Теневая экономика в ресторанном бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:28, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие роли и значение бизнеса для экономики страны, а так же рассмотрение теневой экономики в ресторанном бизнесе настолько, насколько это возможно.
Среди задач, которые предстоит решить, можно выделить такие, как углублённое изучение таких понятий как предпринимательство и теневой бизнес, а так же, исходя из этого, выяснить, какую же роль играет бизнес для развития страны. Так же во второй главе говорится о роли ресторанного бизнеса и рыночных отношений в этой сфере.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Роль и значение бизнеса для развития страны…………………...……4
Понятие предпринимательства……………………………………………4
Теневой бизнес……………………………………………………………..6
Роль и значение бизнеса в обществе……………………………………..8
Глава II. Теневая экономика в ресторанном бизнесе………………………….12
2.1. Место и роль предприятия ресторанного бизнеса в современной экономике………………………………………………………………………...12
2.2. Рыночные отношения в сфере ресторанного бизнеса…………………….17

Заключение.……………………………………………………………………...22
Список использованной литературы…

Работа состоит из  1 файл

Теневая экономика в ресторанном бизнесе.docx

— 50.28 Кб (Скачать документ)

Лишь преодолев этот барьер осознания можно действительно  приблизиться к той роли, на которую  претендует бизнес-сообщество в нашей  стране: роли лидера, определяющего  качество жизни, и ответственного партнера в социальной сфере и в области  культуры, науки, искусства.

Ключевое место бизнеса  в жизни общества обусловлено  его функциями в общественном развитии. Прежде всего, это экономическая  функция: вне зависимости от общественного  уклада, политического режима и доминирующих религиозных взглядов, каждое общество способно существовать и успешно  развиваться лишь при условии  хозяйственной деятельности, обеспечивающей, как минимум, хотя бы воспроизводство  его потенциала, что предполагает эффективную деловую активность и управление ею.

Не менее важна политическая функция бизнеса и менеджмента. Политическая жизнь любого общества, в конечном счете, выражает столкновение, борьбу конкретных интересов, прежде всего  – экономических. Поэтому деловой  мир (крупные предприниматели, топменеджеры, средний и мелкий бизнес, объединенный в отраслевые или региональные союзы  и ассоциации) оказывает определяющее влияние на принятие политических решений; без их активного участия и  поддержки не обходится ни одна избирательная  кампания или формирование органов  власти. Тем самым бизнес оказывается  одним из решающих факторов формирования и развития гражданского общества.

В определенной степени деловой  мир выполняет по отношению к  обществу лидерскую функцию. Его  состояние, цели, характер и способы  осуществления деловой активности определяют состояние общественной жизни: общие настроения, жизненные  цели и т. д.

В этой связи можно говорить и о нравственной (этической) функции  бизнеса и менеджмента. Этика  деловых отношений играет исключительно  важную, если не определяющую роль в  динамике нравственной культуры общества. В отличие от национально-этнических традиций, религиозных ценностей и норм, аккумулирующих и сохраняющих общие духовные ориентиры нравственности, этика деловой активности оказывает решающее влияние на формирование нравственной культуры, выступая при этом своеобразным практическим ориентиром-образцом (трендом) для нравственной культуры других сфер общественной жизни. Культурально-духовные традиции, вне всякого сомнения, сказываются на национально- этнических особенностях деловой активности, но если они приходят в противоречие с нравственностью, реализующейся в практике деловых отношений, складывается «шизофреническая» ситуация.

Формируется двойная мораль, когда нормы, задаваемые семейным и  школьным воспитанием, оказываются  просто «словом», а эффективное «дело» строится на совершенно иных нормах и  ценностях. В конечном счете, всегда побеждает жизнь, а не слова, не подкрепленные  практикой и реальными результатами.

В свете всего сказанного становится очевидным, что в современном  обществе бизнес выполняет важнейшую  модернизационную, а точнее – инновационную  функцию, обеспечивая не только экономические  условия выживания и развития социума, но и реализацию новейших достижений мировой технической, научной и  гуманитарной мысли. Нельзя не признать, что переход традиционных обществ  и культур к современному производству, достижениям науки, техники, медицины, гражданскому обществу, демократическим  свободам, международному сотрудничеству и интеграции осуществлен именно с помощью и на основе реальной практики деловой активности.

Таким образом, можно признать, что деловой мир выступает  главным связующим звеном, обеспечивающим полноценную интеграцию общества, существование  и развитие социального партнерства. Не только политика, но и искусство, образование, наука, спорт в любой  стране и в любом обществе не могут  полноценно развиваться без поддержки  со стороны делового мира. Спонсорство, патронаж, благотворительность, лоббистская  деятельность – перечень форм социального  сотрудничества и партнерства можно  продолжать, но все они, в конечном счете, замыкаются на взаимодействие с  конкретными фирмами, корпорациями, финансовыми группами и отдельными предпринимателями.

