Сущность предпринимательства как социальной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 23:14, контрольная работа

Описание

Цель моей контрольной работы изучить социальную среду бизнеса и предпринимательства.
В соответствии с целью работы можно рассмотреть задачи работы:
-Рассмотреть бизнес как социальная среда
-Рассмотреть сущность предпринимательства как социальной среды

Содержание

Введение………………………………………………………….. 2
1.Сущность бизнеса……………………………………………… 3
2.Сущность предпринимательства как социальной среды……. 11
Заключение……………………………………………………….. 16
Список источников и литературы………………………………. 18

Работа состоит из  1 файл

Микроэкономика 2.docx

— 39.20 Кб (Скачать документ)

                                                 Содержание

Введение………………………………………………………….. 2

1.Сущность бизнеса……………………………………………… 3

2.Сущность предпринимательства как социальной среды……. 11

Заключение……………………………………………………….. 16

Список источников и литературы………………………………. 18

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Введение

       Рыночная  экономика характеризуется как  система основанная на частной  собственности , свободе выбора , и конкуренции , она опирается на личные интересы , ограничивает роль правительства.

        Два слова “предпринимательство” и “рынок” связаны с неразрывными узами. Самое краткое и емкое определение рыночной экономики звучит просто :”Экономика свободного предпринимательства”.Рыночная, капиталистическая экономика всегда характеризовались как мир бизнеса. А бизнес и предпринимательство - по сути одно и то же. Переход российской как и любой другой экономики к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономики вообще и о рыночной экономике в частности,  неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности.

         Цель моей контрольной работы  изучить социальную среду бизнеса  и предпринимательства.

В соответствии с целью  работы можно рассмотреть задачи работы:

-Рассмотреть бизнес как  социальная среда

-Рассмотреть сущность  предпринимательства как социальной  среды

                         

 

 

 

                

 

 

 

 

 

                  Бизнес как социальная среда 
         Возникая в ходе общественной практики, социальные институты образуются через повторение и оценку приемлемых образцов поведения, которые постепенно превращаются в стандартизированные обычаи и привычки. Например, банки, как элементы института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег. Для того чтобы в обществе устоялась банковская система, необходимо было пройти ряд этапов удовлетворения потребностей пользователей этой системой. В частности, у людей должны были появиться накопления и необходимость в их сохранении и преумножении. Эти люди должны были объединиться, сформулировать общие цели, определенные правила и нормы взаимоотношений владельцев денег и банкиров и затем в реальном взаимодействии через практические пробы и ошибки постепенно выработать процедуры работы банков, основанные на нормах и правилах. Через практическое применение норм, правил и процедур работы банков и утверждение системы санкций для их поддержания создавалась система статусов и ролей, обеспечивающая функционирование банка как социального института. 
          Этот процесс закономерен, поскольку люди всегда стремятся институализировать свои отношения, связанные с актуальными потребностями. Например, в ситуации ограниченных ресурсов, когда продажа товаров или услуг среди большого количества людей практически всегда порождает потребность в справедливом порядке их распределения. Первыми претендуют на получение своего те, кто раньше пришел, что приводит к возникновению очереди. Если при этом происходит закрепление определенных ролей (распорядитель очереди, контролер и т.п.), создание четкой системы статусов и ролей, то может возникнуть специфический институт очереди для получения материальных благ. В этом случае социальные связи будут иметь полный институциональный статус. Если же образцы поведения, роли и статусы в очереди не получили должного социального одобрения, то институт не разовьется и постепенно исчезнет. 
          В бизнесе, как и любом другим социальном институте, существуют институциональные роли, в которых отражается наиболее постоянная совокупность поведенческих ожиданий, отступление от которой неблагоприятно сказывается на результатах деятельности. Например, воровство, несмотря на его широкое распространение в жизни людей, тем не менее, всегда воспринимается как нарушение социальных норм и общественно значимых ролей, поэтому порицается и наказывается. Более того, оно несет угрозу самому существованию бизнеса. Если человек пришел в бизнес и пытается наладить дело без учета ролевых ожиданий, вероятнее всего он вряд ли сможет занять достойное место в этом деле. При всем разнообразии ролей в бизнесе, от бизнесмена ожидается способность заниматься деятельностью, направленной на получение прибыли, а именно приращивать вложенные в товары и услуги деньги через коммерческие операции (Емельянов, Поварницына, 1998).  
         Институциональные роли носят достаточно постоянный характер, что необходимо учитывать в психологической работе с бизнесменами. Так, многие люди, которые начинают вести бизнес, включают в совместную деятельность своих близких, друзей и стараются при этом сохранить с ними свои прежние отношения. Опыт многих компаний показывает, что это не всегда приводит к успеху, потому что для роли организатора и руководителя бизнеса нужны совсем другие качества, чем родство. Хотя это не исключает, что благодаря этому качеству усиливается мотивация достижения и меняется характер отношений субъектов бизнеса. 
         Эти роли определяют многие особенности личности и поведения человека в процессе самоопределения. В бизнесе есть «вечные» ролевые противоборства, такие как производитель, которому нужно продать всю продукцию, и заказчик, которому необходимо проверить годность продукции; продавец, который должен продать товар и получить прибыль, и покупатель, который хочет приобрести товар и сэкономить свои деньги и т.п. Это пример столкновения институциональных ролей, понимание которых позволяет индивиду, занимающемуся бизнесом четче выстраивать свои отношения с другими людьми, более эффективно предвосхищать их поступки. Представления о своих ролях концентрируются в идентичности личности. 
         Для выполнения своих функций социальный институт должен учитывать способности различных функционеров, формировать стандарты поведения, соблюдать верность основным принципам, развивать взаимодействие с другими институтами. В соответствии с этим бизнес как социальный институт: 
-вырабатывает общественные ценности, т.е. разделяемые бизнес-сообществом идеи и цели;

