, распорядительство, координацию и контроль.

      С учетом общих функций предприятия  и основных требований современного рынка любой менеджер должен иметь  необходимые профессиональные знания и практические умения в сфере  избранного вида производственной или  предпринимательской деятельности для выполнения следующих важнейших  работ:

      1) исследовать рынок и определять виды и объемы производства пользующихся высоким спросом товаров, работ и услуг;

      2) прогнозировать динамику спроса, предложения и уровень рыночных цен на выпускаемую продукцию с учетом изменения внутренней и внешней среды;

      3) создавать прогрессивные нормативы и нормы расхода ограниченных экономических ресурсов на производство продукции и услуг;

      4) разрабатывать краткосрочные цели  и стратегические планы развития  предприятия и его структурных  подразделений;

      5) выбирать оптимальные методы, формы и системы планирования, организации и управления производством в условиях свободных рыночных отношений и имеющихся ограничений ресурсов;

      6) составлять бизнес-планы производства  новых конкурентоспособных товаров  и определять их эффективность  и безубыточность;

      7) координировать работу персонала предприятия, привлекать способных сотрудников и предоставлять им необходимые полномочия и свободу в сфере их планово-экономической деятельности;

      8) проводить анализ и контроль результатов производственно-хозяйственной и планово-организационной деятельности и принимать оперативные решения по их улучшению;

      9) обосновывать важнейшие направления  научных исследований, осуществлять  своевременное обновление выпускаемой  продукции, развитие новых технологий  и форм организации производства и предпринимательства;

      10) составлять уставы и учредительные  договоры на открытие новых  малых и средних предприятий;

      11) осуществлять обоснование инвестиционных проектов, определять объемы и источники необходимых финансовых ресурсов;

      12) готовить аналитические записки и отчеты о финансово-экономическом состоянии предприятия и представлять высшему руководству письменные предложения о совершенствовании своей деятельности.

      Совокупность  личных качеств, профессиональных знаний и производственного опыта, характеризующих способность человека к экономической деятельности, представляет собой трудовой потенциал, или человеческий капитал. Уровень развития трудового потенциала человека определяется двумя основными компонентами: природными способностями и приобретенными знаниями. Основой человеческого капитала являются умственные и физические способности людей, их нравственные и интеллектуальные качества и другие личностные характеристики или компетенции человека. Еще Ф.У. Тейлор обращал внимание на тот факт, что трудно найти человека, который соединял бы в себе разнообразные познания и различные умственные и душевные качества, необходимые для выполнения всех обязанностей, возлагаемых на руководителей-менеджеров. Это видно из прилагаемого списка девяти качеств, требующихся от идеального человека [12. С. 274].

      Любой менеджер во всех своих решениях должен всегда руководствоваться экономическими и социальными требованиями, соображениями и целями. Поэтому главное в современном производственном менеджменте состоит в правильном выборе основных экономических целей и путей их осуществления, в наибольшей степени соответствующих интересам предприятия и его работников. На качество и результаты экономической деятельности, как заметил Р.Л. Акофф, оказывают влияние такие факторы, как отсутствие у менеджера необходимой информации, научных знаний, должного понимания вопроса, мудрости, не говоря уже о воображении [1. С. 29]. А. Маршалл также отмечал, что экономист должен обладать тремя великими интеллектуальными качествами — восприятием, воображением, здравомыслием, но больше всего ему необходимо воображение, чтобы он оказался в состоянии обнаружить те причины видимых явлений, которые отдалены или скрыты от глаз, и представить себе те последствия видимых причин, которые отдалены или не лежат на поверхности [10. С. 100]. В европейском бизнесе хорошим менеджером сейчас считается такой руководитель, который для своего предприятия не только создает новые рынки, но и своевременно реагирует на все рыночные изменения, а также сам активно меняет рынок [13. С. 20].

      В соответствии с образовательным  стандартом основными видами профессиональной деятельности экономистов-менеджеров на предприятиях в современных рыночных условиях являются организационно-управленческая, производственно-экономическая, планово-экономическая, социально-управленческая, проектно-экономическая, маркетинговая, предпринимательская, внешнеэкономическая и аналитическая. При соответствующей профессиональной адаптации многие менеджеры могут заниматься научно-исследовательской, финансово-хозяйственной, аудиторской, биржевой, преподавательской и другими видами деятельности.

      Таким образом, основные задачи внутрифирменного планирования заключаются в развитии теории и методологии рыночного планирования, совершенствовании методики и практики разработки планов на предприятиях, усилении взаимодействия функций планирования, организации и управления производством, повышения эффективности планирования, а также в освоении новых научных знаний и передовых практических постижений всеми экономистами-менеджерами и другими специалистами.

Информация о работе Требования образовательного стандарта к подготовке экономистов-менеджеров