Сущность предпринимательства и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 16:56, реферат

Описание

Следует отметить, что в посткоммунистической России предпринимательство было развито слабо. Отсутствие собственного практического опыта предпринимательства заставляет заимствовать западный. Но попытки слепо копировать Запад во всем, что необходимо для развития рынка, не приведут к положительному результату. Необходимо приспособление, адаптация известных рыночных структур и институтов к своеобразным российским условиям. Скорее всего, следует ожидать, что период, на протяжении которого новое поколение российских предпринимателей методом проб и ошибок будет осваивать практическую философию бизнеса, окажется длительным.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 43.69 Кб (Скачать документ)

Предприниматель вначале  избирает вид производственной деятельности, т.е. намечает, какие именно товары, работы, услуги он намерен производить.

Затем он вступает в контакт  с потенциальными потребителями, покупателями товаров либо представляющими их интересы закупочными, торговыми организациями  в целях выявления потребности  в товаре и спроса на него. Иначе  говоря, предпринимательство включает маркетинговую деятельность.

Эта первая фаза сделки получает юридическое оформление в виде договора между предпринимателем и будущим  покупателем товара, хотя заключение подобного контракта не всегда имеет  место. В ряде случаев предприниматель  начинает осуществление сделки в  одностороннем порядке, не имея формального  договора с другой стороной, выступающей  затем в роли покупателя и потребителя  товара. Предпринимательский риск в  этом случае существенно повышается.

Для осуществления производства предприниматель должен иметь в  своем распоряжении (либо приобрести) факторы производства, к которым  относятся: рабочая сила, производственные фонды, материалы, информация. Частично факторы производства могут изначально принадлежать предпринимателю, например, собственная рабочая сила, заранее  накопленные производственные ресурсы  в виде орудий труда, материалов, информации. Недостающие факторы производства предприниматель вынужден приобретать  до начала или в самом процессе осуществления предпринимательской  деятельности.

В стандартном случае предприниматель  приобретает отсутствующие у  него факторы производства путем  найма рабочей силы, покупки производственных фондов, материалов, информации за деньги. Однако не исключаются, а в условиях наличествующих в нашей стране тотального дефицита и глубокой инфляции все чаще встречаются случаи приобретения предпринимателями факторов производства не за денежную, а за натуральную плату. В подобных условиях производственная предпринимательская сделка пронизывается побочными сопутствующими бартерными сделками.

Наряду с упомянутыми  выше факторами производства предпринимателю  для осуществления намеченной им деятельности могут понадобиться работы и услуги (строительные работы, транспортные, информационные и интеллектуальные услуги), которые он не способен выполнить  своими силами и потому вынужден привлекать сторонние организации и лица. Естественно, что такие услуги потребуют  денежной оплаты со стороны предпринимателя  или иных форм их компенсации.

Оказывающие услуги предпринимателю  сторонние организации и лица становятся в ряде случаев посредниками между предпринимателем и потребителем и тем самым агентами посреднического  предпринимательства, сопутствующего сделке.

Как видно из изложенного, осуществление предпринимательской сделки неизбежным образом связано с денежными затратами (Дз), которые можно определить следующим образом:

Дз = Др + Дм + Дс + Ди + Ду,

где Др - денежные средства, необходимые для оплаты наемных работников; 
Дм - денежная оплата стоимости приобретаемых материалов, сырья, энергии, полуфабрикатов; 
Дс - денежные фонды, связанные с использованием основных фондов, средств труда, сооружений, помещений; 
Ди - денежная оплата приобретаемой предпринимателем информации; 
Ду - оплата услуг сторонних организаций и лиц.

Косвенным участникам производственно-предпринимательской  деятельности являются государственные, местные финансовые opганы, налоговая инспекция. Они выполняют практически чисто фискальную функцию, изымая у предпринимателя налоги, обязательные платежи, отчисления, а иногда и пошлину, штрафы в общей сумме. Однако в отдельных случаях в порядке содействия предпринимательству органы государственной власти могут предоставлять предпринимателям денежные субсидии, а также некоторые виды производственных ресурсов за определенную плату или бесплатно.

Результатом производственно-предпринимательской  акции и соответствующей ей сделки является реализация покупателю, потребителю  определенного объема произведенных  производителем товаров с получением за них денежной выручки.