-продуцирует общественные процедуры, т.е. стандартные способы, образцы поведения индивидуальных представителей бизнеса и бизнес-групп;

-опирается на систему определенных социальных связей, т.е. переплетающихся между собой ролей и статусов, посредством которых осуществляется и удерживается в определенных рамках поведение индивида и группы в бизнесе. Например, для успешной реализации задач продвижения товаров и услуг на рынки бизнесмены и бизнес-организация должны опираться на сложившиеся в культуре ценности (отношение к собственности, качество жизни и продукции, отношение к потребителям, партнерское взаимодействие и т.п.), реализовывать конкретные процедуры (организация обратной связи с потребителями, партнерские правила и обязательств, забота о престиже и т.п.), включаться в сложное переплетение ролей и статусов (производитель, продавец, покупатель, рекламодатель и т.д.).  Учитывая вышесказанное, можно отметить ряд важных критериев анализа уровня развития бизнеса как социального института: стандарты и нормы поведения (производительность, экономичность, производство прибыли); собственная символика (название, торговый знак, марка фирмы, страница в Интернете); материальные объекты (офис, оборудование, магазин, фабрика, спецодежда, бланки, папки); формальный кодекс, поддерживающий институциональные роли (контракты, договора, лицензии, слово чести); основополагающие убеждения, идеология (право собственности, интернациональный характер бизнеса, свободная торговля, право на труд, роль денег в обществе, принципы бизнес-отношений). 
           Все эти признаков выступают в качестве средств формирования организационной идентичности. Они составляют те внешние объекты, которые воспринимаются субъектом, превращаются в образы, формирующие часть психического содержания и его структуру (Ван Дик, 2006, с. 83). Это учитывает, например, в управлении человеческими ресурсами. Психологически важно различать мероприятия, с помощью которых можно повлиять на идентификацию сотрудников, и мероприятия, которые направлены на идентичность организации (Ван Дик, 2006). 
          Процесс формирования организационной идентичности у сотрудников бизнес-организации во многом связан с уровнем развития бизнеса как социального института. Развитые институты характеризуются полным набором признаков. Бизнес в целом относится к числу таких развитых общественных институтов, но отдельные его структуры (компании, предприятия и т.п.) могут и не выходить на институциональный уровень. Благодаря этим признакам бизнес существует как некоторая целостность, которую можно распознать среди других общественных структур. По отдельным признакам института можно в определенной степени составить представление о нем как о целостной структуре. Например, образ фирмы можно представить себе из ее названия, главного офиса или страницы в Интернете. 
        Как социальный институт бизнес возникает и функционирует, удовлетворяя те или иные потребности людей. Так сложилось, что в каждом обществе существует потребность в большом количестве разнообразных товаров и услуг, необходимых как для полноценной жизни людей, так и развития общества в целом. При этом бизнес обеспечивает функционирование многих других институтов, таких как семья, школа, государство, религия. Например, благополучная жизнь семьи невозможна без удовлетворения целого спектра материальных и духовных потребностей, обеспечение которых напрямую зависит от сложившейся системы бизнес- отношений в обществе. Банальная проблема отдыха семьи, даже самого доступного, например, выезд за город, выход в кино, может разрешаться по-разному в зависимости от предлагаемого бизнесом спектра услуг в этой сфере. Поэтому психологический анализ бизнеса может включать в себя как выявление общественных потребностей, которые им удовлетворяются, так и последствий для индивидов и групп конкретных бизнес предложений. 
        Бизнес относится к разряду тех институтов, которые возникли в ответ на непреходящие потребности и которые характеризуют жизнь развитых обществ: семья, политика, бизнес, образование, религия, наука, медицина, средства массовой информации и т.д. Условием развития и успешности бизнеса является широкое взаимодействие со всеми социальными институтами. Например, производство товаров потребления и услуг учитывает демографическую ситуацию, традиции семей, специфику деятельности учреждений образования и культуры. 
