Предпринимательство и его роль в социально экономическом развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 00:33, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов предпринимательства, как экономической категории и предпринимательской деятельности в Украине.
Для достижения поставленной цели, необходимо решение следующих задач:
- ознакомиться с сущностью предпринимательства;
- изучить функции предпринимательства и стадии предпринимательского процесса;
- показать роль предпринимательства в социально – экономическом развитии общества;
- изучить особенности развития предпринимательства в Украине

Работа состоит из  1 файл

Предпринимательство и его роль в социально.doc

— 251.50 Кб (Скачать документ)

Для того, чтобы малый  бизнес мог развиваться, частному предпринимателю необходимо понять:

первое - четкие и понятные правила игры;

второе - он должен иметь возможность  нормально, под патронажем правительства  и с помощью консалтинговых структур любую свою цель довести до реализации. Малое предпринимательство - это  очень чувствительный сектор экономики, что имеет потребность в государственной и регуляторной поддержке;

третье - доступ к финансовым ресурсам, и под небольшие проценты;

четвертое – «нормальные налоги».

Предприниматель должен знать, что из заработанной гривны отдаст столько, что остаток позволит иметь  нормальную прибыль для развития производства и для себя, а государство  при этом не будет иметь к нему претензий. Следом за этим, первый вопрос, что возникает, где взять начальный капитал и работать со своими деньгами или с ссудным капиталом? Можно ли взять кредит или открыть кредитную линию. Что касается финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства, к сожалению, нужно констатировать, что бизнес в Украине сталкивается с высокими процентными ставками, которые увеличивают стоимость капитала и становятся тормозом развития нового бизнеса. Обязательное требование наличия залога, стоимость которого превышает сумму предоставленного кредита, ограничивает доступ к кредитным ресурсам для малых предприятий, особенно в сельской местности, где банки даже не принимают в залог имущество в связи с его неликвидностью. Лица, которые желают положить начало малому бизнесу, вообще не имеют возможности получить кредит, ввиду обязательного требования банков относительно наличия срока работы предприятия, как правило, не меньше 6 месяцев. В соответствии с Положением Национального банка Украины "О кредитовании, утвержденным Постановлением Правления Национального банка Украины №246 от 28 сентября 1995 г., кредитование предпринимательской деятельности осуществляется путем проведения кредитных операций. В западных странах давно пришли к выводу, что именно "малые" предприниматели быстрее реагируют на изменения рыночной конъюнктуры, присоединяют ресурсы, людей и мощности, которые простаивают. Малый и средний бизнес не требует колоссальных инвестиций, позволяет максимально сближать интересы владельца и наемного рабочего. В этом секторе формируются значительные финансовые ресурсы, действуют инновационные и венчурные предприятия, способные взять на себя те риски, на которые чаще не идут большие компании. Малый бизнес является действующим механизмом в борьбе с безработицей, и постепенно становится источником пополнения как местного, так и общегосударственного бюджета. В конечном итоге, именно он стабилизирует ситуацию в стране, создает средний класс. Чего нельзя сказать о нашей стране. Одним из перспективных направлений создания конкурентно-рыночной среды является развитие малого бизнеса. Суть и значение малого бизнеса состоит в том, что:

-он является ведущим сектором рыночной экономики;

-составляет основу мелкотоварного производства;

-определяет темпы экономического развития, структуру и качественную характеристику ВВП;

-осуществляет структурную перестройку экономики, быструю окупаемость расходов, свободу рыночного выбора;

-обеспечивает насыщение потребительскими товарами и услугами ежедневного спроса, реализацию инноваций, дополнительные рабочие места;

-имеет высокую мобильность, рациональные формы управления;

-формирует новый социальный слой предпринимателей-собственников;

-способствует послаблению монополизма, развития конкуренции.