Обмен товара на деньги представляет собой торговую, товарно-денежную, коммерческую процедуру. Это относительно самостоятельная  сбытовая сделка, неизбежно сопровождающая производственное предпринимательство (за исключением редких случаев, когда  сам предприниматель полностью  потребляет производимый товар).

Финансовый (денежный) итог производственного предпринимательства  характеризуется в первую очередь  прибылью, которую получает предприниматель  в результате совершения, проведения сделки.

Коммерческое предпринимательство  отличается прежде всего тем, что определяющую роль в нем играют товарно-денежные, товарно-обменные операции. Суть этого вида предпринимательства составляют операции и сделки по купле-продаже, т.е. перепродаже товаров и услуг.

Общая схема коммерческо-предпринимательской  деятельности во многом аналогична изложенной выше схеме производственно-предпринимательской  деятельности. Отличие состоит в  том, что в коммерческом предпринимательстве  нет необходимости обеспечения  производственными ресурсами, связанными с выпуском продукции; приобретаемые  предпринимателем материальные ресурсы  покупаются им в виде готового товара, который затем реализуется потребителю. Так что из схемы выпадает блок производства, который заменяется блоком получения товара. Что же касается отношений предпринимателя с  покупателем, то они сохраняют общий  характер и для производственной, и для коммерческой деятельности, и в том и в другом случае предпринимателю надо сбыть свой товар.

Понятно, что в условиях коммерческого предпринимательства  привлекаемые предпринимателем рабочая  сила и средства производства имеют  специфический характер, поскольку  предназначены для осуществления  торговых и непосредственно связанных  с ними операций.

Обрисуем в общих чертах содержание и этапы осуществления  коммерческой сделки на примере купли-продажи  определенного товара.

Прежде всего следует выбрать вид товара (услуги) для осуществления коммерции. Естественно, что при этом учитываются два основных требования:

  • реализационная цена товара должна быть ощутимо выше покупной цены;
  • должен быть достаточный спрос на данный вид товара, чтобы реализовать его в намечаемом масштабе сделки.

Таким образом, коммерческой сделке предшествует маркетинговый  анализ рынка, в результате которого прогнозируется объем закупки и  продажи товара, цена покупки и  цена реализации товара. Если предварительный  анализ и прогноз свидетельствуют  в пользу коммерческой сделки, предприниматель  прорабатывает бизнес-план предпринимательской  деятельности, включающий программу  действий по осуществлению сделки, расчет затрат и результатов.

В соответствии с общей  схемой коммерческо-предпринимательской  деятельности программа коммерческой сделки включает:

  • наем работников для выполнения операций закупки, транспортирования, продажи товара, проведения рекламной кампании, оформления необходимых документов, осуществления других торгово-посреднических услуг;
  • приобретение, закупку товара для последующей продажи;
  • наем помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товара;
  • получение и оплату услуг сторонних организаций и лиц, не участвующих непосредственным образом в коммерческой сделке, но представляющих свои платные услуги для ее осуществления и выполняющих посреднические функции;
  • привлечение денежных средств в кредит для финансирования сделки и последующий возврат кредита с процентами;
  • получение или приобретение необходимой информации, требуемой для расчета, планирования, оформления, регулирования сделки;
  • реализацию товаров покупателю и получение выручки;
  • регистрацию сделки, выплату налогов и платежей государственным и местным финансовым органам.

Основные мероприятия  коммерческой программы необходимо увязывать между собой по срокам, установив последние в соответствии с логикой и технологией сделки и предусмотрев возможность последовательно-параллельного  проведения операций. Желательно довести  эту часть подготовки коммерческой сделки до составления общего бизнес-плана  и укрупненного координационного плана  действия. Для крупных и продолжительных  сделок формирование координационного плана в виде плана-графика работ  с привязкой их к срокам и исполнителям практически неизбежно. Для небольших, непродолжительных сделок схема  выполнения и координации действий должна существовать, по крайней мере мысленно, в голове предпринимателя.

Кроме программы мер и  действий по выполнению коммерческой сделки, разработка бизнес-плана должна включать составление сметы расхода (затрат) по всем указанным выше видам  расходуемых ресурсов и сопоставление  затрат и результатов в денежной форме как по этапам проведения сделки, так и по сделке в целом. Предприниматель  обязан во избежание неудачного исхода сделки провести хотя бы укрупненные  балансовые оценочные расчеты, на основании  которых он может получить представление  о соотношении между затратами  на приобретение и реализацию товара и выручкой от реализации в определенные временные периоды.

