Предпринимательство в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:32, реферат

Описание

В последние годы в Казахстане получило динамичное развитие предпринимательство, которое представляет собой инициативную, самостоятельную, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность физических и юридических лиц, направленную на получение прибыли.
Возрождение предпринимательства в Казахстане состоялось. Действительно, до 1917 года предпринимательство в стране имело место, но в силу слабого уровня развития производительных сил тогда оно не получило должного распространения.

Работа состоит из  1 файл

Предпринимательство.docx

— 43.87 Кб (Скачать документ)

       

   

4. Государственные: бюрократизм, волокита, коррупция, вымогательство

  • Дальнейшее углубление реформы государственной службы
  • Совершенствование работы Высшего дисциплинарного совета Республики Казахстан
  • Обеспечение строгого соблюдения и верховенства законов; введение упрощенной системы регистрации, страхования, лицензирования, бухгалтерского учета и процедур согласования для субъектов малого бизнеса
  • Достижение прозрачности работы всех органов государственной власти, задействованных в сфере малого и среднего бизнеса (каждый регистрирующий и контролирующий орган должен иметь список, а контролирующий – список необходимых документов, который вывешивается в доступном для посетителей месте); отмена для отдельных государственных органов прав по оказанию платных услуг, не предусмотренных законодательством Республики Казахстан
  • Упрощение системы обслуживании субъектов малого бизнеса в соответствующих государственных органах, банках, страховых, нотариальных, юридических фирмах и др.
  • Обеспечение правопорядка и налаживание взаимодействия служб МВД по принятию оперативных мер по заявлениям предпринимателей на противоправные действия отдельных лиц и групп, а также по фактам вымогательства (рэкета) и шантажа под угрозой применения силы
  • Создание структур по защите собственности и бизнеса 

5. Информационные: недостаточный уровень отражения проблем и распространения опыта в СМИ

  • Усиление пропаганды развития малого, среднего бизнеса в средствах массовой информации и в сети электронной информации
  • Издание специальных буклетов, брошюр, информационных листков, дайджестов, создание страничек  бизнеса в сети Интернет
  • Организация специальных циклов передач по радио и телевидению
  • Подготовка  газетных и журнальных публикаций по актуальным вопросам малого и среднего бизнеса




 

           *Примечание: Материал обобщен на основе источника заимствования: Кантарбаева А.К. Предпринимательство: институционально – эволюционный подход. – Алматы: Раритет, 2000.- 200с.

  Таким  образом, нельзя не заметить, что  беды часто исходят из элементарной неразвитости рыночных отношений. Задумывая, в общем-то, полезное предприятие, предприниматель не всегда учитывает его реальную целесообразность для данной местности, не обладает достоверной информацией о наличии минерально-сырьевых ресурсов, квалификационных кадров и т.д.

В результате в проигрыше остается само же государство. Роль предпринимательских структур в стабилизации экономики, преодолении спада производства,  инфляции незначительна. Создаваемые предприятия обходят производственную деятельность и стремятся в такие сферы, как посредническая, банковская, сфера услуг, торгово-закупочная, где обеспечивается быстрый оборот капитала. Источником товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из госторговли, включая продукты питания.

Полученная  прибыль не используется на производственные инвестиции, а вновь идет в сферу  обращения или вкладывается в  недвижимость и валюту. Массовый характер приобрело укрывательство реальных объёмов деятельности и доходов. Поэтому и не изживается в сознании представление о предпринимательстве как о чем то плохом, неприязненном, а о предпринимателе – как о спекулянте.

И так, видимо, будет продолжаться до тех пор, пока не будет преодолена кустарщина в  организации частного предпринимательства. Малые и средние предприятия , как и крупная индустрия, одинаково нуждаются в логически обоснованной, стройной системе законодательных актов, регламентирующих их право и ответственность перед государством в научных методах управления их деятельностью. Их надежным союзником и гарантом должно стать государство.