Практика и теория эффективного бизнеса, менеджмента или корпоративного управления как эффективной технологии деловой активности – одно из важнейших  достижений цивилизационного опыта. Это  непрерывно совершенствующийся синтез теории и практики, анализа и интуиции, функциональных знаний и управленческих компетенций, способности плодотворно  вести дела с партнерами и клиентами  и поддерживать заинтересованность сотрудников в достижении целей  компании.

Бизнес как деловая  активность в условиях рыночной экономики  – одна из наиболее динамичных и  креативных форм человеческой деятельности. Также как творчество в живописи или поэзии, он опирается на некое  внутреннее движение. В бизнесе это  – идея, заложенная в тот или  иной проект, желание достичь определенных высот. В искусстве – вдохновение. Уже потом – умения, навыки, приобретенное  мастерство, и это становится (или  не становится) ремеслом. Однако отсутствие вдохновения мастерством не заменить. От этого возникают страдания, поиски, метания творческих натур. В бизнесе  дилетантство сразу бросается в  глаза. То, что в искусстве могут  назвать новой формой или поисками, в бизнесе чревато гораздо  более печальными последствиями, чем  неприятие со стороны критиков: возможное  банкротство, потеря репутации, личные трагедии людей. Знания, умения, и опыт в бизнесе чрезвычайно важны. Без них нет результата.

По реальным последствиям и по степени ответственности  за сделанное бизнес превосходит  искусство – он создает новые  формы общественной жизни. Бизнес одновременно притягателен и опасен. Это двигатель  социального развития и безнравственный  потребитель всего, созданного человечеством  за его многовековую историю. Он всеяден. Искусство, наука, религия – все  идет в ход. Словно живой организм, он развивается по тем же законам: дитя, подросток, взросление, угасание. Попытки реанимации, перерождение. Выход на новый уровень через  осознание себя, своей роли в обществе. Нам как обществу – в новом, недавнем качестве, на этом витке истории  – совсем немного лет. Российский бизнес – «подросток», со всеми вытекающими  из этого факта последствиями.

Сделано многое, но предстоит  еще больше. Для того чтобы, с одной  стороны, выйти на международный  конкурентоспособный уровень ведения  бизнеса, а, с другой – гармонизировать  ситуацию в нашей просторной и  многоликой стране, необходимы регулярные усилия по созданию реального социального  партнерства и качественного  менеджмента во всех сферах жизни.

Для максимальной эффективности  необязательно применять последние  изобретения человечества в данной области. Надо просто использовать наиболее подходящие к данному случаю.

Максимальная эффективность  – это соответствие методов и  усилий поставленным целям. Для того чтобы применять адекватные средства для решения поставленных задач, необходимо обладать достаточными для  этого знаниями или, по крайней мере, знать, у кого спросить.

Технология деловой активности (менеджмент) менялась и радикально, особенно за последнюю сотню лет. Это обстоятельство, к сожалению, не всегда учитывается в российском общественном мнении, живущем до сих  пор преимущественно представлениями  о бизнесе середины позапрошлого столетия, бывшего предметом анализа Маркса. Но именно в последовавший за этим период бизнес проделал серьезную и радикальную эволюцию. Сегодня на наших глазах происходит эволюция культуры российского бизнеса, и деловая активность становится мотором развития общества.

Поэтому для понимания  самой природы современного бизнеса, его роли и значения стоит хотя бы вкратце напомнить его общую  эволюцию, тенденции развития его  технологии. Без их понимания позиционирование российского бизнеса обречено на неадекватность, на вращение в кругу  застарелых идей и устаревших идеологических и нравственных стереотипов.

Так же, как живой организм, каждый бизнес проходит все стадии развития. Все они необходимы, и  результат каждого из этапов находит  свое реальное место в жизнедеятельности  компании. Бизнесу нужна сбалансированная жизнь, реальная основа для деятельности, импульс для движения вперед и  наполненность идеями для процветания. Однако все эти этапы наблюдаются  в России одновременно, и в этом состоит наша безусловная уникальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Теневая экономика в ресторанном бизнесе

2.1. Место и роль  предприятий ресторанного бизнеса  в современной экономике

Общественное питание  является динамично развивающейся  отраслью экономики. В связи с  тем, что она затрагивает интересы практически всего населения (как  проживающего на данной территории, так  и приезжих), общественное питание  быстро реагирует на потребности  рынка.

