Предпринимательский потенциал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:02, курс лекций

Описание

Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций
Сердцевину любой экономики составляет производство, создание экономического продукта. Без производства нет потребления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.

Работа состоит из  1 файл

Материалы по экономике предпринимательства.doc

— 1.31 Мб (Скачать документ)

• приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.

Предварительное согласие на осуществление таких сделок требуется в случаях, если суммарная стоимость активов по последнему балансу лиц, участвующих в их совершении, превышает 200 тыс. установленных федеральным законом МРОТ или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%, либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность данного хозяйствующего субъекта.

Для совершения указанных сделок соответствующие  лица обязаны представить в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на их совершение.

Основания для отклонения или удовлетворения такого ходатайства аналогичны основаниям для удовлетворения или отклонения ходатайства о даче согласия на слияние или присоединение коммерческих организаций.

Сделки по приобретению акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, совершенные в нарушение указанного выше порядка, приводящие к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирования, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Контроль за соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию. Хозяйствующие субъекты, имеющие намерение заключить соглашение или осуществить согласованные действия, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия соглашения или осуществления согласованных действий требованиям антимонопольного законодательства.

Антимонопольный орган в течение 30 дней со дня поступления всей необходимой для рассмотрения заявления информации принимает решение о соответствии либо несоответствии соглашения или согласованных действий требованиям антимонопольного законодательства.

Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства

За нарушения антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и иных наделенных функциями или правами указанных органов власти или организаций, коммерческие и некоммерческие организации или их руководители, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность.

Доход, полученный в результате нарушения  антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектом, чьи действия в установленном порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией, в случае неисполнения соответствующего предписания подлежит взысканию в федеральный бюджет в судебном порядке по иску антимонопольного органа (ст. 23.1 Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

В соответствии с ч. 2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) невыполнение в установленный срок законного предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ; на юридических лиц - от 2 до 5 тыс. МРОТ.

Согласно ст. 19.8 КоАП РФ непредставление  в федеральный антимонопольный  орган, его территориальные органы ходатайств, заявлений, сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством, либо представление заведомо недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 50 МРОТ; на юридических лиц — от 500 до 5 тыс. МРОТ.

Для данной категории правонарушений КоАП РФ установлен более длительный по сравнению с общими сроками срок давности привлечения к административной ответственности — один год со дня совершения административного правонарушения (ст 4.5)

В соответствии со ст. 178 УК РФ монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен наказываются штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказываются штрафом в размере от 500 до 700 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Вышеуказанные деяния, совершенные  с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения (при отсутствии признаков вымогательства), наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.

4.5. Концентрация и диверсификация производства  

 

Диверсификация производства —  одна из самых сложных форм развития концентрации. Она означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств и услуг, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной компании, концерна, предприятия, фирмы.

Диверсификация выражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные накопления не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и направления их на освоение современных видов продукции, создание новых производств и оказание всевозможных услуг.

В результате диверсификации производства предприятия превращаются в сложные многоцелевые комплексы, включающие производства, зачастую выпускающие продукцию и оказывающие услуги совершенно разного назначения и характера. Например, Лебединский ГОК (КМА) посредством диверсификации производства стал кроме железнорудного сырья производить щебень, колбасные и хлебобулочные изделия, чипсы, пиво и другую продукцию, не свойственную для данного предприятия. Диверсифицированным считается предприятие, когда более 30% общего объема продаж приходится на товары и услуги, не связанные с основной деятельностью предприятия.

В условиях перехода нашей страны на рыночные отношения актуальность диверсификации производства на предприятиях резко возрастает. Это связано  со стремлением хозяйствующих субъектов, в первую очередь промышленных предприятий, обезопасить себя от банкротства и получить максимальную прибыль.

Диверсификация производства способствует:

• большей выживаемости любого хозяйственного субъекта в условиях рынка;

• более полному использованию  ресурсов предприятия;

• наиболее полному насыщению рынка  необходимыми товарами и услугами;

• проведению антимонопольной политики.

В России в связи с переходом  на рыночные отношения многие промышленные предприятия оказались в сложном экономическом положении только из-за того, что своевременно не осуществили диверсификацию производства. Но из этого не следует делать вывод, что диверсификация представляет собой панацею от всех бед.

Непродуманная и экономически не обоснованная диверсификация может еще в большей мере усугубить финансовое положение любого промышленного предприятия.

Диверсификация производства зависит  от многих факторов, прежде всего от типа производства. Для наших условий  диверсификация производства наиболее эффективна, если она осуществляется на основе комбинирования производства.

5.1. Сущность, формы и показатели уровня специализации и кооперирования производства 

 

Специализация — это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.

Специализация производства представляет собой одну из форм разделения общественного  труда и организации производства В промышленности частное разделение труда означает деление промышленности на отрасли и дальнейшую их дифференциацию, с одной стороны, и специализацию предприятий — с другой

Единичное разделение труда представляет собой специализацию внутри предприятия. Специализация предприятий и цехов происходит в результате обособления производств однородных готовых изделий, а также производства отдельных составных частей продукции и отдельных операций технологического процесса по их изготовлению.