Принимаемые же в республике меры не приобрели  еще характера целостной системы, элементы которой были бы объединены генеральной идеей и взаимосвязаны между собой. Нет и единого программного документа республиканского масштаба, направленного на комплексное решение проблем предпринимательства. Выработанная Государственная программа поддержки и развития предпринимательства на 1992-1994гг. предусматривала проведение целенаправленной работы по развитию предпринимательства, конкуренции, защиты интересов потребителей.

Антикризисная программа предполагала создание Республиканского фонда поддержки малого предпринимательства  и развития конкуренции, уставный капитал которого формировался как за счет государственных ресурсов, так и путем привлечения отечественных и иностранных инвесторов.

Фонд  был призван выдавать кредиты  только под проекты, эффективность  которых подтверждена соответствующей экспертизой, с одновременным обязательным применением залогового права либо поручительства.

В связи  с возникшими потребностями в  республике была создана целая сеть объектов, обслуживающих предпринимательские  структуры и обеспечивающих нормальное функционирование рыночных механизмов. Областные отделения Фонда поддержки  предпринимательства выполняли  роль методологических, организационных, консультационных центров. Такие центры созданы в 1997-1999гг. в Карагандинской , Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Кустанайской, Северо-Казахстанской и других областях, которые предоставляют начинающим предпринимателям широкий круг услуг: в выборе направления предприятия, составлении бизнес-планов, налаживании деловых контактов, содействии в аренде помещений и т.д.

Эти региональные центры стали также и центрами подготовки кадров предпринимателей. В создании этих центров помогают, в соответствии с соглашением, подписанным между Министерством экономики и Корпусом мира США, американские специалисты.

10 марта  1993 г. принимается постановление  Кабинета Министров РК №207 "О  республиканском фонде молодежного  предпринимательства", а 15 сентября 1993 г. - №884 "О порядке создания  центров малого бизнеса".

За минувшие годы произошли значительные изменения  и в экономике, и в законодательстве. Появились и окрепли предприниматели  малого и среднего бизнеса, число которых сегодня исчисляется уже десятками тысяч.

Только  за январь-октябрь доходы от предпринимательской  деятельности Республиканскому бюджету  составили 29953 млн. тенге, что говорит  о бесспорном развитии данного сектора  экономики в нашей стране.4

     Вступил в действие Гражданский  кодекс РК, который в концентрированном виде отразил в статье 10 предпринятые за несколько лет усилия государства по развитию и защите предпринимательства. В Конституции РК, принятой 30 августа 1995 г., занял прочные позиции пункт 4 статьи 25, провозгласивший право каждого гражданина на свободу предпринимательской деятельности.

Завершился  этот интенсивный законотворческий процесс подписанием 19 июня 1997 г. Закона "Об индивидуальном предприятии" и 7 июля 1997 г. – Указа Президента РК "О приоритетных и региональных программах поддержки и развития малого предпринимательства в РК".

Прогрессивные предприниматели пытаются выйти  на политическую арену, формировать  свои партии. Ярким примером может  служить деятельность Конгресса предпринимателей Казахстана. С одной стороны, Конгресс представляет и защищает интересы предпринимательских структур в органах государственной  власти, управления и судебных инстанциях республики через разработку альтернативных законопроектов; а с другой – содействует реализации через предпринимательские структуры экономических и социальных программ. Кроме того, к основным задачам деятельности Конгресса предпринимателей Казахстана относятся  содействие в реализации программ оказания помощи наименее социально защищенным слоям населения ; финансовая и другая поддержка различных благотворительных фондов республики; участие в привлечении иностранных инвестиций; создание и развитие на территории Республики Казахстан зон свободного предпринимательства. В 1993 г. Европейской комиссией было объявлено об открытии проекта "Центр деловых связей" в Алматы. Его осуществлением занялись консорциум Датского технологического института, торгово-промышленная палата Кельна, группы консультантов из Греции и Конгресса предпринимателей Казахстана. Основное направление деятельности ЦДС – поддержка малых предприятий в развитии связей с партнерами в Европейском Сообществе. Помощь касается проведения экспортно-импортных операций, поиска рынков сбыта, получения свежей и достоверной информации о состоянии мировых цен и пр. Центром установлены тесные контакты со многими торгово-промышленными палатами и коммерческими структурами Европы.

