Совершенствование системы государственного регулирования малого и среднего бизнеса в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 19:06, курсовая работа

Описание

Цель и задачи. Основная содержательная цель исследования состоит в разработке теоретико-методологической базы государственной поддержки, развития малого и среднего бизнеса. В соответствии с намеченной целью поставлены следующие основные задачи:
- характеристика государственного регулирования экономики Казахстана;
- разработка схемы комплексной организации финансовой поддержки малого и среднего бизнеса;

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса
1.1 Предпринимательство как объект государственного регулировании
1.2 Методы государственной поддержки малого и среднего бизнеса
1.3 Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса
2. Современное состояние государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РК
2.1 Современное состояние развития малого и среднего бизнеса в РК
2.2 Законодательно-правовые основы малого и среднего бизнеса
3. Совершенствование системы государственного регулирования малого и среднего бизнеса в РК
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Малый и средний бизнес.docx

— 54.40 Кб (Скачать документ)

    Японские  ученые внесли много нового в методику планирования, в частности, системный  и ситуационный анализ с применением  математических расчетов на ЭВМ, гибкость в своевременной корректировке  планов ни для того, чтобы покрыть  их не выполнение, а с учетом меняющейся обстановки в мире. Например, в управлении экономического планирования разрабатываются  планы в зависимости от прогноза цен на энергоносители, изменений  курса иены к доллару и т.п. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Современное состояние государственной  поддержки малого и среднего  бизнеса в РК 

    2.1 Современное состояние развития  малого и среднего бизнеса  в РК 

    Количественные  параметры развития малого бизнеса  и среднего бизнеса в Казахстане достаточно внушительны.

    В целом возможность организации  бизнеса в условиях рынка создана  самой природой рыночных отношений. Однако на практике превратить такую  возможность в реальность далеко не просто. Перед желающим открыть свой бизнес встает масса проблем, а также препятствий, чинимых различными и государственными, и негосударственными органами и в том числе коммерческими банками, когда приходится прибегать к их услугам. Причины сдерживающих развитие в Казахстане малого бизнеса и в их числе:

    - отсутствие или основательный  недостаток у субъекта предпринимательства  стартового капитала и их неумение  найти тот сегмент товарного  рынка, где можно успешно функционировать,  а также нечеткое знание налоговой  системы государства и механизма  налогообложения;

    - слабую ориентацию предпринимателей  в издержках производства и  обращения, незнание установленного  порядка их определения и расчета;

    - нередко поверхностное знание  механизма ценообразования в  условиях рынка и выбора на  каждом этапе развития бизнеса  стратегии ценовой политики;

    - произвольное построение в конкретном  бизнесе соотношений, с одной  стороны, между постоянным и  переменным капиталом, с другой - между основным и оборотным  капиталом и, с третьей, структурного  построения последних;

    - неумение четко выработать основные  направления целевого использования  не только собственных, но главным образом привлекаемых заемных средств, особенно кредитов коммерческих банков,

    - недооценка необходимости изучения  своего сегмента товарного рынка  основных конкурентов и покупательского  поведения потребителей и почти  полнейшая беспомощность в юридических  и экономических аспекта организации  бизнеса, а также возможных  рисков в нем;

    - бюрократизм и волокита, чинимая  местной администрацией и иными  государственными органами, а также  неоправданные проверки со стороны  соответствующих органов, создающих  помехи в работе предпринимателей,  это всякого рода поборы и взяточничество, особо сильно процветающие банковской и налоговой системе;

    - полное, либо частичное сокрытие  со стороны предпринимателей  налоговых и иных платежей  и как результат несение немалых  штрафных иных санкций, подрывающих  в итоге финансовую и материально-техническую  базу такого бизнеса и т.  п.

