Предпринимательское поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 21:16, реферат

Описание

Рыночная, капиталистическая экономика всегда характеризовались как мир бизнеса, а бизнес и предпринимательство - по сути одно и то же. Переход любой экономики к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономике вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
1.Предпринимательское поведение: понятие и сущность……………..
2.Виды предпринимательского поведения………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Предпринимательское поведение.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

  1. Предпринимательское поведение: понятие и сущность……………..
  2. Виды предпринимательского поведения………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ  ИСТОЧНИКИ……………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

        Два слова «предпринимательство» и «рынок» связаны неразрывными узами. Самое краткое и ёмкое определение рыночной экономики звучит просто: «Экономика свободного предпринимательства».

        Рыночная, капиталистическая экономика всегда характеризовались как мир бизнеса, а бизнес и предпринимательство - по сути одно и то же. Переход любой экономики к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономике вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой составной части экономической деятельности.

         Рыночная экономика невозможна без фигуры предпринимателя – свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Предпринимательство в разных экономических областях различается по форме и, особенно, по содержанию операций и способам их осуществления. Но характеры бизнеса накладывает значительный отпечаток на вид товаров и услуг, которые предприниматель производит или оказывает. Предприниматель может сам производить товары и услуги, приобретая только факторы производства. Он также может приобретать готовые товары и перепродавать его потребителю. Наконец, предприниматель может только соединять производителей и потребителей, продавцов и покупателей.

         Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. 
Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей 
причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской 
идеи.
 
 
 

  1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ:

                             ПОНЯТИЕ  И  СУЩНОСТЬ 

    В рыночной экономике важным условием достижения предприятием успеха и условием его развития является предпринимательство и предпринимательский стиль поведения.

    Предпринимательство (предпринимательское поведение) –  это вид экономической деятельности, обусловленный определенными факторами (религиозными, психологическими, политическими  и др.), связанный с осуществлением организационных инноваций в рискообразной ситуации и имеющий в качестве основной цели извлечение прибыли.

    Оно представляет собой упорядоченную совокупность  осознанных, социально и личностно значимых действий предпринимателя, отражающих используемые данным хозяйствующим субъектом принципы отбора экономических альтернатив. Отдельные действия предпринимателя могут быть самыми разнообразными, но вместе с тем их объединяет нечто особенное. Эта специфика замечается внешним социальным окружением, выделяется и становится характеристикой как предпринимательского поведения, так и самого хозяйствующего субъекта. Например, когда о предпринимателе говорят, что на него можно положиться, это означает, что он совершил множество действий, в которых был верен заключенным договорам, выполнял свои обязательства и доводил до конца начатое дело. Таким образом, характеристика действий предпринимателя становится характеристикой его поведения, которая, в свою очередь, распространяется на внутренний мир хозяйствующего субъекта.

    Предпринимательское поведение соотносится с предпринимательской деятельностью как особенное с общим. Все, что характеризует деятельность,  распространяется как общее на поведение,  а поведение, будучи особенным, вносит в деятельность собственное разнообразие, так или иначе влияя на ее результат.

    Предпринимательское поведение является, как правило,  активным типом экономического поведения с выраженными компонентами инновационного поведения. В социологии критериями выделения того или иного вида являются степени его соответствия различным общественным нормам (профессиональным, правовым, моральным и т.д.), причем адекватная социальная оценка  конкретного предпринимательства возможна на основе сравнительного анализа результатов его классификации по разным основаниям.

В целом  же эффективность  предпринимательства определяется результативностью совершенных предпринимателем действий по реализации предпринимательской идеи в процессе достижения предпринимательского успеха. Что касается социальной эффективности предпринимательского поведения, то она определяется вкладом конкретного вида поведения в расширение спектра возможностей для развития человеческого потенциала в рамках данного сообщества. Для того чтобы быть преуспевающим предпринимателем, нужны специфические способности и соответствующие мотивы поведения.

    Таким образом, предприниматель - это тот, кто нацелен на получение прибыли сверх среднего уровня путем наиболее полного удовлетворения потребностей на основе реализации собственных знаний, умений, прогнозов, тот, кто стремится совершить прорыв в той или иной сфере экономической деятельности - в создании новой продукции и технологии, в производстве или маркетинге и соответственно получить дополнительный доход за свой риск и предвидение.

