Предпринимательство в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 01:58, реферат

Описание

Как свидетельствуют историки, самым благоприятным периодом отечественного развития предпринимательства был период с 1861 г. по 1917г., когда нарастание предпринимательской активности ощущалось вне зависимости от реформаторской деятельности царей, правительства, от кризисов или благоприятных условий. Российское общество было подготовлено к преобразованиям всем ходом предшествующего внутреннего и международного развития. Предпринимательство, в широком смысле - самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, т.е. имеющих свое дело, которое приносит доход.

Содержание

Введение ……………………………… стр. 2
Глава 1.
Исторические предпосылки предпринимательства в России и тенденции его развития в рамках современной экономической ситуации …………… стр. 4
1.1. История предпринимательства………….. стр. 4
1.2. Тенденции развития предпринимательства ……………..стр. 10
Глава 2.
Проблемы предпринимательства в России …………стр. 21
2.1. Малое предпринимательство ……………….стр. 32
Заключение ……………………………………..стр. 34
Список использованной литературы ……………………….стр. 36

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

 

     Оглавление:

 

Введение   ……………………………… стр. 2

Глава 1.

Исторические предпосылки  предпринимательства в России и  тенденции его развития в рамках современной экономической ситуации …………… стр. 4

1.1. История предпринимательства………….. стр. 4  

1.2. Тенденции развития предпринимательства ……………..стр. 10

 Глава 2.

 Проблемы предпринимательства  в России …………стр. 21

2.1. Малое предпринимательство  ……………….стр. 32

Заключение ……………………………………..стр. 34

Список  использованной литературы ……………………….стр. 36

 

 

Введение

 

 Исследование  истории русского и российского  предпринимательства его культурно-исторических  предпосылок, получившее новый  импульс в связи с реформированием  экономики современной России  и развитием предпринимательской  деятельности, позволяет глубже понять истоки, причины и последствия социально-экономических трансформаций, оценить их влияние на общество. Взаимосвязь и взаимодействие экономики и государственной политики очевидны. Общее состояние этих взаимоотношений – это фактор, который самым наглядным образом отражается в развитии предпринимательства. Российской экономической среда имеет ряд отличительных особенностей, обусловленных уникальными чертами русского характера, одни из которых формировались на протяжении веков, а другие появились лишь в последние время в условиях открытого рынка. В этой работе я хотела бы показать влияние особенностей этой среды на развитие предпринимательской деятельности в России, и перспективы этого развития. Мне кажется, что эта исследование актуально, поскольку в последние время, при проведении экономических преобразований все меньше берутся в расчет не только культурные и исторические традиции Российского общества, но даже и современная психология общественного сознания. Безусловно, существуют проверенные временем устойчивые экономические модели, но они не применимы, если они не адаптированы к конкретной стране с ее традициями и сформировавшимся под влиянием этих традиций настоящим.

Мировой опыт подтверждает  - предпринимательство важный элемент  рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Высокий уровень развития предпринимательства  выступает необходимым слагаемым  современной модели рыночно - конкурсного хозяйства. Если прежняя экономическая система в России делала отчетливый акцент на развитии крупных и даже гигантский предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрупнение структуры экономики выступает одной из важнейших составляющих процесса приватизации всей экономической реформы в целом.

Предпринимательство во многом способствует поддержанию  конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору  общественному устройству, организованному на началах рынка и формирует социальный слой общества.

 Как свидетельствуют историки, самым благоприятным периодом  отечественного развития предпринимательства  был период с 1861 г. по 1917г., когда  нарастание предпринимательской активности ощущалось вне зависимости от реформаторской деятельности царей, правительства, от кризисов или благоприятных условий. Российское общество было подготовлено к преобразованиям всем ходом предшествующего внутреннего и международного развития. Предпринимательство, в широком смысле - самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, т.е. имеющих свое дело, которое приносит доход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Исторические  предпосылки предпринимательства  в России и тенденции его развития в рамках современной экономической ситуации

 

  В России сейчас  идет процесс формирования слоя  предпринимателей, претендующего на  ведущую роль в рыночной экономике.  Процесс этот протекает противоречиво  и сложно, что вызывается многими  обстоятельствами.