    Это неполный перечень причин, сдерживающих развитие подлинного предпринимательства  в Казахстане и обуславливающих  немалые потери не только для не состоявшегося предпринимателя, но и для экономики в целом. Такие причины основательно сдерживают развитие всего общественного производства, замедляют процесс формирования конкурентной и рыночной среды, насыщения последней продукцией производственного назначения потребительскими товарами и услугами, создания стоимости и пополнения на этой основе государственного и местного бюджета, а также различных внебюджетных фондов и иных структур. Таким образом, кажущаяся на первый взгляд проблема частного характера выливается в общегосударственную проблему, имеющему прямое отношение к жизненным интересам каждого человека, всего общества и государства в целом.

    Следует отметить, что незначительное участие  банков в кредитовании субъектов  малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в производственной сфере, объясняется наличием большого числа  рисков, связанных с ее значительной капиталоемкостью и долгосрочным периодом оборачиваемости средств. Таким  образом, одним из условий, способствующих увеличению объемов кредитования банками  производственной деятельности, в качестве дополнительной меры льготного налогообложения  целесообразно рассмотреть возможность  введения для банков, осуществляющих средне - и долгосрочное кредитование субъектов малого бизнеса, пониженной ставки подоходного налога при условии  снижения процентной ставки за предоставляемые  кредиты.

    Преобразование  ЗАО, а также ЗАО с числом акционеров свыше 50, началось после введения в  действие Закона РК «Об акционерных  обществах», причем акции созданных  на их базе ОАО стали свободно продаваться  и покупаться; правовыми основаниями  для этого якобы послужили  статьи названного закона, регламентирующие порядок преобразования организационно-правовой формы акционерного общества (ЗАО  в ОАО). Факты таковы, что рассматриваемое преобразование уже привело и будет далее приводить к минимизации доли собственности работников бывших ЗАО посредством «добровольно-принудительной» переуступки ими акций иным собственникам, в первую очередь руководству вновь образованных ОАО.

    Однако, как показали пилотные исследования, не имея должной правовой подготовки, работники и их организации оказались фактически неспособными к отстаиванию выбранной ими в процессе приватизации организационно-правовой формы юридического лица (ЗАО). Это касается большинства подобных ЗАО, ибо число работников, принявших участие в приватизации, обычно существенно превышало указанную цифру. В этом, очевидно, и заключается одна из принципиальных причин стремительного уменьшения доли собственности работников, например, с 51 до 6% в акционерном капитале ОАО «Джезказганский металлургический завод», с 97 до 4% — в Алматинском ОАО «Промтекстиль», и со 100 до 10% — в ОАО «Чимкентский подшипник». На названных объектах работники фактически отстранены от участия в собственности и управлении предприятиями.

    Следует подчеркнуть, однако, что градообразующие  предприятий с численностью, превышающее 5000 человек, в Казахстане уже сравнительно мало, поскольку в процессе приватизации и в постприватизационный период экстенсивного развития предприятий произошло существенное (в разы) сокращение занятости.

    Наряду  с совершенствованием налогообложения  банковской системы, требуется дальнейшее развитие самого банковского сектора, прежде чем он будет способен обеспечить эффективное посредничество, необходимое  для содействия росту реального  сектора и, естественно, бизнеса. Проведенный  анализ развития банковского сектора  страны позволил сделать следующие  выводы:

    - во-первых, государству необходимо  обеспечить более высокий уровень  надзора за банковским сектором, осуществляющим работу с депозитами;

    - во-вторых, банки должны повысить  свою доходность на основе  улучшения качества кредитов  и сокращения расходов на содержание  менеджмента. Это позволит снизить  существующее большое различие  между процентными ставками по  займам и ставкам по депозитам;

    - в-третьих, банкам следует разработать  кредитную культуру, которая позволит  совершенствовать механизм снижения  кредитного риска. Этому в немалой  степени будет содействовать  создание кредитного бюро (данный  законопроект разрабатывается в  настоящее время Национальным  банком).