    Предпринимательство реализуется несколькими способами:

  • путем частного предпринимательства, ведения собственного дела;
  • созданием предпринимательской организации. Размер организации должен позволять предпринимателю самому контролировать ситуации;
  • организацией внутрифирменного предпринимательства на основе автономии предпринимательских подразделений, позволяющей предпринимателю реализовывать свою потребность в принятии риска, самостоятельно отвечать за прибыли и убытки, контролировать результаты работы;
  • привитием организации (владельцам собственности, руководству, ядру акционеров) предпринимательского стиля поведения, при котором организация стремится к изменениям, повышающим эффективность работы, предвосхищает будущие проблемы, осуществляет глобальный поиск альтернативных путей своих действий, генерирует многочисленные альтернативы и выбирает лучшую из них.

    Чтобы понять сущность предпринимательства, необходимо раскрыть его

функции и роль в экономической системе:

     1.Ресурсная функция.   Она реализуется в мобилизации капитала, трудовых, материальных, информационных и других ресурсов для их производительного использования. Нацеленность предпринимателя на динамическую эффективность вынуждает его к постоянному поиску дополнительных ресурсов. Множество потенциальных ресурсов общества были бы невостребованы, не занимайся предприниматели их мобилизацией. Яркий 
пример тому - преобразования множества запущенных помещений и 
полуподвалов домов, подземных переходов в различного рода магазины, 
офисы и т.п.

       2.Организаторская функция.    Мобилизованные ресурсы могут принести пользу их собственнику, предпринимателю и обществу в целом лишь в том случае, если они будут должным образом использоваться. Поэтому предприниматель берет на себя функцию организации производства, сбыта, исследования рынка, научных разработок и т. п. Конечно, непосредственно организацией работы предприятия в тех или иных направлениях могут

заниматься  наемные менеджеры, но это не меняет существа дела. Ведь предприниматель  проявил организаторские способности, уже хотя бы в том, что нашел нужных, способных эффективно управлять предприятиями людей. Кроме того, принятие принципиальных решений предприниматель всегда

оставляет за собой.

       3.Творческая функция.    Предприниматель постоянно нацелен на поиск новых решений. Стремление максимизировать прибыль или другой результат, 
признаваемый предпринимателем в качестве цели своей деятельности, не 
дает ему довольствоваться сложившимся положением. Он постоянно ищет, как 
улучшить свое дело. Появлением множества оригинальных 
научно-технических, экономических и организационных решений человечество 
обязано творческой функции предпринимательства.

       Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства.     

       Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов.

       Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует «вымыванию» устаревших. Оно способствует развитию конкуренции, а также увеличению «открытости» национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала.

       Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.

       Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха. 
 
 

  1. ВИДЫ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО  ПОВЕДЕНИЯ
 
 

    Виды  предпринимательской деятельности (поведения) и социально-экономический тип предпринимателя в рыночной экономике чрезвычайно разнообразны, но все они имеют единый родовой признак - стремление к коммерческому успеху, к увеличению дохода. Многообразие предпринимательской деятельности и их правовых форм связано с различием форм собственности, на базе которых действуют предприниматели.

      Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду или сфере деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и прочим.

        По виду деятельности предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную, инженерное предпринимательство и др.

     По формам собственности  подразделяется на государственную, частную.

     По количеству  собственников на: индивидуальную, семейную, коллективную, смешанную, совместную.

    По организационно-правовым формам: без образования юридического лица, частное предприятие, фермерское хозяйство, общество с ограниченной ответственностью, малое предприятие, смешанное товарищество, закрытое или открытое акционерное общество, совместное предприятие.

     По масштабам производства  и численности  работников: малое предприятие, среднее предприятие, большое предприятие.

      По территориальному признаку: сельская, районная, городская, областная, региональная, национальная, зарубежная.

      По отраслевой принадлежности: строительная, текстильная, металлообрабатывающая, горнодобывающая, пищевая, судостроительная, энергетика, транспорт, связь.

      Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, указанные ее формы взаимно пронизывают и дополняют друг друга, так что один из видов может содержаться в другом.

      Из всего этого разнообразия  видов предпринимательства  наиболее общим и важным является производственный вид предпринимательства, за ним следует коммерческий и замыкает цепь финансовый вид.

        К производственной предпринимательской деятельности относится деятельность, в условиях которой предприниматель непосредственным образом осуществляет производство продукции, товаров, работ, услуг, информации, духовных ценностей, подлежащих последующей реализации потребителям (покупателям). При этом функция производства является для предпринимателя основной, определяющей, тогда как другие сопровождающие производство функции, такие как сбыт продукции, играют вторичную роль, служат дополнением основной.

Информация о работе Предпринимательское поведение