Прежде всего, в России исторически сложилось отрицательное  отношение к предпринимательству. Считалось, что основные характеристики предпринимателя, собственника, делового человека - прагматический склад ума, расчетливость, рациональность, материальный интерес, выгода и. т. д. противоречат этическим ценностям русского народа. Прагматический человек всегда вызывал презрительное отношение русской интеллигенции, что отражено в русской классической литературе.

 Новые капиталистические  отношения не стали тогда органической частью национальной хозяйственной системы, сохранявшей в значительной мере свой традиционный облик. Подавляющее большинство населения оказалось фактически не включенным в процессы капитализации страны. Вхождение населения в рынок отставало от темпов роста самого рынка и масштабов обогащения новой элиты. Слой крупных предпринимателей оторвался от своих социальных резервов. Крупный предприниматель и в начале XX века оставался одинокой фигурой, не вызывающей симпатий и не имеющий общественной поддержки не только за пределами своей среды, но часто и внутри ее. Именно социальная изоляция в обстановке общенационального кризиса, отсутствие поддержки в народных низах парализовало капиталистическую альтернативу в стране.

 Опыт предпринимательской деятельности того времени показывает, что процесс капитализации должен быть эволюционным, стимулирующим и поддерживающим, но никак не форсирующим естественное развитие рыночных отношений. Он не должен насаждаться в жизнь силой, применение которой к решению чисто экономических задач, кстати, стало отличительной чертой ближайшей отечественной истории.

 В СССР предпринимательство  официально рассматривалось в  негативном аспекте, полностью  несовместимым с плановой экономикой. Такая установка в действительности часто не совмещалась с практикой. Последняя не могла вписаться в жесткие рамки всеохватывающего плана, и для его же выполнения предприимчивым хозяйственникам то и дело приходилось проявлять инициативу, стремиться к нововведениям, к нетрадиционным подходам. Но мытарства, которые приходилось переносить рационализаторам, беспокойным хозяйственникам, сопротивление, которое они встречали в бюрократических кругах, подавляли предпринимательскую активность. А частное предпринимательство в сколько-нибудь крупных размерах вообще считалось уголовно наказуемым преступлением.

 Здесь так же сразу  же необходимо подчеркнуть, что  условия для возрождения предпринимательства  в России существенно отличаются  от тех, в которых развивалось  пред­принимательство на Западе, где принципы экономической свободы, конкуренции, частной собственности и индивидуализма формировались на протяжении столетий. Дело в том, что формирование российского предпринимательства началось в весьма неблагоприятных экономических и социально-политических условиях. Главные среди них - разрушение механизмов государственной власти; углубление экономического кризиса с общей утратой управляемости народным хозяйством, банкротством старого хозяйственного механизма и отсутствием нового; ошибки в определении направлений и способов реализации экономической политики; разрыв хозяйственных связей внутри страны, а также с бывшими союзными республиками и странами, ранее входившими в СЭВ. Все это в совокупности с другими факторами мешает становлению предпринимательства, деформирует его природу, сковывает реализацию имеющихся творческих, экономических и социальных ресурсов.

 

В последние несколько  лет ситуация изменилась. Формирующийся  класс предпринимателей стал пользоваться поддержкой государства. Однако щедрое предоставление прав и возможностей пока не подкрепляется механизмами их реализации. Отсутствие продуманных шагов в этом направлении прикрывается популистскими лозунгами о приватизации, о формировании класса собственников. Все это означает необходимость создания условий для формирования и расширения социальной базы реформ - экономически активного слоя населения, всемерного укрепления предпринимательских начал, особый упор, при этом делая на их конструктивность.

 Предпринимательство  как сложное и многообразное  социально-экономическое явление прошло исторически длительный этап своего становления. На протяжении нескольких столетий вырабатывались самые целесообразные типы и формы предпринимательской деятельности. Это нашло отражение в определении ее сущности. Форма предприятия оказывает прямое непосредственное воздействие на характер и масштабы привлечения капиталов.

 В процессе формирования  предпринимательских структур в  настоящее время можно выделить  две главные тенденции. Первая: преобладание государственных структур, отличающихся негибкостью и слабой степенью приспособляемости к изменяющимся условиям рынка, а также ограниченных в финансовых средствах. И вторая: возникновение и развитие предпринимательского сектора, более гибкого и быстро приспосабливающегося к изменяющемуся рыночному спросу.

