Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 23:05, курсовая работа

Описание

Аудиторскую деятельность могут осуществлять физические лица, имеющие квалификационный аттестат аудитора, и аудиторские организации. Индивидуальными аудиторами считаются работники аудиторской организации, в том числе и те, кто осуществляет деятельность на основании гражданско-правового договора, а также индивидуальные предприниматели. Аудиторскими организациями могут быть коммерческие организации любой организационной формы, за исключением открытых акционерных обществ

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..........3



Понятие и виды аудита..………………………………………………............6


Субъектный состав……………………………………………………...........12


Правовое регулирование аудиторской деятельности ...……………...........18


Заключение……………………………………………………………………….26


Список литературы………………………………………...................................28

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по Р П П.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

- заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством РФ;

- создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки;

- предоставлять аудитору информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита;

- давать по запросу индивидуальных аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и объяснения в устной и письменной формах;

- оперативно устранять выявленные аудиторами нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки, а также исполнять иные обязанности, вытекающие из существа подобного рода правоотношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Правовое  регулирование аудиторской деятельности  

Подход  государства в регулировании  аудита как нового для экономики  страны вида предпринимательства выражается преимущественно в формировании правовых основ функционирования и развития аудиторской деятельности, в осуществлении контроля за деятельностью профессиональных субъектов аудита.

   В России на первом этапе развития аудита государство, стремясь обеспечить публичные интересы, занимало жесткие позиции "администрирования" в аудиторской сфере с целью выработки правил поведения на рынке аудиторских услуг, создания правового механизма регулирования отношений, связанных с аудиторской деятельностью.

  По мере развития экономических отношений возникает необходимость не только в воздействии государства на рынок аудиторских услуг, но также включения механизмов саморегулирования. В 1998 г. Правительство РФ подготовило Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, в которой важное место отводится развитию саморегулируемых профессиональных объединений бухгалтеров и аудиторов. Все это свидетельствует о том, что в дальнейшем большая роль в регулировании будет отводиться саморегулируемым организациям, самим профессионалам, действующим на рынке аудита.

   Закон об аудите изменил структуру системы государственного регулирования аудиторской деятельности в России. В соответствии с данным законом Правительство РФ осуществляет государственное регулирование аудиторской деятельности: определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции государственного регулирования аудиторской деятельности, и утверждает Положение о нем; утверждает федеральные стандарты аудиторской деятельности, порядок проведения конкурсов на проведение обязательных аудиторских проверок юридических лиц, доля участия государства в которых составляет не менее 25%, и др.

  При уполномоченном федеральном органе государственного регулирования аудиторской деятельности в целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности действует Совет по аудиторской деятельности.

   Государственное регулирование аудиторской деятельности дополняется деятельностью аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, устанавливающих обязательные правила для своих членов и осуществляющих контроль за их соблюдением.

    На государственные органы возложены функции по аттестации аудиторов, лицензированию аудиторских организаций, а также по осуществлению контроля за качеством аудита. При государственной системе регулирования устанавливается обязательный характер аудиторских стандартов, что позволяет им совместно с законодательными актами обеспечивать регламентацию аудиторской деятельности. Саморегулирование аудиторской деятельности незначительно и выражено в совместной работе с уполномоченными государственными органами по подготовке и обсуждению законодательных актов, имеющих отношение к аудиторской деятельности, а также в защите и представлении интересов членов профессиональных объединений.

В системе  правового регулирования аудита в РФ можно выделить шесть уровней:

   Первый уровень правового регулирования представлен не только законами, полностью посвященными аудиту, как, например Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", но и касающимися аудита лишь в какой-то своей части - законы "Об акционерных обществах", "О Центральном банке РФ", к ним еще можно отнести нормы Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Административного кодекса РФ.

Нормы Федерального закона "Об аудиторской  деятельности" имеют приоритет  перед нормами других законов, регулирующих отношения в области аудита. Этот закон обозначил правовое пространство аудита и значительно расширил роль и возможности профессиональных аудиторских объединений, при этом он четко закрепил функции уполномоченного государственного органа регулирования аудиторской деятельности за Минфином России.

   Некоторые источники к первому уровню регулирования аудита относят еще и указы Президента РФ, но при этом указы президента не должны противоречить федеральным законам. Указы могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ8, в том числе и по вопросам аудиторской деятельности. Указы Президента РФ имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам и, следовательно, их можно отнести ко второму уровню нормативно-правового регулирования.

   Второй уровень нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности кроме указов Президента РФ представлены постановлениями Правительства РФ. На основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления об аудиторской деятельности, так как обязано обеспечивать проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики9. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативно-правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу. Например: постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации", от 12.06.2002 N 409 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита" и иные постановления, касающиеся особенностей проведения аудита отдельных хозяйствующих субъектов.

