Российское предпринимательство XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 10:27, статья

Описание

В статье рассматриваются принципы развития предпринимательства в современной России, приводятся статистические данные о развитии малого и среднего бизнеса. Автор также указывает основные направления для создания благоприятной предпринимательской среды. Проводится анализ поддержки предпринимательства на современном этапе.

Работа состоит из  1 файл

Российское предпринимательство XXI века.doc

— 61.50 Кб (Скачать документ)


Федеральное агентство по образованию

 

“ВОЛЖСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал) ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА”

(ВПИ (филиал) ВолгГТУ)

 

Кафедра «Экономика и менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

Семестровая работа

по дисциплине: «Организация предпринимательской деятельности»

на тему: «Российское предпринимательство XXI века»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент гр. **

**

 

Проверил:

ассистент кафедры ВЭМ

**

 

 

 

 

Волжский, 2010

Российское предпринимательство XXI века.

 

 

В статье рассматриваются принципы развития предпринимательства в современной России, приводятся статистические данные о развитии малого и среднего бизнеса. Автор также указывает основные направления для создания благоприятной предпринимательской среды. Проводится анализ поддержки предпринимательства на современном этапе.

 

Мировой опыт подтверждает  - предпринимательство важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно - конкурсного хозяйства. Если прежняя экономическая система в России делала отчетливый акцент на развитии крупных и даже гигантский предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрупнение структуры экономики выступает одной из важнейших составляющих процесса приватизации всей экономической реформы в целом.

Предпринимательство во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка и формирует социальный слой общества.

Сегодня предпринимательство в России, несмотря на провозглашенный ее политическим руководством и поддерживаемый большинством активного населения курс на рыночную экономику, развивается замедленно и противоречиво.

В экономике прослеживается тенденция к концентрации и централизации капиталов. Нерентабельные малые предприятия не выдерживают конкуренции со средними и крупными предприятиями и свертывают свою деятельность.

На замедление роста малых предприятий повлияло и завершение перерегистрации малых предприятий, в ходе которой они принимали новые организационные формы или просто ликвидировались.

В настоящее время на долю постоянно занятых в секторе малого предпринимательства приходится около 13 % от общей численности экономически активного населения. Сейчас сектор предпринимательства не в состоянии давать новые рабочие места. Для этого требуются существенные изменения в политике государства по отношению к малому предпринимательству.

Экономические преобразования, происходящие в мировом хозяйстве, опыт разукрупнения хозяйственных структур и разгосударствления, смены централизованных методов управления на рыночные показывают, что малый бизнес не знает себе равных по приспособляемости и способности оживить экономику, вывести ее из кризиса и обеспечить индивидуальный подход к потребителю товаров и услуг. Опыт развития малого бизнеса развитых зарубежных стран необходимо использовать, однако, он должен быть адаптирован к особенностям российской экономики. В нашей стране предприятия малого бизнеса целесообразно концентрировать в наиболее необходимых потребителю сферах: производство продуктов питания, товаров народного потребления, строительных материалов, бытовое обслуживание, строительство жилья.

 

Таблица № 5.

Основные показатели работы промышленных предприятий.

(численность работающих до 200 человек)

 

Отрасль

Кол-во предприятий

Удельный вес в общем кол-ве предприятий, %

Объем продукции в ценах 1991г., млн. руб.

Удельный вес в общем объеме продукции, %

Всего в РФ

10778

48,0

56908

5,2

Электро-

Энергетика

51

20,0

210

0,5

Топливная промышленность

121

27,0

317

0,4

Черная металлургия

52

23,6

292

0,5

Цветная металлургия

30

12,6

550

0,8

Химическая и нефтехимическая промышленность

136

22,3

984

1,2

Машиностроение

Металлоо-бработка

1256

25,5

3825

1,4

Лесная и целлюлозно-бумажная

промышленность

2066

54,0

3926

6,4

Промышленность и стройматериалы

933

44,8

3195

9,5

Стекольная промышленность

 

32

 

21,0

 

84

 

1,9

Легкая промышленность

809

36,9

3958

2,1

Пищевая промышленность

31181

64,8

31424

21,5

Микробиология

7

15,6

37

1,7

Медицинская промышленность

11

4,8

37

0,5

 

Таблица показывает, что наибольший удельный вес малых предприятий приходится на пищевую промышленность (64,8%), они обеспечивают производство более, чем одной пятой совокупного объема производимой продукции. В лесной промышленности они составляют более половины всех предприятий, хотя объемы производства не достигают и 7 %. Это объясняется сохранением государственной собственности на малых предприятиях, выделившихся из состава крупных предприятий.

Анализ показывает, что предприятия малого бизнеса формируются и развиваются в достаточно сложных экономических, социальных и политических условиях. 2

Существенным препятствием развития малого предпринимательства являются неразвитость сектора частной собственности, отсутствие оптового рынка сырья, материалов, оборудования, неразвитость рынка рабочей силы, неподготовленность кредитной системы для финансирования малых предприятий, правовая незащищенность новых юридических лиц.

