Собственность как экономическая основа предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 16:31, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры понятия права собственности, анализ экономического отношения предпринимателя к имуществу и другим принадлежащим ему материальным благам.

Задачи курсовой работы:

1) Изучить методологические и общетеоретические основы экономического анализа к трактовке собственности и своеобразие подхода авторов к теории;

2) Провести анализ эффективности современного положения предпринимательства в торговой компании «Тулпар»;

3) Провести исследование роли и мер по повышению эффективности государственного регулирования предпринимательства и оказания поддержки на примере города Набережные Челны;

4) Изложить вывод и разработать предложения по совершенствованию предпринимательской деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Право собственности и иные вещные права субъекта предпринимательства

1.1. Понятие предпринимательской деятельности как собственника

1.2. Права собственности как «правила игры» в хозяйственных системах

Глава 2. Современное состояние предпринимательства в торговом бизнесе

2.1. Предпринимательская деятельность генерального директора торговой компании «Тулпар

2.2. Преобразование торговой компании «Тулпар» в цивилизованный торгово-сервисный комплекс

Глава 3. Развитие предпринимательства в городе Набережные Челны

3.1. Вклад малого и среднего предпринимательства в экономику города Набережные Челны

3.2. Помощь руководства города предпринимателям

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

по экономике.предпринимательство и собственность.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

     Сегодня рынок представляет собой единый торговый комплекс, стремящийся к  мировым стандартам. Он обеспечивает продуктами питания и промтоварами, без преувеличения, более половины города. Здесь работает свыше двух тысяч предпринимателей, десятки тысяч покупателей ежедневно посещают рынок. Чем объясняется такая популярность? Очень просто - его доступностью. Это оценили и арендаторы, и гости рынка. Первых привлекает тот факт, что арендная плата за торговое место - одна из самых низких в городе, вторых же - богатый выбор и уверенность в качестве. [6, с.36]

     Руководство компании проповедует одну истину. Сейчас, при усилившейся конкуренции покупатели идут туда, где уровень сервиса - достойный, где культура обслуживания - на высоте, где условия для работы - выгодные, где безопасность - гарантируется, где предприниматели - под защитой закона, где их права и свободы - реально гарантированы. И каждый, от кого зависит развитие торговой компании, старается обеспечить рынку будущее. Но уже сейчас в чем-то он уникален, что-то в нем - предмет гордости.

     За  прошедшие 5 лет удалось добиться значительных экономических успехов, в несколько раз, по сравнению с начальным периодом, выросли основные финансовые показатели.

     Основополагающий  принцип бухгалтерии - прозрачность учета - обеспечивается на 100%. Каждый, заинтересованный в развитии компании и вложивший  в нее средства, может беспрепятственно получить доступ к этой информации. Следование этому принципу, по словам главного бухгалтера Жалиля Рахматулина, - первостепенная задача коллектива. [6, с.37]

     Вообще  Сулейманов, по словам его сотрудников, людей, видевших его в различных  ситуациях, - талантливый руководитель, руководитель от Бога. В нем сочетаются, казалось бы, несочетаемые качества. Твердость, принципиальность в производственных вопросах помогают стремительному развитию компании «Тулпар». В то же время душевная доброта, умение слушать, вникать во все проблемы и ненавязчиво давать советы, как магнитом притягивают к нему людей. И для всех, для каждого он находит время.

     Не  секрет, что торговая компания и  лично Наиль Наруллинович немало делают для города, и особенно для  детей. Много сил, средств и времени компания отдает подшефным: школе № 15 и детскому дому № 74, со всем недавно была открыта детская площадка в 53-м комплексе; Это лишь единичные примеры из числа многих.

     В отношении ТК «Тулпар» у Наиля  Сулейманова грандиозные планы. Будущее рынка - в изумительном по масштабам современном торгово-сервисном комплексе с сопутствующими объектами. Это и гипермаркет, и гостинично-деловой комплекс, и многоярусная автостоянка... И есть все основания верить, что торговая компания «Тулпар» во главе с таким деятельным и неспокойным человеком, как Наиль Сулейманов, еще заявит о себе во весь голос. [6, с.37]

 

      Глава 3. Развитие предпринимательства в городе Набережные Челны 

     3.1. Вклад малого и среднего предпринимательства в экономику города Набережные Челны 