   Третий уровень представляют федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые Минфином России. Они устанавливают правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

   Федеральные правила (стандарты) обязательны для исполнения субъектами аудиторской деятельности, за исключением положений, в отношении которых указано, что они носят рекомендательный характер (п. 3 ст. 9 закона об аудите). Поэтому, по степени обязательности федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности следует разделить на следующие группы:

- правила  (стандарты), обязательные для исполнения;

- правила  (стандарты), преимущественно обязательные  для исполнения;

- правила  (стандарты), носящие рекомендательный  характер.

   Данный пункт закона во многом ослабил применимость этих правил, поскольку одна из сторон в договоре оказания аудиторских услуг может сослаться на рекомендательный характер того или иного правила.

В четвертый уровень можно выделить акты, издаваемые в пределах своей компетенции уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности - Минфином России, а также другими министерствами и ведомствами.

   На пятом уровне находятся нормативные акты аккредитованных (саморегулируемых) аудиторских объединений.

  К шестому уровню регулирования аудиторской деятельности относятся разработанные аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами внутренние правила (стандарты) и методики. Данные документы детализируют, расшифровывают и уточняют положения, сформулированные в документах других уровней и содержат подробное изложение вопросов, которые для вышестоящих уровней регулирования являются незначительными. Кроме того, посредством внутренних стандартов и методик должна быть внедрена система по контролю за качеством аудита.

  Регулирование аудита в РФ осуществляется при участии следующих субъектов аудиторской деятельности:

- уполномоченного  федерального органа государственного  регулирования аудиторской деятельности - Минфина России;

- Совета  по аудиторской деятельности;

- аккредитованных  аудиторских объединений;

- аудиторских  организаций и индивидуальных  аудиторов.

   Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 функции регулирования аудиторской деятельности закреплены за Минфином России. На него в рамках регулирования аудиторской деятельности были возложены функции по разработке законов, подзаконных и нормативно-правовых актов, организации системы надзора за деятельностью аудиторских организаций и объединений, ведению реестров субъектов аудиторской деятельности, лицензирование и аттестация.

    Относительно новой структурой в системе государственного регулирования аудита стал Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Данный орган, участвующий в регулировании аудиторской деятельности, был создан в целях учета мнения профессиональных аудиторов. Члены совета утверждаются руководителем уполномоченного органа по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений (не менее 51% от общего числа членов), федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений, кроме этого, в нем присутствуют представители уполномоченного органа, Центрального банка РФ и других органов государственной власти. Основные функции, возложенные на Совет по аудиторской деятельности, представлены участием в подготовке и рассмотрении проектов документов, регламентирующих аудиторскую деятельность совместно с Минфином России, разработкой и доработкой федеральных правил (стандартов), контролем за процессом повышения квалификации аудиторов, подготовкой информационных и методических материалов, исследованием зарубежного опыта в развитии аудиторской деятельности.

    Одной из форм регулирования аудиторской деятельности в России можно считать деятельность аккредитованных аудиторских объединений. В законе об аудите дано определение аккредитованному аудиторскому объединению10.

    Аккредитация профессиональных аудиторских объединений подразумевает их официальное признание и регистрацию в уполномоченном федеральном органе государственного регулирования аудиторской деятельности. Право получить статус аккредитованного имеет профессиональное аудиторское объединение, членами которого являются не менее 1 000 аттестованных аудиторов или не менее 100 аудиторских организаций. В дальнейшем планируется, что такой статус смогут получить те объединения, членами которых на момент аккредитации будут являться не менее 3 000 аудиторов или не менее 1 500 аудиторских организаций. Помимо количественного состава аудиторское объединение должно выполнять и другие требования, в частности иметь соответствующие рабочие органы, разработать обязательные для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности, кодекс профессиональной этики, а также систему контроля за соблюдением установленных правил и качеством проводимого аудита.

   Следует отметить, что существуют две позиции в части определения статуса саморегулируемых организаций:

- саморегулируемые  организации как продолжение  государственного регулирования  аудиторской деятельности и его  замена;

- саморегулируемые  организации как инструмент обеспечения  саморегулирования участников гражданских  правоотношений с основной задачей  - способствовать самоорганизации  этих отношений.

    К настоящему времени сложились все условия для укрепления роли в регулировании аудиторской деятельности профессиональных объединений. Такие задачи, как подготовка аудиторов, разработка правил (стандартов) аудиторской деятельности, осуществление большей части контроля за качеством работы аудиторов, в полной мере могут решаться ими. Учитывая грядущую отмену лицензирования аудиторских организаций, а также проекты поправок в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", можно отметить, что такой вопрос рассматривается. Федеральным законом от 02.07.2005 N 80-ФЗ были внесены дополнения в ст. 18 Федерального закона от 08.09.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которым с 01.01.2006 предполагалось отменить лицензирование аудиторской деятельности. Однако в связи с тем, что многие вопросы в части передачи полномочий Минфина России в САО не были решены, ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 252-ФЗ срок отмены лицензирования был перенесен на 01.07.2007.

Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