Относительно инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, стоит остановиться на тех моментах, которые касаются инновационно-инвестиционной составляющей. Инновационный потенциал - сравнительно сильно развит в нашей стране. При более благоприятной экономической среде компании Украины в целом готовы к последующему развитию бизнеса. И хотя Украина демонстрирует определенный уровень инновационного потенциала, по способности адаптировать новые технологии через привлечение прямых иностранных инвестиций, мы занимаем заключительные места. Для исправления ситуации с целью внедрения инноваций в предпринимательскую деятельность разработан проект распоряжения Кабинета Министров Украины "Об участии Украинской Государственной инновационной компании в институтах общего инвестирования" относительно создания при участии государства венчурного инвестиционного фонда, ориентированного на инвестирование инновационных проектов в высокотехнологичных секторах экономики. Одной из основных проблем развития малого предпринимательства является недостаток знаний для создания и ведения собственного дела. Решая эту проблему, Государственная служба занятости проводит учебные семинары при участии специалистов центров занятости, налоговых органов, социальных фондов, финансовых и предпринимательских структур, которые предоставляют широкий спектр информационных и консультационных услуг незанятому населению по юридическим, экономическим, психологическим и другим вопросам. Так же в следствии принятия Налогового кодекса Украины, вступившего в силу с 1 января 2011 года, по моему мнению запустило процесс ущемления и даже может быть в последствии уничтожения частных предпринимателей, которые составляют большую часть экономического потенциала страны. Я согласна, с Н. Азаровым, что необходимы меры урегулирования законности оплаты налогов и платежей малым бизнесом, но не такие же кардинальные и так сразу, что естественно привело к недоумению предпринимателей и повлекло за собой множество протестов, митингов и высказываний со стороны частников. Для мелких субъектов налоговая нагрузка увеличится в 3-4 раза. Это абсолютно неадекватно, особенно, притом, что в это же время предлагается создать специальный режим налогообложения для так называемых «зон приоритетного развития».

Итак, проблема становления и развития предпринимательства в экономике любой страны, в том числе и Украины, принадлежит к категориям особенно актуальным, поскольку она напрямую связана с уровнем социальной комфортности населения. Развитие предпринимательства обеспечивает не только материальную стабильность населения, но и развивает интеллектуальные, нравственные, культурные и другие качества человека.

 

2.3. Государственная поддержка  по отношению к предпринимательству

 

Одна из задач государства - формирование позитивного отношения населения к предпринимательской деятельности.

Системное применение рычагов управления повышает эффективность государственной поддержки бизнеса.

Государственная поддержка предпринимательства  представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а  также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.

Эти цели достигаются, если государство  стимулирует изменения в общественном сознании, ориентирует его на жизненные  интересы и ценности среднего класса, формирует позитивное отношение  различных слоев и групп населения  к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможному жизненному пути. Необходимо помочь гражданам сделать осознанный выбор - стать предпринимателем или остаться наемным работником, инвестировать средства в производство или использовать их для личного потребления.

Большое значение имеет развитие позитивного  самосознания предпринимателей исходя из принципов социальной ответственности  и деловой этики. Представляется, что только в этом случае предприниматели могут вырасти в самостоятельную социально-активную группу со специфическими общими интересами, способную стать опорой государства и неотъемлемым элементом гражданского общества.

С точки зрения предпринимателя  именно государство должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (максимизации прибыли, эффективности инвестиций, минимизации риска, защиты собственности и личности и т.п.).

С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности, экономическая помощь и т.п.).

В области пересечения  целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика. Отсюда вытекает стратегия и тактика государства по отношению к предпринимательству.

Статья 12. Общие гарантии прав предпринимателей

Государство гарантирует  всем предпринимателям, независимо от избранных ими организационных форм предпринимательской деятельности, равные права и создает равные возможности для доступа к материально-технических, финансовых, трудовых, информационных, природных и других ресурсов. В случае поставок предпринимателем товаров, выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения государственных потребностей государство способствует обеспечению его материально-техническими и другими ресурсами. (Часть вторая статьи 12 в редакции Закона N 481/96-ВР от 12.11.96) В предусмотренных законом случаях предприниматель или гражданин, который работает у предпринимателя по найму, может быть привлечен к выполнению в рабочее время государственных обязанностей. Орган, который принимает такое решение, возмещает предпринимателю соответствующие убытки. Споры о возмещении убытков решаются судом или арбитражем в соответствии с их компетенцией.