          Важно подчеркнуть, что бизнес включает в себя множество групп и ассоциаций. Он определяется в конечном счете потребностями людей, но также и сам формирует нормы, социальные структуры, взаимосвязи между людьми. Реализуясь через людей, которые используют сложившиеся нормы, процедуры на практике и организуют группы и ассоциации, бизнес вырабатывает соответствующие институциональное нормы и правила поведения для групп и ассоциаций его осуществляющих. Бизнес-деятельность осуществляется людьми, которые организованы в группы и ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями отдельных социальных групп или общества в целом. В этом смысле бизнес поддерживает определенные социальные структуры и порядок в обществе и оказывает влияние на общественные процессы. 
        Рассмотрение бизнеса как социального института помогает психологам глубже понять многие явления в бизнесе, такие как границы индивидуальных различий или природы конфликтов, ценности и нормы сложившейся культуры бизнес-отношений и т.д. Это все можно учитывать в организационном консультировании, работе с руководителями и персоналом, тренингах делового этикета и общения и т.д. 
          Социальные институты представляют собой сложные образования, которые включают в себя комплекс взаимосвязанных и порой противоречивых сил, действий, тенденций (Фролов, 2002). Любой конкретный бизнес должен учитывать способности своих функционеров, вырабатывать основные принципы, стандарты норм и поведения, развивать взаимодействие с другими структурами и социальными институтами. Поэтому сходные методы используются в совершенно различных между собой институтах для достижения разных целей.  
           Как писал Т. Веблен, производство предметов потребления связано с целым комплексом потребностей. Например, продукты питания необходимы, прежде всего, на удовлетворение чувства голода, но было бы наивно думать, что люди едят черную икру только потому, что хотят утолить голод. Аналогично они покупают роскошную машину не потому, что хотят приобрести хорошее транспортное средство. Эти вещи приобретаются чаще всего именно ради удовлетворения потребности в повышении собственного престижа. В этом заключается латентная функция производства предметов потребления, что делает очень сложным анализ действий института бизнеса, в частности, его деятельности, задач, условий функционирования (Веблен, 1984). 
К основным явным функциям бизнеса как социального института относятся: 
А) Закрепление и воспроизводство системы правил и норм поведения представителей бизнеса. Эта функция реализуется через систему выработанных стандартов поведения членов бизнес- организаций, определенной культуры отношений, а также через соответствующий социальный контроль, что делает поведение представителей бизнеса более предсказуемым. Социальный контроль позволяет поддерживать стабильность этих структур, предотвращает хаос и стихийное перераспределение ресурсов. 
А) Регулирование взаимоотношений между членами общества. Бизнес пронизывает все сферы жизни человека и тем самым влияет на культурную жизнь и деятельность людей. Благодаря этому каждый человек в определенном обществе выполняет ролевые требования- ожидания, знает, чего ждать от окружающих людей, что необходимо для совместной деятельности. 
Б) Интеграция, т.е. сплочение, увеличение взаимозависимости членов бизнес сообщества. Это одна из основных функций, обеспечивающая выживание любого бизнеса путем координирования усилий сотрудников и подразделений, осуществления власти, развития структуры. Благодаря наличию сложившихся правил, санкций, систем ролей бизнес обеспечивает интеграцию людей, упорядочивает систему взаимодействия, способствует развитию персональных и групповых контактов. Поэтому развитый бизнес приводит к повышению устойчивости и целостности социальных организаций.  
В) Передача бизнес-опыта. В каждой стране существует своеобразный кодекс чести бизнесмена, традиции торговли, производства, обслуживания, которые передаются из поколения в поколение, а также позволяют обеспечивать приток новых людей в бизнес. Способ передачи этого опыта, с одной стороны, обусловлен кросс-культурными различиями, с другой, самой сутью бизнеса. Поэтому есть сходные и отличные черты реализации этой функции в различных странах.  
Г) Распространение и контроль информации. Каждая бизнес- организация нуждается в распространении информации внутри института бизнеса, что необходимо для управления и контроля за соблюдением правил и норм данной организацией, а также возможностью конкурентного взаимодействия с другими организациями. Кроме того она нуждается во взаимодействии с другими институтами, которые могут выступать потребителями продукции и услуг, рекламодателями, потенциальными партнерами и т.д. Возможности бизнеса передавать информацию ограничены по сравнению со средствами массовой информации или образованием. Но в то же время бизнес может использовать много различных вариантов взаимодействия для передачи необходимой информации в обществе.

