Сущность и основные черты предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание

Цель работы - раскрыть сущность, формы и особенности предпринимательской деятельности, т.к. хорошему менеджеру присущи многие качества хорошего предпринимателя. Для овладения профессией менеджер необходимо изучить предпринимательскую деятельность.

Содержание

Введение
1. Сущность и основные черты предпринимательской деятельности
2. Содержание предпринимательской деятельности
3. Задачи предпринимательской деятельности
4. Правовой фундамент предпринимательства
5. Влияние внешней и внутренней среды на предпринимательскую деятельность
6. Формы предпринимательства
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсоваяMicrosoft Office Word (2).docx

— 27.92 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение

1. Сущность и основные черты предпринимательской деятельности

2. Содержание предпринимательской деятельности

3. Задачи предпринимательской деятельности

4. Правовой фундамент предпринимательства

5. Влияние внешней и внутренней среды на предпринимательскую деятельность

6. Формы предпринимательства

Заключение

Список используемой литературы 

Введение

Я выбрала эту тему для своей курсовой - потому что считаю предпринимательство двигателем прогресса, именно предпринимательство всегда вливает новые силы и идеи в человеческую деятельность, обновляя и совершенствуя в конечном счете экономику.

Цель работы - раскрыть сущность, формы и особенности предпринимательской деятельности, т.к. хорошему менеджеру присущи многие качества хорошего предпринимателя. Для овладения профессией менеджер необходимо изучить предпринимательскую деятельность.

Предпринимательство необходимо для любой экономики, как свежий источник идей, а иногда и места для рабочей силы, как свежая струя, вливающая силы и вносящая необходимые перемены.

Предприниматели - люди нашедшие в себе смелость, силы не идти по накатанной кале или плыть по течению, устроившись к "хозяину" на работу, они хотят сами руководить, быть хозяевами своей жизни. Это первопроходцы, которые никогда не останавливаются на достигнутом, их влекут перемены и совершенствование во всем. Они по-моему достойны восхищения. Пусть даже если их постигла неудача, они находят в себе силы начинать все с нуля. Предприниматели - упорные, трудолюбивые люди, обладающие ценным качеством - они готовы рискнуть, это очень умные люди, которые готовы взять ответственность не только за себя, но и за людей, работающих под их руководством. Они всегда полны новых идей, идут "на шаг вперед" всех остальных потому что предпринимательская деятельность всегда связана с новаторством.

Предпринимательство как процесс организации производства товаров и услуг для удовлетворения постоянно возобновляющегося спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.

В римском праве "предпринимательство" рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая.

Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие "предпринимательство", менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории.

Достаточно простое и весьма емкое определение предпринимательства дает В.И. Даль. В частности, он пишет, что "предпринимать" означает "затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного": отсюда "предприниматель" - "предпринявший" что-либо.

Принято считать, что одним из первых, кто серьезно заинтересовался предпринимательством, был А. Смит. Однако лет за десять до него этими проблемами очень интенсивно занимался Р. Кантильон. Именно он сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он назвал этих субъектов рынка предпринимателями ("предприниматель" - в переводе с французского "посредник").

В современной экономической литературе четкого определения сущности предпринимательства нет. В большинстве случаев сущность этого явления подменяется целью предпринимательской деятельности. Так, например, в "Большом экономическом словаре" под общей редакцией А.Н. Азрилияна дается следующее определение: "Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную

ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица" [1].

Такой подход господствует сегодня в России и закреплен у нас законодательно, в частности, в законе "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"[2], Гражданском кодексе Российской Федерации и др., в трудах отечественных ученых, занимающихся проблемой предпринимательства. Согласно современному российскому законодательству предпринимательская деятельность (или предпринимательство) - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества - продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке[3].

Однако и это определение не отличается полнотой. Предпринимательство можно определять с различных позиций, таких как:

инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли;

прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию;

процесс организационной новации в целях извлечения прибыли; · действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли; · специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений.

Большинство практиков и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства.

Однако предпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.

В этой связи предпринимательство более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.

В этом определении акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя [4][4] на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль.

Предпринимательство - это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. 

1. Сущность и основные черты предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) является важнейшим институтом любо рыночной экономики, ибо она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев и индивидов. Это - движущая сила поступательного развития современного рыночного хозяйства, поэтому важно разобраться в различных аспектах предпринимательства как социально-экономического феномена.

Под предпринимательской деятельностью надо понимать не любую деятельность, связную с производством и реализацией товаров и услуг, а лишь связанную с обязательным вовлечением в хозяйственный процесс инновационного, поискового элемента, который может заключаться в различных моментах - поиске и освоении нового рынка, производстве новых товаров путем изменения профиля существующего производства или основания нового предприятия; внедрение новых методов организации производства, контроля за качеством продукции, новой техники и технологий; нахождение и использование новых источников материальных и финансовых ресурсов.