    В настоящее время в Казахстане назрела необходимость функционирования подобной организации. Казахстанскими учеными предлагаются различные  формы организации кредитного бюро, в частности в виде самостоятельного акционерного общества, некоммерческого  партнерства, структурного подразделения  общественной организации (ассоциации банков, консалтинговой фирмы и т.д.), а также при Национальном банке  РК.

    Несомненным является тот факт, что создание кредитного бюро при Национальном Банке  РК имеет ряд преимуществ: Национальный банк РК официально уполномочен на получение отчетов о деятельности кредитных организаций: располагает  разветвленной инфраструктурой, объединяющей подразделения центрального аппарата и территориальные учреждения, которые  обеспечивают контроль над деятельностью  всех без исключения кредитных организаций; имеет широко развитую телекоммуникационную сеть, которая позволяет получать и обрабатывать электронную информацию со всех регионов республики.

    Таким образом, создание кредитного бюро в  Казахстане позволит сократить риски  банков и значительно активизирует процесс кредитования малого предпринимательства.

    Исследования  зарубежных и отечественных специалистов подтвердили необходимость, целесообразность и актуальность создания в стране института государственных гарантий по кредитам коммерческих банков субъектам  малого предпринимательства. Необходимость  создания гарантийных фондов связана с необходимостью привлечения дополнительных средств и повышения эффективности управления ими. 

    2.2 Законодательно – правовые основы малого и среднего бизнеса 

    Исследования  зарубежных и отечественных специалистов подтвердили необходимость, целесообразность и актуальность создания в стране института государственных гарантий по кредитам коммерческих банков субъектам  малого и среднего предпринимательства  в РК, необходимость создания гарантийных  фондов связана с необходимостью "привлечения дополнительных средств  и повышения эффективности управления ими".

    Кроме того, государство РК оказывает непосредственное влияние на обеспечение деятельности предприятий предпринимательства  финансовыми ресурсами.

    Так, на основании Постановления Правительства  РК №665 от 26 апреля 1997 года было создано  ЗАО «Фонд развития малого предпринимательства». Основной целью деятельности данного  Фонда является эффективное использование  финансовых средств, выделяемых государством на развитие малого предпринимательства, в рамках реализации государственных  и региональных программ, проектов и мероприятий поддержки и  развития малого и среднего бизнеса  обеспечивающего создание новых  производств и рабочих мест.

    В Законе названы важнейшие направления  государственной поддержки малого и среднего предпринимательства:

    - формирование инфраструктуры поддержки  и развития малого и среднего  предпринимательства;

    - создание льготных условий использования  субъектами малого предпринимательства  государственных финансовых, материально-технических  и информационных ресурсов, а  также научно-технических разработок  и технологий;

    - установление  упрощенного  порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

    - поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого  и среднего предпринимательства,  включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным  и производственным связям с  зарубежными государствами;

    - организация подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров  для малых и средних предприятий.

    В соответствии с Постановлением Правительства  РК от 22 мая 2005 года №555 «Об утверждении  правил пополнения и использования  кредитных ресурсов ЗАО Фонд развития малого предпринимательства» из республиканского бюджета выделены средства по программе  кредитования субъектов малого предпринимательства  на сумму 300млн. тенге, По данной программе Фондом по состоянию на 25 ноября 2005 года профинансировано 32 проекта на сумму 92 063тыс. тенге.

    Кроме того, Фонд принимает участие в  ряде важных государственных программ, направленных на поддержку отечественных  производителей, субъектов малого и  среднего предпринимательства. Так, 22 декабря 1997 года было подписано соглашение о займе между Европейским Банком Реконструкции и Развития и ФРМП сроком на 10 лег о предоставлении кредитной линии в размере 72,5млн. долл. США, обеспечивающей доступ к финансированию частным предпринимателям и малым компаниям посредством банковских кредитов.

Информация о работе Совершенствование системы государственного регулирования малого и среднего бизнеса в РК