Статья 13. Гарантии имущественных прав предпринимателя

Государство гарантирует  неприкосновенность имущества и  обеспечивает защиту права собственности предпринимателя. Изъятие государством у предпринимателя его основных и оборотных фондов и другого используемого им имущества не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Украины. Убытки, причиненные предпринимателю вследствие нарушения гражданами, юридическими лицами и государственными органами его имущественных прав, охраняемых законом, возмещаются предпринимателю в соответствии с действующим законодательством.

Статья 14. Государственная поддержка предпринимательства

С целью создания благоприятных  организационных и экономических  условий для развития предпринимательства  государство:

на условиях и в  порядке, предусмотренных действующим  законодательством, предоставляет  земельные участки, передает предпринимателю государственное имущество (производственные и нежилые помещения, законсервированные и недостроенные объекты и сооружения, неиспользуемое оборудование), необходимые для осуществления предпринимательской деятельности;

согласно статье 12 этого  Закона способствует организации материально-технического обеспечения и информационного обслуживания предпринимателей, подготовке и переподготовке кадров;

осуществляет первоначальное обустройство неосвоенных территорий объектами производственной и социальной инфраструктуры с продажей или передачей их в кредит предпринимателям;

стимулирует с помощью  экономических рычагов (целевых  субсидий, налоговых льгот и т.п.) модернизацию технологии, инновационную  деятельность, освоение новых видов  продукции и услуг;

предоставляет предпринимателям целевые кредиты;

представляет предпринимателям другие виды помощи.

Статья 15. Государственное регулирование

Государство законодательно обеспечивает свободу конкуренции  между предпринимателями, защищает потребителей от проявлений недобросовестной конкуренции и монополизма в любых сферах предпринимательской деятельности. Органы государственного управления строят свои отношения с предпринимателями, используя:

налоговую и финансово-кредитную  политику, включая установление ставок налогов и процентов по государственным кредитам;

налоговых льгот; цен  и правил ценообразования; целевых  дотаций; валютного курса; размеров экономических санкций;

государственное имущество  и систему резервов, лицензии, концессии, лизинг, социальные, экологические  и другие нормы и нормативы;

научно-технические, экономические  и социальные республиканские и  региональные программы;

договоры на выполнение работ и поставок для государственных  нужд.

Вмешательство государственных  органов в хозяйственную деятельность предпринимателей не допускается, если она не затрагивает предусмотренных законодательством Украины прав государственных органов по осуществлению контроля за деятельностью предпринимателей.

Государственные органы и должностные лица могут давать предпринимателям указания только в соответствии со своей компетенцией, установленной законодательством. В случае издания государственным или иным органом акта, не соответствующего его компетенции или требованиям законодательства, предприниматель вправе обратиться в суд или арбитраж с заявлением о признании такого акта недействительным.

Не допускается принятие государственными органами актов, которые  определяют привилегированное положение  субъектов предпринимательской  деятельности одной из форм собственности  относительно субъектов предпринимательской деятельности других форм собственности. (Статья 15 дополнена частью пятой по закону N 304/95-ВР от 13.07.95)

Убытки, причиненные предпринимателю  вследствие выполнения указаний государственных  или других органов или их должностных  лиц, которые привели к нарушению прав предпринимателя, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей относительно предпринимателя, подлежат возмещению этими органами. Споры о возмещении убытков решаются судом или государственным арбитражем. Формирование целостной системы государственной поддержки предпринимательства - сложный и длительный процесс, в основе которого лежат:

Информация о работе Предпринимательство и его роль в социально экономическом развитии общества