     Характерной чертой нашего времени становится осознание значимости места и роли предпринимательства в качестве неотъемлемого элемента рыночной экономики. Становление малого и среднего бизнеса имеет важное значение для экономики Татарстана, во-первых, потому, что является необходимым условием развития конкуренции в регионе, положительной чертой которой является минимизация цен. Во-вторых, малый и средний бизнес формирует новый, важный для любой экономики, социальный слой - средний класс; создает дополнительные рабочие места (причем для создания одного рабочего места в крупном бизнесе требуется приблизительно 160 тыс. долл., а в мелком - в 15-20 раз меньше); расширение малого и среднего бизнеса, увеличивая количество людей, самостоятельно обеспечивающих свое существование, позволяет снизить расходы государственного бюджета на выплату пособий. В-третьих, растут государственные доходы от налоговых поступлений за счет расширения налоговой базы и снижения количества льгот. Все это ведет к повышению уровня жизни населения. [11, с.30]

     В 2001 году вступил в силу Указ Президента РТ «О содействии развитию частного бизнеса  и поддержке предпринимательства», а Государственным Советом республики была разработана комплексная программа  по развитию малого предпринимательства. Целью программы является обеспечение стабильности рыночного хозяйства и становление среднего класса. Среди прочих задач были выделены такие, как:

     -устранение административных барьеров в развитии малого предпринимательства и разработка новых технологий его поддержки;

     -развитие предпринимательства в научно-производственной и внешнеэкономической деятельности;

     - предоставление адресной информационной и правовой поддержки малых предприятий;

     - повышение эффективности использования уже существующей инфраструктуры малого предпринимательства. [11, с.30]

     Город Набережные Челны является первооткрывателем  в развитии предпринимательства, идет впереди этого важного движения в Татарстане. На сегодняшний день малое предпринимательство занимает все большее место в экономике  города.

     В сфере малого бизнеса сегодня  зарегистрировано более 36 тыс. субъектов  малого предпринимательства, из них 7,5 тыс. юридических лиц. Большинство  предприятий (60%) занято торгово-посреднической деятельностью, 14% - промышленным производством, 10% - строительством, 8% - сервисом. [12, с.59]

     Из  общей суммы налоговых поступлений  и сборов от предприятий малого бизнеса  республики 16,0% приходится на наш город; от индивидуальных предпринимателей - 31%. Благодаря внедрению инвестиционных проектов объемы производства увеличились на 30%, а налоговые поступления в бюджет города составили более 750 тыс. руб.

     В Набережных Челнах была принята первая в республике программа занятости  населения. На 1 марта 2003 года численность  зарегистрированных безработных составляет 5640 человек, из них 31% - молодежь до 30 лет, 19% - люди предпенсионного возраста, 77% - женщины, 23% - мужчины. В течение 2002 года трудоустроено более 7 тысяч человек. Широко используется такая форма создания дополнительных рабочих мест, как открытие собственного дела. Растет количество инициативных людей, смело встающих на путь предпринимательства. В 2002 году зарегистрировано 286 малых предприятий. А 60 горожан успешно защитили бизнес-планы и открыли свои предприятия, получив по 18 тыс. руб. субсидий из центра занятости населения. Среди них половина- молодежь в возрасте до 30 лет. Неслучайно в проводимом опросе населения на вопрос: «Кем хочет стать современная молодежь?» 32% голосов было отдано бизнесменам.

     Широко  развернулось предпринимательство  в сфере торговли и бытового обслуживания. В городе сегодня насчитывается более 30 предприятий, занимающихся производством продуктов питания. В структуре товарооборота удельный вес предприятий негосударственных форм собственности достиг 97%, значительно расширился круг собственников, созданы новые возможности для свободной предпринимательской деятельности, появилась конкурентная среда. Именно от этого будет зависеть дальнейшее развитие всего потребительского рынка.

     Общий объем розничного товарооборота  в 2002 году составил 13,5 млрд. руб. (рост 19,5% к уровню 2001 года). На одного жителя реализовано товаров на сумму свыше 26 тысяч рублей. [12, с.59]

     В городе продолжает создаваться современная  сеть предприятий торговли и общественного  питания. За 2002 год открыто 36 новых магазинов, ресторанов и кафе. Среди них такие, как магазины ТД «Камилла», «Алтын-ай», «Вавилон», «Космос», «Одиссей», «Александр-ЛТД», «Ак Яр», «Биляр», ТЦ «Глобус», кафе «Макдональдс», «Искушение» и ряд других, которые сегодня стали украшением нашего города. [12, с.60]

     В наше рыночное время торговлю невозможно представить без рынка, без рыночной торговли: сегодня она дает одну четвертую часть товарооборота  в нашем городе. Принята и осуществляется целевая программа развития цивилизованных рынков города.Много сделано было в этом направлении в 2002 году: построены и введены в эксплуатацию торговые галереи на рынках «Арзан» и «Автозаводский», крытые павильоны на рынках «Алан» и «Фонтан», рынок «Чайка» с общим количеством торговых точек в 600 единиц, продолжается строительство еще 5 таких рынков. Всего на рынках города создано более 6 тысяч рабочих мест для индивидуальных предпринимателей.