Для расширения сферы предпринимательской деятельности в России требуется существенная государственная поддержка малых предприятий на всех уровнях, и прежде всего в сфере кредитования и страхования малого предпринимательства, стимулирование его инвестиционной активности.

Государственная поддержка малого предпринимательства, несмотря на принятые соответствующие законы и правительственную программу, пока не оказывает эффективного влияния на развитие малых предприятий. Неблагоприятный предпринимательский климат во многом вызван негативными тенденциями в экономике.

К ним относятся:

-  отсутствие инфрастуктуры малого бизнеса;

-  перемещение мелкого и среднего капитала из производства в сферу преимущественно торгово-посреднических операций;

-  недолговечность большинства малых предприятий, обусловленная не только нестабильностью макроэкономической ситуации, но и отсутствием стимулов к долгосрочным инвестициям в развитие производства;

-  вытеснение большинства малых предприятий на периферию технического прогресса;

-  уход мелких предприятий в теневую экономику в целях уклонения от неразумного налогообложения и, в следствие, неспособности государства обеспечить безопасность от криминальных структур.

Можно выделить ряд направлений, которые могут реально обеспечить развитие предпринимательства, сделав его действенным фактором хозяйственной жизни:

1.                      Большие индустриальные предприятия могли бы выступать в качестве организаторов малого промышленного предпринимательства путем предоставления последнему производственных мощностей, оборудования, технологий, кадров и т.д.

2.                      Усиление инвестиционной активности. Сейчас инвестиции осуществляются по нескольким направлениям: государственное финансирование в рамках целевых федеральных программ, финансирование из местных бюджетов, кредитование зарубежными организациями, амортизационные отчисления.

При наличии столь большого числа каналов финансирования, инвестиционный климат нельзя назвать благоприятным. Причин этому много. Некоторые: 1) каждый из каналов действует самостоятельно, и  они в совокупности представляют единую, скоординированную систему; 2) имеются большие сложности как при формировании источников капиталовложений, так и при практической реализации последних и т.д.

3.                      Составной частью политики протекционизма является налоговая система. Налоги отражают суть отношения государства и предпринимателя.

Несовершенство налоговой системы становится все более очевидным. Она должна быть подчинена развитию производства. Необходимо дифференцированное налогообложение предпринимательства в зависимости от регионов. 3

   Государственная политика по поддержке предпринимательства за несколько лет прошла путь от отдельных предприятий по его инвестиционной поддержке к целостному комплексу мер , направленному на становление и развитие отечественного малого бизнеса. Ее реализация в рамках Федеральной программы государственной поддержки осуществлялась по следующим основным направлениям:

-  формирование нормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;

-  развитие системы государственной финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малого предпринимательства;

-  информационное, научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства;

-  создание системы социальной защиты и безопасности в малом предпринимательстве.

  Структура органов государственной поддержки малого бизнеса на федеральном уровне, сформировавшаяся к настоящему времени, включает следующие организации:

-  Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;

-  Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции;

-  Агентство по поддержке малого бизнеса;

-  Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

-  Банк содействия развитию малого бизнеса;

-  Торгово-промышленная палата;

-  Департамент и отделы федеральных министерств и ведомств, отделы региональных органов управления, занимающиеся проблемами поддержки малого предпринимательства.

    Сейчас многие местные администрации оказывают существенную помощь в развитии предпринимательства: выделяются объекты, помещения, земельные участки, поощряют создание и функционирование общественных объединений предпринимателей и др.

Итак, в странах со сложившейся рыночной экономикой предпринимательство пользуется государственной поддержкой, поскольку оно обеспечивает нормальное функционирование хозяйства, способствует росту промышленной продукции, совершенствованию технологического процесса, снижению безработицы.

Тем более, государственная поддержка предпринимательства нужна нашей стране в условиях трудного перехода плановой экономики к рыночной, когда предприниматель вступает в конкурентную борьбу со сложившимися в течение многих лет монопольными структурами, обладающими большими материальными и финансовыми ресурсами.

Поэтому в России должна быть создана система государственной поддержки предпринимательства, учитывающая отечественную специфику и ориентированная, в первую очередь, на содействие  развитию предпринимательства на региональном уровне.

Социологические особенности российского предпринимательства являются важнейшим фактором реформы методов оздоровления экономики. 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________

 

Предпринимательство: Учебник для вузов/ под ред.проф. В.Я.Горфиннеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А.Швандара. – М.: ЮНИТИ, 2007.- 475 с.

 

2 Конституционное право России: схемы, таблицы, нормативные акты, Севостьянов Н.В., Серия «Учебники и учебные пособия», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008 – 320 с.

 

3 Предприниматель нуждается в защите: народная трибуна, 2006 г. 1 апреля.

 

4 Колов Ю.В.: В условиях самовыживания, Народная трибуна, 2007 г. 11 марта.

 

 



Информация о работе Российское предпринимательство XXI века