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Сущность предпринимательства как социальной среды

      Предпринимательство - это особый новаторский, антибюрократический стиль хозяйственного поведения руководителя, в основе которого лежит творческий поиск новых возможностей хозяйствования, умение привлекать и использовать в условиях конкуренции ресурсы из самых разнообразных источников. Предпринимательство означает персональную экономическую, а не коллективную и весьма расплывчатую административную ответственность за результаты работы.

    Социальная  среда предпринимательства включает  в себя: демографические факторы, стиль жизни, привычки и ценности, этические и религиозные основы общества, а также социально-экономические классы.

Эмпирическое понятие  предпринимательства - осуществление  не репродуктивной (повторяющейся), а  продуктивной экономической деятельности, освоение новых рынков, новых товаров  и услуг, новых финансовых и материальных ресурсов, организационных новшеств.

Как социально-экономическое  явление предпринимательство включает в себя весь спектр общественных отношений. Здесь представлены и юридические, и психологические, и исторические моменты. Однако предпринимательская  деятельность тесно связана с  экономическими условиями жизнедеятельности.

      В экономическом отношении предпринимательство содержит в себе различные стороны хозяйственной деятельности. Его можно рассматривать с трех точек зрения: как экономическое отношение, как метод хозяйствования и как тип экономического мышления. Каждая из этих составляющих обладает качественными особенностями.