 Между тем, осуществление  предпринимательства возможно лишь  при наличии определенной предпринимательской  среды, под которой понимается  общественная экономическая ситуация, включающая в себя степень  экономической свободы, наличие  (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, степень доступа к возможности формирования предпринимательского капитала, возможность использования необходимых ресурсов. Как конституционная организация, способная использовать определенные сочетания ресурсов для производства товара, принимать решения, создавать новшества и идти на риск - предпринимательство является типичным проявлением сущностных черт рыночной экономики. В свою очередь, переход к рынку немыслим без развития предпринимательства в самых разнообразных ею видах и формах. Естественно, что степень цивилизованности и эффективности предпринимательства находится в прямой зависимости от характера и структуры макросреды своего функционирования.

 Базовым свойством предпринимательства является экономическая свобода хозяйствующего субъекта, то есть наличие определенной совокупности прав, гарантирующих автономное, самостоятельное принятие решений по поиску и выбору вида, формы и сферы активности, методов ее осуществления, использование продукта и дохода, приносимого данной деятельностью. Показателем степени экономической свободы предпринимательства является число вновь появляющихся (в течение какого-то определенного временного периода) самостоятельных (независимых) предприятий.

 Для развития предпринимательства  необходимой является конкурентная  среда - наличие большого числа  производителей - продавцов одинаковой  по своему функциональному назначению  или взаимозаменяемой продукции.  Конкуренция, по общему признанию, является ключевым звеном в функционировании рынка и рыночной экономики в целом. Под конкуренцией в рыночном хозяйстве понимается экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы собственников товаров и услуг за наиболее выгодные условия производства и реализации. Это предполагает отсутствие монопольного производства, препятствующего развитию конкуренции. Роль конкуренции в формировании предпринимательства состоит в выявлении наиболее результативных, эффективных путей развития путем сравнения, отбора лучших способов деятельности.

В условиях конкуренции происходит жесткая проверка идей и личных качеств  предпринимателей, уровня их образованности, способности верно ориентироваться  в окружающем мире. И на вершину  поднимаются лишь те, кто умеет  правильно понять и, верно оценить и удовлетворить общественные потребности. Таких оказывается немного. Большинство из огромного числа новых предприятий, как правило, терпит неудачу и исчезает. Одни объявляют себя банкротами, другие самоликвидируются, когда становится ясно, что надежды па успех не сбудутся. Но достаточное число предприятий работают успешно, создавая новые рабочие места, новые области деятельности и новую добавленную стоимость, в которой нуждается современная экономика. Предпринимательство и конкуренция - это звенья одной цепи.

 Однако не следует  особенно полагаться на естественность  и независимость процессов формирования  конкурентных отношений и развития  предпринимательства. Об этом  ярко свидетельствует хозяйственная  практика развитых стран. Например, высококонкурентная среда Японии насквозь пронизана государственной регламентацией. Поддержание конкуренции требует непосредственного, а порой жесткого воздействия государственных органов на субъекты предпринимательской деятельности. Это обширная проблема, решение которой требует всестороннею регулирования экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности и организационно-правовых форм предпринимательской деятельности; ясную и четко ориентированную антимонопольную политику; определение локальных естественных монополий и механизма государственною контроля и регулирования их деятельности.

 В российском  законодательстве, прежде всего,  законе "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности  на товарных рынках" (принят 22 марта 1991 г.) имеются конкретные перечисления направлений, по которым возможны рекомендации со стороны Антимонопольного комитета с целью содействия развитию предпринимательства и конкурентных методов ведения хозяйства. Назовем основные из этих направлений:

- о предоставлении  льготных тарифов, а также об  уменьшении налогов или освобождении  от них хозяйствующих субъектов,  впервые вступающих на данный  товарный рынок;

- об изменении  сфер применения свободных, регулируемых  и фиксированных цен, в том  числе от установления фиксированных цен на товары, производимые или реализуемые хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением;

- о создании  параллельных структур в сферах  производства и обращения, в  частности, за счет государственных  капиталовложений;

Информация о работе Предпринимательство в России