Предпринимательство является сферой профессиональной деятельности особой группы людей - предпринимателей. Предприниматель является самостоятельным экономическим агентом, действующим на свой собственный страх и риск и под свою ответственность, в том числе и материальную. Он может не быть собственником всего функционирующего капитала, но должен обладать правами на его использование, скажем, "пучком" из четырех прав:

1) права владения, то есть права исключительного физического контроля над благами;

2) права использования, то есть права применения полезных свойств благ для себя;

3) права управления, то есть права решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;

4) права на доход, то есть права обладать результатами от использования благ.

Чтоб получить возможность использовать указанные права, он должен оплатить полному собственнику отчуждение этих прав в его пользу (например, в виде арендной платы). Кроме этого, потребуется еще и определенного размера оборотный капитал (например, затраты на сырье, материалы, рабочую силу и др.). приступая к предпринимательской деятельности (или к видоизменению прежней деятельности), предприниматель должен решить извечные проблемы рыночной экономики: что производить, как производить, для кого производить? Решение и его эффективность предрешается качеством следующих логически связанных действий.

Во-первых, должна быть выработана предпринимательская идея, основывающаяся на возможности возглавляемой предпринимателем фирмы и потребностях рынка. Эта идея воплощается в конкретном образе какого-либо товара.

Поскольку предпринимательская идея возникает, как правило, на абстрактном уровне, зачастую интуитивно, необходимо, во-вторых, осуществить ее экспертную оценку. Для последней крайне важно наличие разнообразной достоверной объективной информации, получаемой, главным образом, в результате исследования рыночной конъюнктуры (маркетинга) по крайней мере, по следующим позиция:

1) Возможно ли реальное воплощение предпринимательской идеи в практику его деятельности.

2) Каково на рынке соотношение между спросом и предложением товара (услуги), в котором воплощена предпринимательская идея, или какова возможность возбуждения роста спроса, если этот товар обладает качественно новыми потребительскими свойствами.

3) Каковы могут быть продажная цена предполагаемого к производству товара, а также собственные затраты предпринимателя на его производство или издержки производства.

Таким образом, схема предпринимательского решения, в самом общем виде, может быть представлена следующим образом:

предприниматель > выдвижение предпринимательской идеи > оценка возможности реализации выдвинутой идеи в практику предпринимательской деятельности > оценка предпринимательской идеи с точки зрения практической ситуации, складывающейся на потребительском рынке > проведение необходимых расчетов для определения возможного предпринимательского эффекта от реализации выдвинутой идеи > экспертная оценка полученной информации и результатов проведенных расчетов > принятие предпринимательского решения.

Предпринимательство по своей природе является рисковой деятельностью, поскольку то или иное действие предпринимателя содержит в себе возможность определенных потерь. Если предприниматель не рискует, то не сможет воплотить свою идею в жизнь. Риск представляет собой вероятность убытков или сокращения доходов по сравнению с экспертной оценкой, на основе которой принималось предпринимательское решение.

Предприниматель, чтобы добиться успеха в конкурентной борьбе, должен учитывать фактор риска, тщательно анализировать его причины, возможные последствия. Здесь, конечно, важны расчетливость, умение сопоставлять вероятные потери и выгоды, что требует определенного объема знаний в области общеэкономической теории, конкретной экономики; методики применения количественных методов анализа. Нельзя сбрасывать со счета и предпринимательскую интуицию, основывающуюся на прошлом опыте и проницательности.

В современных условиях деловые качества предпринимателя должны включать в себя, по крайней мере:

способность к творчеству при выявлении потребностей рынка, выработке предпринимательской идеи, других описанных выше логически последовательных предпринимательских действий;

способность к принятию решений и ответственности за них, к контролю за их выполнением.

умение подобрать необходимых для достижения поставленной цели работников и партнеров, стимулировать их заинтересованность в максимально эффективном сотрудничестве, улучшать собственные структуры и взаимодействие с внешними контрагентами.

С переходом к экономике рыночного типа усиливается роль малого бизнеса. В странах с развитой рыночной экономикой малые предприятия преобладают. Они оперативно приспосабливаются к рыночным условиям, быстро обновляют ассортимент продукции, используют новшества, обеспечивают рабочие места для значительной части населения и способствуют наиболее полному удовлетворению потребностей населения. Малые предприятия укрепляют рыночную среду, привлекают средства населения в хозяйственный оборот, снижают социальную напряженность в обществе. Страны с переходной экономикой разрабатывают и осуществляют специальные программы поддержки и развития малого бизнеса.

Информация о работе Сущность и основные черты предпринимательской деятельности