Особый объект коммерческого  предпринимательства представляют экспортно-импортные сделки. Однако основные высказанные положения  относятся и к сделкам экспортно-импортного характера, в ходе которых товар  закупается в одной стране, а продается  в другой. При распространении  изложенной выше схемы коммерческого  предпринимательства на международные  сделки необходимо видоизменить схему  следующим образом:

  • исчислять издержки, расходы, выручку в валюте соответствующей страны с последующим их сведением при исчислении прибыли в единую валюту, используя валютные коэффициенты или валютный курс;
  • исчислять расходы на закупку товара и выручку от его продажи в ценах соответствующей страны;
  • учитывать налоги на экспорт и импорт, на продажу, валютные отчисления, пошлины за провоз товара через границу;
  • учитывать дополнительные издержки на транспорт и специальные виды услуг;
  • принимать во внимание ограниченные возможности обмена рублей на валюту, ввоза и вывоза валюты, действующие в стране ограничения на ввоз и вывоз определенных товаров, необходимость вести расчеты за товары и услуги в определенной валюте.

К числу особых видов коммерческого  предпринимательства относится  финансовое (финансово-кредитное), где  объектом купли-продажи является весьма специфический товар - деньги, валюта, ценные бумаги. В условиях данного  вида предпринимательства деньги, ценные бумаги служат основным объектом товарно-денежных отношений, превращая их в денежно-денежные, валютно-денежные. По сути, мы имеем дело с продажей одних денег за другие в прямой или косвенной форме.

Как и в прочих видах  коммерческой деятельности, сделке должны предшествовать анализ рынка ценных бумаг и маркетинговая деятельность, связанная с поиском, выявлением и привлечением потенциальных покупателей  денег, валюты, ценных бумаг, т.е. будущей  клиентуры. Со временем такую деятельность будут проводить фондовые биржи, которые станут, возможно, основными  очагами финансового предпринимательства.

Одновременно с выявлением потенциального покупателя денег, валюты, ценных бумаг финансовый предприниматель  устанавливает источник их получения. Первичным обладателем "финансового  товара" может быть сам предприниматель, если им заранее накоплены деньги, валюта, ценные бумаги. В этом сравнительно редком для наших условий случае предприниматель выступает в  роли продавца ценных бумаг или ростовщика, предоставляющего ценные бумаги (деньги, валюту и др.) потребителю взаймы за определенную плату или под  определенный процент.

Предприниматель может выступать  в роли производителя ценных бумаг, когда он официально в юридически оформленном порядке "выпускает", а точнее, осуществляет эмиссию таких  ценных бумаг, как собственные акции, облигации, кредитные билеты, коммерческие ценные бумаги (денежные обязательства, векселя). Эти ценные бумаги предприниматель  продает, размещает при определенных условиях и обязательствах в качестве "финансового товара", в чем  и заключена суть его предпринимательской  деятельности. Подобная форма финансового  предпринимательства пригодна в  основном для предпринимателей предприятий, а не отдельных граждан. В будущем  она может получить широкое распространение  и в нашей стране, где сейчас эта форма еще только прививается  и скована действующими правилами и нормами.

Более типичный вид финансовой сделки состоит в том, что предприниматель  сам выступает в роли первичного покупателя. Покупая деньги, валюту, ценные бумаги, а затем, продавая их другому покупателю по более высокой  цене, предприниматель получает выгоду (доход, прибыль).

Если у предпринимателя  нет наличных денег для покупки  ценных бумаг, он либо осуществляет покупку  в кредит, либо обращается к банкирам - обладателям свободных кредитных  денежных ресурсов, чтобы получить у них взаймы (в кредит) сумму  недостающих ему денежных средств для покупки ценных бумаг. В дальнейшем предпринимателю придется вернуть долг в сумме, превышающей кредит на величину кредитного процента. Так что, по существу, между финансовым предпринимателем и обладателем свободных кредитных денежных ресурсов возникает дополнительная относительно самостоятельная финансовая сделка.

Информация о работе Сущность предпринимательства и его виды