Определим субъекты и объекты  предпринимательских отношений. Субъектами предпринимательства могут быть различные участники экономической  деятельности:

Частные лица в единоличных (индивидуальных) и семейных предприятиях;

Группы людей, связанные  между собой договорными обязательствами  и экономическими интересами в партнерствах, кооперативах, акционерных обществах  и т. д.

          В отдельных случаях субъектом предпринимательства выступает государство в лице его экономических организаций. Но в ряде стран предпринимательская деятельность государственных служащих запрещена.

Следовательно, можно сказать, что существуют три формы предпринимательства: частная, коллективная и государственная.

Объектом предпринимательства  является определенная деятельность. Ее особенность состоит в том, что результаты предпринимательства  материализуются в производимой продукции (услугах), а также в  соответствующем доходе. Величина дохода зависит от того, как предприниматель  организовал деятельность, учел всю  совокупность фактов. Степень организации  деятельности зависит от характера  комбинации различных ресурсов. На начальном этапе она необходима для оценки возможности заниматься бизнесом в определенной сфере. В  дальнейшем осуществление новых  комбинаций по существу становится главным  делом предпринимателя. Последнее, согласно Шумпетеру, охватывают:

Изготовление нового блага  или создание нового качества того или иного блага;

Освоение нового рынка  сбыта;

Внедрение нового метода производства;

Получение нового источника  сырья или полуфабрикатов;

Проведение соответствующей  реорганизации.

Постоянный поиск новых  способов комбинации ресурсов отличает предпринимателя от обычного хозяйственника. Таким образом, объектом предпринимательства, в реальной действительности является осуществление комбинаций ресурсов.

Собственно процесс предпринимательства  состоит из следующих стадий:

Поиск новой идеи и ее оценка;

Составление бизнес-плана;

Поиск необходимых ресурсов;

Управление созданным  предприятием.

Одна из самых сложных  задач предпринимателя - поиск новых  идей (от нового промышленного продукта до новой организационной структуры) и их реализации. Предпринимательство всегда определенным образом организуется, принимает конкретные формы.

       Предпринимательство немыслимо без новаторства, творческого поиска. В условиях острой конкурентной борьбы нет оснований рассчитывать на то, чтобы, ничего не меняя, увеличивать прибыль за счет роста цен. Удержаться, способен только тот, у кого высокое качество продукции и постоянно обновляются ее модели, относительно низкие издержки. Для этого приходиться все время думать о новой технологии, совершенствовать организацию производства и сбыт. Способность к принятию нестандартных решений, к творческой оценки ситуации всегда высоко ценилась в деловом мире.

          В этой связи условно выделяют две модели предпринимательского поведения: классическую и инновационную. Отличительная особенность первой модели состоит в том, что бизнесмен стремиться организовать свою деятельность с расчетом на максимальную отдачу от имеющихся в расположении компании или фирмы ресурсов. Ресурсоориентированный тип предпринимательского поведения соотносит решаемые задачи с наличными ресурсами и отдает предпочтение тем средствам достижения целей, которые обеспечивают наибольшую эффективность использования ресурсов. Вторая модель предпринимательства ориентированна не на имеющиеся ресурсы, а на возможности. Предприниматель может не иметь в достаточном количестве собственных ресурсов для достижения поставленной цели. Поэтому он использует любые возможности для развития производства. В поисках альтернативных источников изучается внешняя среда. Привлекая собственные и внешние ресурсы, предприниматель отдает предпочтение наиболее выгодным вариантам развития производства.