Образование предпринимательского класса необходимо для стабильности любого общества, ориентированного на рыночную экономику. Без развитого частного предпринимательства нет надежд на ликвидацию напряженного социального противостояния в обществе, на его переход от спада к подъему в экономике, что требует предоставления предпринимательского шанса каждому, создания равных для всех стартовых возможностей.

Эффективное региональное хозяйствование требует, чтобы собственность набрала  силу, достигла определенной "критической  массы". Величина последней неодинакова  в разных странах; обычно ее определяют на уровне 30-35%. Именно тогда, когда доля частной собственности достигнет  трети, процесс приватизации позитивно  влияет на ход и результаты производства.

Если  до 1991 г. государственная собственная  составляла более 90%, то к настоящему времени в стране преобладает частный сектор экономики: удельный вес частных предприятий составляет по республике около 80%, больш9иство из которых функционирует в сельском хозяйстве, промышленности и строительстве. В ВВП Казахстана частный сектор составляет 50% по данным Национального статистического агентства.

В регулярно  проводимых опросах в среде малых  бизнесменов США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют:

vнекомпетентность;

vнесбалансированный опыт (например, опытный менеджер, но не опытный коммерсант);

vнехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и товариществах, неумение заводить и поддерживать деловые связи контакты.

Другими причинами банкротств малых фирм являются запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки; катастрофы пожары, воровство, мошенничество и др.

Шансы малой  фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более  высокий и стабильный доход, чем  фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины-владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем  мужчины. В ходе исследований отмечаются, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят рамки здравого смысла.

На неудачах малого и среднего бизнеса сказывается  невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.

Постоянный  поиск то проявляющих, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов предпринимательства будущего.

Подводя итоги вышесказанного, можно кратко изложить условия активизации предпринимательской деятельности в Казахстане. Ими являются:

    1. невмешательство государства в деятельность предприятия;
    2. оказание материальной помощи со стороны государства;
    3. предоставление хозяйственным субъектам гарантии в сохранности  их собственности;
    4. предоставление экономической свободы и создание для всех участников рыночных отношений равных прав;
    5. формирование инфраструктуры рынка;
    6. свободный доступ к ресурсам, кредитам и информации;
    7. рыночно-конкурентный режим хозяйствования, антимонопольная деятельность государства;

При этом для предпринимателя важно следующее:

vОтчетливый план.

vОрганизация, способная по своей форме достигать поставленных целей и закреплять достигнутое путем применения определенных принципов.

vНаличие людей, материалов, машин, денежных средств и методов, позволяющих организации применять принципы, при помощи которых достигаются цели и закрепляется достигнутое. Исполнительская дисциплина.

vКомпетентные и знающие менеджеры, которые сумели бы заставить организацию и оборудование достигать целей. Быстрый, качественный, постоянный учет.

vДиспетчирование, нормирование, графики, стандартизация.                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Предпринимательство существует везде, где люди по собственной  воле (а не по централизованно разработанному плану) производят товары и оказывают  услуги. Но людям свойственно ошибаться. Удача в предпринимательстве не падает с неба. Как её добиваться, как уберечь себя, свой бизнес от ошибок? Чаще всего истоки неудач закладываются на стадии организации предпринимательства. Такие ошибки наиболее трудно исправимы. По этой причине знание теоретических основ предпринимательства является необходимым условием долгой и успешной  жизни в бизнесе.

Знание видов  и организационно-правовых форм предпринимательства  дает возможность предпринимателям успешно открывать и расширять  собственное дело, принимать грамотные экономические и юридические решения. Без этих знаний в Казахстане невозможно построение цивилизованной системы предпринимательских отношений, которые, в свою очередь, являются основой экономического  развития и процветания страны. Поэтому сейчас осуществляются постоянные преобразования и корректировки в этой области с целью создания упорядоченной системы функционирования и взаимоотношения различных фирм и предприятий.

Информация о работе Предпринимательство в Республике Казахстан