Типология предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:31, курсовая работа

Описание

Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты предпринимательской деятельности
1.1. Сущность предпринимательства
1.2. Признаки и модели предпринимательства
2. Типология предпринимательства
2.1. Классификация предпринимательства
2.2. Типы и виды предпринимательской деятельности
3. Незаконное предпринимательство и лжепредпринимательство
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Типология предпринимательства.doc

— 492.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты предпринимательской деятельности

1.1. Сущность предпринимательства

1.2. Признаки и модели предпринимательства

2. Типология предпринимательства

2.1. Классификация предпринимательства

2.2. Типы и виды предпринимательской деятельности

3. Незаконное предпринимательство и лжепредпринимательство

Выводы и предложения

Список использованной литературы


Введение

Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.

В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая.

Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие «предпринимательство», менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории.

Согласно современному российскому законодательству предпринимательская деятельность (или предпринимательство) - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества - продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Однако и это определение не отличается полнотой.

Предпринимательство можно определять с различных позиций, таких как:

- деятельность, направленную на максимизацию прибыли;

- инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли;

- прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию;

- процесс организационной новации в целях извлечения прибыли;

- действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли;

- специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений.

Предпринимательство - это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. Тогда как бизнес - это репродуктивная деятельность в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов. Это осуществление или организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей.

Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно связаны с формами и видами предпринимательской деятельности. В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства.

Актуальность изучения типов и видов предпринимательской   обусловила выбор темы курсовой работы, цель которой – изучение типологии предпринимательства. Для достижения поставленной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты предпринимательской деятельности;

- изучить типологию предпринимательства;

- охарактеризовать незаконное предпринимательство и лжепредпринимательство.

 

 

 

1. Теоретические аспекты предпринимательской деятельности

1.1. Сущность предпринимательства

В условиях рыночной экономики важным моментом является развитие предпринимательства. Оно охватывает своим влиянием все ведущие страны мира и активно распространяется в России.

Понятие «предприниматель» появилось в XVIII в. и первоначально ассоциировалось с понятием «собственник». По мнению А. Смита, в лице предпринимателя соединяются «собственник» и «производитель». Однако такая совместимость имеет место только в мелкотоварном производстве. [22. С.212].

С развитием производительных сил и появлением кредита происходит отделение капитала-собственности от капитала-функции, что требует расширения трактовки понятия предпринимательства. Ж. Б. Сей отмечал, что предприниматель – это экономический агент, который комбинирует факторы производства с целью получения максимальных хозяйственных результатов.

Наиболее обстоятельно проблему предпринимательства исследовал Й. Шумпетер. В его работе «Теория экономического развития» (1912 г.) сформулированы важнейшие проблемы, связанные с требованиями, предъявляемыми к предпринимательской деятельности. Многие из них являются актуальными и в современных условиях.

Какие виды деятельности способствуют успеху предпринимательства? По мнению Й. Шумпетера, к ним прежде всего относится изготовление нового, неизвестного потребителям блага, предполагающее:

- освоение нового рынка сбыта;

- получение нового источника сбыта;

- проведение реорганизации, обеспечивающей конкурентоспособность производства.

В этой связи предлагаются, во-первых, пути реализации новых комбинаций, главными из которых называются конкуренция с имеющимися товарами, учет конъюнктуры; во-вторых, изыскание денежных средств (собственные доходы, получение кредитов, использование потребительских займов, привлечение банкиров, которые должны выступать производителями).

Какие требования предъявляются к предпринимателю?

Предприниматель – это хозяйствующий субъект, который осуществляет новые комбинации факторов. Предпринимателем может выступать не только «самостоятельный» хозяйствующий субъект, но и все те, кто выполняет эти функции. При этом право собственности на предприятие является несущественным признаком.

Предприниматель должен обладать инициативой, авторитетом, даром предвидения. Ж. Б. Сей считал, что функция предпринимателя состоит в том, чтобы соединять, комбинировать факторы производства.

Предприниматель, как правило, должен сочетать предпринимательские функции с деятельностью, связанной с повседневными обязанностями специалиста или технического руководителя. В этом отношении заслуживает внимания позиция А. Маршалла, который отождествлял предпринимательскую функцию с «менеджментом».

Специфическая деятельность предпринимателя выступает в виде разрешения трех пар противоположностей:

а) установление организационно-экономического равновесия между старым и новым, между сложившимся экономическим процессом и изменением сложившегося процесса;

б) при выборе пути развития следовать статичным или динамичным путем, вкладывать средства в развитие существующего производства или в расширение нового производства, поддерживать новые комбинации;

в) противоположность, связанная с поведением предпринимателя, которое определяется, с одной стороны, тем, что хозяйствующий субъект выступает как «просто хозяин», «обычный хозяйственник», с другой – как «предприниматель», в результате чего у него возникают дополнительные обязанности; предпринимателю приходится преодолевать собственный стереотип поведения и выполнять дополнительные функции, связанные с предпринимательской деятельностью.

В процессе предпринимательства приходится преодолевать немалые трудности:

а) трудности, связанные с выполнением поставленной задачи, когда отсутствуют необходимые данные для принятия решений и правил поведения; поэтому приходится делать экономические прогнозы поведения, опираясь на опыт и «чутье»;

б) трудности, связанные с переключением на новое; при этом индивиду необходимо преодолевать установившиеся привычки, для чего требуются дополнительные специфические усилия, которыми должен обладать предприниматель;

в) трудности, связанные с противодействием, которое оказывает социальная среда в виде правового и политического характера.