Потребитель результатов  деятельности предприятий ресторанного бизнеса – конкретный индивид. Общественное питание является отраслью социальной сферы, качество функционирования которой  во многом определяет не только уровень  удовлетворенного спроса совокупного  потребителя, но и характер решения  многих социальных проблем в рамках социальной политики государства.

Общественное питание  становится все более инвестиционно  привлекательным для зарубежных партнеров, заинтересованных в развитии ресторанного бизнеса в России.

В настоящее время большинство  предприятий сферы ресторанного бизнеса следует относить к многопрофильным  предприятиям, поскольку они удовлетворяют  не только базовые, физиологические  потребности посетителей, но и коммуникативные  потребности, потребности в проведении тех или иных форм досуга, а также  в получении определенных культурных благ.

На тех территориях, где  рыночная инфраструктура недостаточно развита и поэтому современные  логистические цепи в рамках поставки, переработки и хранении продуктов  питания отсутствуют, предприятия  ресторанного бизнеса налаживают прямые длительные хозяйственные связи  непосредственно с производителями  сельхозпродукции. Последние формируют  продовольственный комплекс.

В ситуациях же должного развития оптово-посреднического звена  и сети мелкооптовой торговли продовольственными товарами повышается роль торгово-сбытового  комплекса, состояние которого является важным индикатором качества функционирования рыночной инфраструктуры. В последние  десятилетия многие предприятия  ресторанного бизнеса включают в  содержание своей хозяйственной  деятельности культурно-развлекательные  программы, поставку определенного  вида культурно-досуговых услуг. В  то же время хозяйствующие субъекты общественного питания выступают  своего рода структурными подразделениями  крупных развлекательных комплексов, казино, клубов так называемой «досугово-развлекательной» специализации. Поэтому в этом контексте  речь идет о взаимодействии сферы  ресторанного бизнеса с культурно-развлекательным  комплексом.

Важной составляющей хозяйственной  деятельности предприятий ресторанного бизнеса следует рассматривать  некоммерческую деятельность, в рамках которой предприятия выступают  организаторами некоммерческих акций, спонсорами, благотворителями и т.п. Речь идет о предоставлении услуг  общественного питания на бесплатной основе или на условиях оплаты этих услуг по социально низким ценам. Пользователями такого рода услуг в  рамках социального туризма являются социально незащищенные группы потребителей, в том числе не проживающие  в соответствующем месте. Сфера  ресторанного бизнеса тесно взаимодействует  с лечебно-оздоровительным (рекреационным) комплексом. Пропаганда и реализация на практике идеи здорового образа жизни предполагают организацию  диетического питания, «специальных столов»  для посетителей, страдающих теми или  иными формами заболеваний, вегетарианского  питания и т.п.

Услуги предприятий общественного  питания формируют соответствующий  спрос в рамках широкой туристской инфраструктуры. Ресторанный бизнес тесно взаимодействует с туристско-экскурсионным  комплексом и одновременно выступает  важным фактором формирования туров. При  этом речь идет о туристах, пользующихся услугами общественного питания.

Сфера ресторанного бизнеса  содействует развитию въездного  туризма в соответствующем регионе. Это, в свою очередь, создает условия  для комплексного территориального развития посредством эффекта мультипликатора  через повышение деловой активности региона и его инвестиционной привлекательности. Создавая в отрасли  новые рабочие места, расширяя туристскую инфраструктуру и повышая эффективность  ее функционирования, ресторанный бизнес решает как экономические, так и  социальные функции.

Таким образом, современные  предприятия ресторанного бизнеса  могут тесно взаимодействовать  с различными отраслевыми комплексами: продовольственным, торгово-сбытовым, туристско-экскурсионным, рекреационным, культурно-развлекательным, комплексом социальной защиты населения.

Следует иметь в виду, что сфера ресторанного бизнеса  является составной частью сферы  общественного питания и не относится  к семейному (личному) питанию. Как  только семейное питание выходит  за рамки функционирующего одного домохозяйства, оно трансформируется в общественное питание.

В то же время ресторанный  бизнес может выполнять функции  как коллективно организованного  питания, так и индивидуально  организованного питания. Под коллективно  организованным питанием понимается обслуживание сферой ресторанного бизнеса широких  социальных слоев потребителей, которые имеют общее место потребления других услуг или (и) коллективно выполняют строго определенные социальные функции. К субъектам коллективно организованного питания относятся предприятия сферы ресторанного бизнеса, функционирующие в учреждениях: лечебно-оздоровительных, туристско-спортивных, культуры и искусства, воспитания и образования, средств массовой информации и т.п.

Информация о работе Теневая экономика в ресторанном бизнесе