Создание эффективного правового поля как условие успешной работы индивидуального предпринимателя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:35, курсовая работа

Описание

На этом основании можно установить цель работы. Она заключена в следующем - анализирование правовой базы регулирующей деятельность индивидуального предпринимателя и изучение вышеперечисленных правовых проблем.
Задачами же являются
-определение понятия ИП как субъекта малого бизнеса
-выявление недостатков в нормативной базе
-поиск методов по преодолению этих недостатков
Объектом исследования является нормативная база, регулирующая работу индивидуального предпринимателя

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Правовое ПОЛЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
1.1 Основные понятия
1.2 ИП как субъект малого бизнеса
1.3 Критерии универсальности требований
Глава 2. Работа индивидуального предпринимателя
2.1 Законодательная база о работе индивидуального предпринимателя
2.2 Изменения в законодательстве
2.3 Отказ в государственной регистрации
Глава 3. СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ПРАВОВОГО ПОЛЯ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
3.1 Проблемы в законодательстве
3.2 Основные направления по совершенствованию законодательства
3.3 Правовая защита индивидуального предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа 2010.rtf

— 283.65 Кб (Скачать документ)

     В условиях расширения сотрудничества отечественных предпринимателей с иностранными хозяйствующими субъектами важную роль в регулировании предпринимательских отношений играют также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» не содержит отдельных положений о данном источнике правового регулирования видимо потому, что его специфика довольно четко определена Конституцией РФ и иными федеральными законами. Так, в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации",11 принятом Государственной Думой 16 июня 1995 года и вступившем в силу 21 июля 1995 года, дано определение международных договоров. Так, международным договором Российской Федерации признается международное соглашение, заключенное Россией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом.12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Изменения в законодательстве 

     Поправки ФЗ «О регистрации юридических лиц»

     Минэкономразвития и минфин согласовали поправки в законодательство, регулирующее регистрацию юридических лиц. Их цель, с одной, стороны, сохранить заявительный, а не разрешительный порядок регистрации, с другой - так изменить эти правила, чтобы их не могли использовать для создания фирм-однодневок, а также в рейдерских атаках. Уже сейчас представители малого бизнеса заявляют, что ужесточение порядка регистрации ударит не только по фирмам-однодневкам и рейдерам. По словам специалистов, это создаст дополнительные хлопоты для добросовестных налогоплательщиков. 13

     Измененная процедура государственной регистрации позволит защитить права третьих лиц при государственной регистрации юридических лиц, считают разработчики закона. Для этого предлагается, во-первых, обязать публиковать сведения об изменении наименования, места нахождения и руководителя юридического лица, а также об уменьшении уставного капитала, о его реорганизации или ликвидации в электронных СМИ.

     Предприниматели с сомнением относятся к появлению такой нормы. Так, по мнению экспертов общественной организации ОПОРЫ России, эффективность этой меры как способа противодействия рейдерству незначительна, а издержки - временные и материальные - для основной массы добросовестных участников рынка очевидны. Более того, эта мера может иметь обратный эффект с точки зрения использования рейдерами дополнительной информации о юридическом лице.

     Во-вторых, в законе прописана обязанность учредителей получать и представлять в регистрирующий орган письменное подтверждение согласия собственника жилого помещения или лиц, обладающих другим правом на это жилье, содержащее нотариально засвидетельствованную подпись на использование адреса в качестве места нахождения юридического лица. Делается это в целях борьбы с регистрацией фирм-однодневок по так называемым адресам массовой регистрации (это когда в одном месте регистрируется сразу 20-30 фирм, причем гражданин, проживающий по этому адресу, может не знать о том, что его квартира дала "прописку" всем этим компаниям).

     В-третьих, устанавливаются дополнительные требования к учредительным документам юридического лица, а именно: подписание каждым из учредителей и нотариальное удостоверение всех учредительных документов. По мнению минэкономразвития, нотариальное удостоверение согласия учредителей как физических, так и юридических лиц необходимо для защиты интересов тех, кто не выражал желания создать юридическое лицо, а также в целях борьбы с мошенничеством. Не секрет, что при регистрации фирм-однодневок зачастую используются поддельные паспорта, владельцы которых не подозревают о том, что стали учредителями. Что касается юридических лиц, то сегодня не представляет никакой сложности подделать любую печать, причем даже эксперты-криминалисты не всегда могут отличить подделку в отличие от выявления подделки печатей и штампов нотариусов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Отказ в государственной регистрации

     Расширяется перечень оснований для отказа в государственной регистрации. Так, вводятся дополнительные основания: представление документов, содержащих сведения, противоречащие друг другу или не соответствующие ранее внесенным в государственный реестр сведениям (за исключением случаев, если эти сведения изменяются в соответствии с представленными при государственной регистрации документами). Еще одна причина для отказа в регистрации - установление недействительности или подложности документов, удостоверяющих личность. А также если заявление подписано неуполномоченным лицом. Срок регистрации - пять дней.14

     Предусмотрена административная и уголовная ответственность для налогоплательщиков-нарушителей. Расширен перечень оснований нарушения законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых может устанавливаться повышенный по сравнению с действующей редакцией размер штрафов. Причем в отношении физических лиц максимальный размер устанавливается в размере 100 МРОТ. Также расширен перечень правонарушений, влекущих назначение наказания в виде дисквалификации.

     КоАП дополняется несколькими новыми пунктами, такими, как систематическое представление (два и более раза в течение двух лет) в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об учредителях и адресе руководителя юридического лица.

     Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусматривает поэтапную отмену в России 49 из 124 ныне лицензируемых видов деятельности.