В промышленности различают следующие формы специализации:

• предметная специализация. Предприятия  специализируются на выпуске готовой  продукции (тракторов, автомобилей, самолетов и т.п.);

• подетальная специализация. Предприятие  специализируется на производстве отдельных деталей, узлов и агрегатов. Примером такой специализации может служить подшипниковый, карбюраторный и другие подобные заводы;

• стадийная, или технологическая, специализация. Предприятия специализируются на выполнении лишь отдельных стадий технологического процесса, например, прядильные фабрики, изго-кшливающие пряжу для ткацких предприятий, литейные, куз-печно-прессовые и сборочные производства в машиностроении;

• специализация вспомогательных  производств. Предприятия заняты выпуском тары и упаковки, инструмента и оснастки, а 1акже выполняют ремонтные работы.

В зависимости от масштабности различают  внутриотраслевую, межотраслевую и межгосударственную специализацию

Высшей ступенью является межгосударственная специализация, т.е. специализация в рамках ближнего и дальнего зарубежья Особенно актуально для России развитие специализации в рамках дальнего зарубежья, так как она слабо развита и на данном этапе более эффективна для нашего государства.

Для характеристики уровня и анализа специализации на практике используются следующие показатели:

• коэффициент охвата производства — характеризует долю продукции специализированной отрасли в общем выпуске продукции данного вида;

• коэффициент специализации —  характеризует долю основной (профильной) продукции в общем выпуске  продукции отрасли, предприятия, цеха;

• коэффициент подетальной специализации — характеризует долю продукции подетально (технологически) специализированных предприятий и цехов в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха;

• широта номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции. Чем шире номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции на предприятии и в цехе, тем ниже уровень специализации.

Специализация тесно связана с  кооперированием производства. По сути, это две стороны одного процесса, поэтому в экономическом плане их необходимо рассматривать в единстве.

Кооперирование - это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-либо сложную продукцию.

В соответствии с формами специализации  в промышленности различают три формы кооперирования:

• предметное, или агрегатное, кооперирование, заключающееся в том, что ряд предприятий поставляет разные изделия (электромоторы, генераторы, редукторы и др.) головным заводам, выпускающим машины и оборудование;

• подетальное кооперирование, когда  ряд специализированных предприятий поставляет головному заводу узлы и детали (подшипники, втулки, поршневые кольца и т. д.);

• технологическое, или стадийное, кооперирование, выражающееся в поставках одними предприятиями полуфабрикатов головным заводам (пряжи — ткацким фабрикам, поковок, отливки — машиностроительным заводам).

Основной показатель уровня кооперирования - доля стоимости полуфабрикатов, заготовок, деталей и узлов, получаемых от других предприятий в порядке кооперирования, в общей стоимости продукции предприятия.

Косвенным показателем уровня кооперирования признается количество предприятий, с которыми кооперируются головные предприятия.

В определенной мере уровень кооперирования характеризует и радиус кооперирования, который определяется как средневзвешенная величина.

С точки зрения отраслевой принадлежности и территориального расположения кооперирующихся между собой заводов различают следующие виды связей по кооперированию между промышленными предприятиями:

• внутрирайонные — кооперируются  предприятия, расположенные в одном экономическом (административном) районе, вне зависимости от отраслевой принадлежности;

• межрайонные — кооперируются  предприятия, расположенные в различных  экономических (административных) районах;

• внутриотраслевые — кооперируются  предприятия одной отрасли, и межотраслевые — при кооперировании заводов разных отраслей.

С точки зрения приближения поставщиков  к потребителям и сокращения транспортных расходов наиболее выгодным является внутрирайонное кооперирование. Однако в современных условиях развития науки и техники, глубокого общественного разделения труда невозможно обойтись только внутрирайонным кооперированием, особенно в машиностроении. Современные машины - сложные изделия, состоящие из тысяч и десятков тысяч деталей. Их создание вызывает необходимость кооперирования с предприятиями многих отраслей промышленности, расположенных в разных районах. Важно на основе конкретных технико-экономических расчетов выбирать наиболее оптимальные варианты кооперирования.

5.2. Экономическая эффективность специализации и кооперирования производства  

 

Развитие специализации и кооперирования оказывает самое существенное воздействие  на эффективность общественного  производства и отдельного предприятия  в силу следующих обстоятельств:

  • специализация служит основой для механизации и автоматизации производства;
  • на специализированных предприятиях, как правило, выше качество продукции, чем если бы эта продукция выпускалась на неспециализированных предприятиях;
  • на специализированных предприятиях больше возможностей для применения более производительной техники и технологии и наиболее эффективного их использования;
  • специализация позволяет снизить издержки на производство продукции за счет более высокого уровня механизации и автоматизации труда, использования более квалифицированной рабочей силы и концентрации производства;
  • развитие специализации обусловливает необходимость объективного развития стандартизации и унификации производства;
  • специализация позволяет даже на мелких предприятиях механизировать и автоматизировать производство и обеспечить высокую эффективность.

Информация о работе Предпринимательский потенциал