К типичным характеризующим предпринимателя как хозяйствующего субъекта чертам относятся следующие:

- внутренняя потребность в труде, которая выходит за рамки «состояния равновесия» при обеспечении определенных темпов развитая;

- труд предпринимателя отличается более высоким уровнем целеустремленности, настойчивости, новизны при принятии решений;

- стремление к использованию нововведений в процессе экономической состязательности;

- материальная выгода часто имеет второстепенное значение;

- определяющим моментом поведения предпринимателя является внутренняя удовлетворенность результатами своего труда.

В итоге можно сделать вывод, что в качестве предпринимателя может выступать не только собственник средств производства. Предпринимательская деятельность имеет место при выполнении обязанностей менеджера, организатора производства, т. е. во всех случаях, когда проявляется инициатива, необходим поиск нетрадиционных решений, масштабность при решении проблем, деловая хватка.

В условиях нашей страны к числу предпринимателей можно отнести в первую очередь представителей малого бизнеса, фермерских хозяйств. Предпринимательская инициатива может иметь место на средних и крупных предприятиях в условиях частной, акционерной и государственной форм собственности.

Рис. 1.1. Субъекты предпринимательской деятельности

Следовательно, субъектами предпринимательства могут выступать частные лица, которые организуют единоличные производства, семейные предприятия, руководители малых предприятий и фермерских хозяйств, руководители и организаторы производств государственных предприятий. Субъектами предпринимательства в определенной степени могут выступать соответствующие местные и государственные органы. В этом случае они выполняют функции организации бизнеса и контроля за исполнением его организационных функций. (Рис. 1.1.)

 

 

1.2. Признаки и модели предпринимательства

Предпринимательство всегда определенным образом организуется, принимает конкретные формы. Рассмотрим основные признаки предпринимательства как метода ведения хозяйства. (Рис. 1.2.).

Рис. 1.2. Признаки предпринимательской деятельности

К основным признакам относятся самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Предприниматель свободен в принятии решений, не запрещенных существующими правовыми нормами. Любой, кто имеет соответствующие желание и денежные средства, вправе организовать собственное производство (индивидуальное или коллективное), основанное на определенной форме собственности. Что, как и сколько производить, у кого покупать, кому и по какой цене продавать - все это предприниматель решает самостоятельно, исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры. Средства производства и рабочая сила приобретаются на рынке. [15. С.18-29].

С самостоятельностью неразрывно связан признак экономической заинтересованности. Движущий фактор предпринимательской деятельности - стремление к увеличению дохода. Ради этого и организуется дело, и расширяются его масштабы. Предприниматель, преследуя свои интересы, в то же время, в конечном счете, направляется к достижению общественных целей, работает на общество. Например, Билл Гейтс занялся производством программного обеспечения для персональных компьютеров вовсе не из благотворительных побуждений. Преследуя личную выгоду, он со своими единомышленниками создал программно-электронную империю, продукция которой наводнила весь мир и во многом определяет лицо нарождающейся информационной эпохи развития человечества в обозримой и более отдалённой перспективе.

Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска. В условиях острой конкурентной борьбы увеличивать прибыль за счет роста цен - нереально. Удержаться, способен только тот, у кого высокое качество продукции и относительно низкие издержки, а её модельный ряд постоянно обновляется. Для этого приходится все время думать о новой технологии, совершенствовать организацию производства и сбыт. Способность адекватно оценивать складывающуюся оперативную ситуацию и стратегические перспективы и принимать нестандартные решения всегда высоко ценилась в деловом мире.

В этой связи условно выделяют две модели предпринимательского поведения: классическую и инновационную. Отличительная особенность первой модели состоит в том, что бизнесмен стремится организовать свою деятельность с расчетом на максимальную отдачу от имеющихся в распоряжении компании или фирмы ресурсов. Ресурсоориентированный тип предпринимательского поведения соотносит решаемые задачи с наличными ресурсами и отдает предпочтение тем средствам достижения целей, которые обеспечивают наибольшую эффективность использования ресурсов. Вторая модель предпринимательства ориентирована не на имеющиеся ресурсы, а на возможности. Предприниматель может не иметь в достаточном количестве собственных ресурсов для достижения поставленной цели, поэтому он использует любые возможности для развития производства. В поисках альтернативных источников изучается внешняя среда. Привлекая собственные и внешние ресурсы, предприниматель отдает предпочтение наиболее выгодным вариантам развития производства.[7. C. 213]

Еще один характерный признак предпринимательства - хозяйственный риск и ответственность. Эти понятия неразрывно связаны друг с другом, хотя и не тождественны. Риск предполагает неопределенность, непредсказуемость. Даже при самых тщательных расчетах и прогнозах фактор непредсказуемости устранить невозможно. Риск не всегда поддается экономической оценке. Ответственность же конкретна, и ее можно достаточно точно выразить в соответствующих показателях. Поэтому предприниматель определяется как человек, который берет на себя риск решений, принятых по его личной инициативе. Это так. Во-первых, предприниматель дает жизнь лишь наиболее перспективным проектам. Экономика, в которой предпринимательская мотивация сильна, превосходит по возможностям экономического роста ту, где она снижена. Во-вторых, в рыночной среде любой экономический субъект действует в условиях неопределенности и в той или иной степени несет бремя риска. Поэтому предпринимателем оказывается просто «человек рискующий», азартный. В-третьих, предприниматель должен обладать высокой степенью деловитости и динамизма, умением соперничать. Взлеты и падения на этом пути неизбежны. В основе хозяйственного риска лежит соотношение между предлагаемыми и действительными затратами и результатами. Если цены производимых товаров не возмещают затрат, это значит, что либо предприниматель не сумел эффективно ориентировать свою деятельность, либо неблагополучно сложились предполагаемая им конъюнктура. Необходимость постоянного контроля за комбинацией условий производства держит предпринимателя в напряженном состоянии, и это напряжение он стремится передать всем участникам производства.

Информация о работе Типология предпринимательства