         Еще один характерный признак предпринимательства - хозяйственный риск и ответственность. Эти понятия неразрывно связаны друг с другом, хотя и не тождественны. Риск предполагает неопределенность, непредсказуемость. Даже при самых тщательных расчетах и прогнозах фактор непредсказуемости устранить невозможно. Риск не всегда поддается экономической оценке. Ответственность же конкретна и ее можно достаточно точно выразить в соответствующих показателях. Поэтому предприниматель определяется как человек, который берет на себя риск решений, принятых по его личной инициативе. Несомненно, это так. Но, во-первых, риск характеризует содержание деятельности предпринимателя с вешней стороны, не затрагивая и не определяя содержания его решения. Существенно с точки зрения его деятельности лишь то, что риск и неопределенность придают дополнительную жесткость мотивации этой деятельности. Это обуславливает строгость и жесткость в отборе экономических проектов. В то же время это оправдывает компенсацию риска в затратах предпринимателя. Жесткость в оценке проектов имеет важный и общеэкономический результат - предприниматель дает жизнь лишь наиболее перспективным проектам, по крайней мере он ориентирован в принятии решений прежде всего на наиболее перспективные из них. Несомненно, потому что экономика, в которой предпринимательская мотивация сильна, превосходит по возможностям экономического роста ту, где она снижена. Во-вторых, в рыночной среде любой экономический субъект действует в условиях неопределенности и так или иначе несет бремя риска. Поэтому предпринимателем оказывается просто “человек рискующий”, азартный.

Кроме того, предприниматель  должен обладать высокой степенью деловитости  и динамизма, умением соперничать. Взлеты и падения на этом пути неизбежны. В основе хозяйственного риска лежит  соотношение между предлагаемыми  и действительными затратами  и результатами. Если цены производимых товаров не возмещают затрат, это значит, что либо предприниматель не сумел эффективно ориентировать свою деятельность, либо неблагополучно сложились предвидимая им конъюнктура. Необходимость постоянного контроля за комбинацией условий производства держат предпринимателя в напряженном состоянии, и это напряжение он стремиться передать всем участникам производства.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Заключение

      В заключении  я подведу итоги проделанной  мной работы по изучению данной  темы.

      В заключении можно сказать, что бизнес и предпринимательство понятия очень близкие, причем все виды предпринимательства связаны между собой весьма тесным образом, так что, занимаясь одним видом, поневоле или по интересу приходится в какой-то степени касаться и других. Ведь за производственным предпринимательством обычно следует торговое, ибо надо продать или обменять произведенный товар. Производство и продажа связаны с финансовыми операциями, требуют денежных средств, так что к производственному и торговому предпринимательству тесно примыкает финансовое. Иногда даже в одном предпринимателе сочетаются, сплетаются воедино производственник, торговец, финансист. Все виды бизнеса связаны и пронизывают друг друга.

       Несколько особняком стоит посредническое предпринимательство в том смысле, что хотя оно вплетается во все другие иды предпринимательства, сам посредник обычно не выступа-т одновременно в образе бизнесмена-производителя, торговца, финансиста, а посредничает между ними, выполняя роль связующего эвена. Однако и посредническое и страховое предпринимательство вполне могут быть названы производством и предоставлением услуг. Каким бы ни было предпринимательство по своему виду, оно должно содержать в себе элементы новаторства, творчества, собственного почерка предпринимателя, поиска индивидуальных подходов. В любом виде деятельности бизнесмен ищет та кое сочетание факторов и способов действий, которое призвано принести лучший результат, дать весомый эффект. Чтобы найти необходимую комбинацию, предприниматель должен обладать свободой поиска и экономического маневрирования и в то же время знать и представлять особенности разных видов бизнеса, возможности их соединения в рамках одной операции. Чаще всего активный предприниматель тяготеет к тому, чтобы внести своеобразие в известные виды бизнеса, сочетая их между собой нетривиальным, оригинальным способом. Поступая таким образом, предприниматель способен комбинировать производство, торговлю, финансовые дела, посредничество, страхование, благодаря чему возникают новые интегрированные, комплексные виды бизнеса.

Информация о работе Сущность предпринимательства как социальной среды