     Бытовое обслуживание - одна из социально значимых отраслей городского хозяйства. В структуре  платных услуг оно составляет около 18% и по спросу населения занимает второе место после услуг пассажирского транспорта.

     В 2002 году объем бытовых услуг по сравнению с 2001 годом увеличился на 28% и составил 540 млн. руб. В расчете  на одного жителя оказано бытовых  услуг на сумму 1050 рублей. Большая работа проведена по развитию предпринимательства в этой отрасли. В 2002 году открыто 34 салона услуг.

     Но  и нерешенных проблем в торговом и бытовом обслуживании населения  немало. Об этом говорят жалобы, обращения  граждан, которых ежемесячно поступает около 1000. В 2002 году в пользу потребителей рассмотрено 960 заявлений, что составляет 80% от всех поступивших, возвращено потребителям за некачественные товары и услуги денег в сумме более 2 млн. рублей. [12, с.60]

     По  программе развития транспортного хозяйства руководством города проводится постоянная работа по упорядочению деятельности частных перевозчиков. Для создания условий добросовестной конкуренции участников регулярных маршрутных перевозок в городе был проведен конкурс на получение права обслуживания на городских автобусных маршрутах. Для участия в конкурсе поступило более 200 обращений от частных предпринимателей, на 75 автобусов марки «Газель» были заключены договоры. Основной целью деятельности транспорта в области пассажирских перевозок является обеспечение и повышение качества транспортного обслуживания населения.

     В связи с реформированием ЖКХ  предпринимательство занимает свою нишу и в этой сфере. В 2002 году частными предпринимателями взято на обслуживание около 10 тыс. квартир, или 6% жилого фонда города. На капитальном ремонте жилого фонда предпринимателями освоено 90,6 млн. руб., или 60% от общего объема затрат на капитальный ремонт. Создание конкурентной среды позволило улучшить качество предоставляемых услуг населению. Работу в этом направлении мы будем продолжать. [12, с.61] 

     3.2. Помощь руководства города предпринимателям 

     Малые предприятия по своей природе  не могут создавать в своей  структуре специальные подразделения – финансовые, юридические, консультационные, учебные, как это практикуется в крупных фирмах. Поэтому везде, где малый бизнес получает широкое распространение, государство, общественные структуры берут на себя заботу о создании инфраструктуры малого бизнеса. Немалую финансовую поддержку предпринимателям оказывают банки города. Банки финансируют не только проекты на крупные суммы, но и используют в своей практике микрокредитование предпринимателей, занимающихся торгово-посреднической деятельностью, которым достаточны небольшие суммы - 10-30 тысяч рублей. В 2002 году банки профинансировали свыше 2 тысяч клиентов на сумму более 7 млрд. рублей. [11, с.35]

     Реальный  доступ малого бизнеса к банковским кредитам провозгласил Указ президента РТ, вышедший в марте 2002 года. За ним  последовали 11 постановлений Кабинета министров, прописывающие меры льготного финансирования бизнеса. Господдержка подразумевала 3 основных направления:

     компенсацию ставки;

     предоставление  гарантий в объеме 75% от суммы кредита (при этом малые предприятия могли  претендовать на кредит без достаточного обеспечения, имея лишь 25% ликвидного залога);

     прямое  выделение средств из госбюджета на кредитование бизнеса. Руководство города оказывает предпринимателям существенную помощь и в вопросах регистрации предприятий.

     Эта процедура стала проще, чем была раньше. Предусмотрена более удобная форма регистрации по типу «одно» окно, благодаря которой информация из налоговых органов поступит в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, Горкомстат. Отныне отсутствует юридическая экспертиза пакета документов. Срок работы с ними определен до 5 дней. А с принятием Закона об электронной подписи предприниматели смогут отсылать отчетность не только на бумажном носителе, но и по электронной почте.

     В 2002 году было продано бизнесменам 119 объектов площадью 32 тыс. кв.м на общую сумму 72 млн. рублей. Однако в городе еще не обеспечен равный для всех доступ к приватизации объектов. Рассматривается вопрос об утверждении упрощенной схемы перевода помещений из жилого фонда в нежилой, что даст дополнительный толчок развитию малого бизнеса.

     Однако, несмотря на положительные стороны  в развитии предпринимательства  города, вопросов у предпринимателей еще очень много. Это и административные барьеры, проблемы с выкупом земли  и недвижимости, переводом помещений  из жилого фонда в нежилой, сложности с получением государственного заказа и заказов крупных предприятий, многочисленные проверки. [11, с.35]

Информация о работе Собственность как экономическая основа предпринимательства