     С 1 января 2008 г. прекращается лицензирование оценочной и аудиторской деятельности, а с 1 сентября 2008 г. - туроператорской, турагентской, а также деятельности по проектированию, строительству зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения. Изменения в законодательстве понадобились главным образом для того, чтобы сократить избыточное вмешательство государства в те сферы бизнеса, где оно было неэффективным, только в Росстрое сегодня выдачей строительных лицензий занимаются около двух тысяч чиновников. Все они с 2008 года были лишены такого " удовольствия".

 

      Глава 3. СОЗДАНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ПРАВОВОГО ПОЛЯ

     ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ 

     3.1 Проблемы в законодательстве 

     Начальные трудности

     Для всех этапов начала предпринимательской деятельности характерна общая черта - значительное количество требуемых государственными органами разрешений, согласований, заключений и существенное затягивание сроков рассмотрения соответствующих заявок.

     При открытии практически любого бизнеса в сфере торговли и бытового обслуживания населения, а равно некрупного производственного предприятия к помещениям предъявляются требования, которые не описываются в законодательных актах, но содержатся во внутриведомственных документах.

     Параллельно с техническими нормами к объектам предъявляются многочисленные требования региональных законодательных и нормативных актов, различного рода инструкций органов власти, в том числе муниципального уровня, за несоблюдение которых устанавливается административная ответственность законами субъектов Российской Федерации.15

     Проблемы при регистрации индивидуальных предпринимателей

     Порядок государственной регистрации юридических лиц определяет Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации), который ввел заявительную систему создания юридических лиц, что в целом соответствует общемировой тенденции.

     Вместе с тем, идея «устранения административных барьеров» оказалась не в полной мере реализованной. Значительное сокращение контрольно-надзорных функций государственных органов привело к тому, что потребность в государственном регулировании оказалась неудовлетворенной, а также существенно ухудшилось правовое положение кредиторов, поскольку недобросовестные предприниматели зачастую учреждают юридические лица в целях уклонения от исполнения обязательств, в том числе налоговых. Учитывая то, что существующие механизмы привлечения указанных лиц к ответственности неэффективны, экономическому обороту наносится серьезный ущерб.16

     В целях повышения эффективности контроля за достоверностью фактических сведений, предоставляемых заявителями, предполагается установить дополнительные основания для отказа в государственной регистрации: отсутствие информации в ЕГРЮЛ об учредителе - российском юридическом лице либо установление недействительности документа, удостоверяющего личность физического лица, являющегося учредителем и руководителем юридического лица, а также признание таких лиц недееспособными или дисквалифицированными на основании судебного решения. Для получения своевременной и достоверной информации, необходимой для вышеуказанной проверки, предлагается разработать порядок электронного взаимодействия между государственными органами. Такое электронное взаимодействие необходимо также для упрощения процедуры государственной регистрации и реализации принципа «одного окна» (получение документов пенсионного фонда, органов статистики, социального страхования, медицинского страхования в регистрирующем органе).

     В целях защиты прав и интересов третьих лиц предлагается установить обязательность нотариального свидетельствования подписей всех учредителей на учредительных документах, одновременно установив повышенную ответственность нотариусов.17

     Для повышения публичности процедуры государственной регистрации предполагается введение механизма размещения в электронном средстве массовой информации сведений об изменении наименования, места нахождения юридического лица и управляющей компании юридического лица, а также предварительное размещение сведений об уменьшении уставного капитала, о реорганизации и о ликвидации юридического лица. Кроме того, предлагается повысить доступность информации, содержащейся в реестре дисквалифицированных лиц, путем размещения ее в сети «Интернет» и предоставления бесплатного к ней доступа, одновременно установив повышенную ответственность за заключение с дисквалифицированным лицом договора на управление юридическим лицом, либо непринятие мер по расторжению такого договора.

     Также в целях создания комфортных условий для предпринимателей вводится единый федеральный регистрационный номер юридического лица, в будущем предполагается возможность государственной регистрации организаций с помощью сети «Интернет» при условии использования электронной цифровой подписи и типовых документов, а также возможности электронной обработки документов в регистрирующем органе. 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2 Основные направления по совершенствованию законодательства

     На основании имеющихся данных можно выделить несколько основных проблем, мешающих развитию малого бизнеса. В первую очередь это несовершенство нормативной базы, регулирующей взаимоотношения государства и малого бизнеса. Колоссальные бюрократические препоны и, как следствие, коррупция; огульное налогообложение, единое как для начинающего предприятия, где работает два-три человека практически с нулевым оборотом, так и для коммерческих предприятий, численностью 40-50 человек с ежемесячным оборотом по миллиону долларов; отсутствие механизма льготного кредитования и поддержки новых растущих предприятий в сфере производства; неразвитая, если не сказать больше, система подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего бизнеса.18

     Чтобы определить приоритетный механизм преодоления перечисленных проблем нужно в первую очередь определиться с основополагающими целями развития малого бизнеса: что здесь первично - экономическая или социальная составляющая?

     После долгих размышлений можно прийти к единому выводу, что, не принижая значимости экономической составляющей в сфере малого предпринимательства, главным приоритетом государственной политики следует признать социальную миссию развития малого бизнеса. С этим выводом, кстати, согласны и Министерство финансов, и Министерство по налогам и сборам, и Министерство экономического развития.19

     Для реализации поставленных целей необходимо обеспечить решение неотложных задач:

     - создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого бизнеса, обеспечивающих повышение социальной направленности деятельности малых предприятий;

     - упрощение административных процедур и снижение связанных с ними издержек малых и средних предприятий при регистрации бизнеса и начале предпринимательской деятельности;

     - устранение неэффективного и избыточного государственного регулирования в сфере лицензирования, контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью;

Информация о работе Создание эффективного правового поля как условие успешной работы индивидуального предпринимателя