Понятие предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:10, доклад

Описание

Издавна предпринимательство являлось неотъемлемой частью экономики. Развивалась, развивается и будет развиваться. Прошедшие изменения не так обширны, но все таки есть. В своем докладе я пыталась проследить особенности современного предпринимательства.

Работа состоит из  1 файл

План.doc

— 45.50 Кб (Скачать документ)


Понятие предпринимательства

 

Понятие « предпринимательство» не следует отождествлять с понятием «бизнес», которое есть более емким и предусматривает любой вид деятельности (даже аферы), что приносит доход или личную пользу.
Исходя из этого, предпринимателю должны быть присущие определенные качества связанные с его соответствующими функциями. Он должен:
1) усматривать в человеке главный источник повышения эффективности работы предприятия, новых идей; оказывать содействие формированию лидеров и новаторов, стимулировать в них оправданную степень риска; формировать экономическое мышление, постоянно осуществлять поиск новых возможностей, быть инициативным и др.;
2) уметь объединить людей для достижения общей цели; вдохновлять сотрудников, уделять значительное внимание стремлениям людей, их духовным качествам; добиваться того, чтобы ценности фирмы были в центре внимания работников, уметь убеждать их;
3) быть профессионально подготовленным для поиска оптимальных вариантов развития предприятия, повышение его эффективности; постоянно ориентироваться на эффективность и качество, осуществлять систематическое планирование; стремиться к всесторонней информированности, идти на умный риск; внедрять формы и системы заработной платы, которые оказывают содействие экономии ресурсов (сырья, электроэнергии, топлива, уменьшения ручной работы); предоставлять подразделам определенную автономию, стремиться к простоте управления; умело объединять автономию с жестким централизмом и др.;
4) постоянно ориентироваться на нужды потребителей, повышение качества продукции и услуг, которые предоставляют согласно действующему законодательству; платить налоги; не загрязнять окружающей среды; оптимально объединять индивидуальные, коллективные и общественные интересы; отвечать за свои поступки;
5) действовать целеустремленно, энергично, верить в успех дела, быть настойчивым и гибким, развивать свои творческие, организаторские способности и т.п..
   Отмечается, что предпринимательство- это самостоятельная, инициативная, на собственный риск деятельность относительно производства продукции, выполнения работ, предоставления услуг и занятия торговлей с целью получения прибыли. Основными принципами, за которыми осуществляется предпринимательство, такие:
1) свободный выбор деятельности на добровольных началах;
2) привлечение к предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;
3) самостоятельное формирование программы деятельности, выбор поставщиков и потребителей произведенной продукции, установление цен соответственно расходам производства с соблюдением действующего законодательства;
4) свободный наем работников;
5) привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых, естественных и других ресурсов, использование которых не запрещено или не ограничено законодательством;
6) свободное распределение прибыли, которая остается после внесения платежей, установленных законодательством;
7) самостоятельное осуществление предпринимателем (юридическим лицом) внешнеэкономической деятельности;
8) использование любым предпринимателем надлежащей ему доли валютной выручки на собственное усмотрение.

Предпринимательством не считают выполнения любой задачи, если исполнитель не имел хотя бы одного личностного фактора и права на свободу такой деятельности.
Личностные факторы предпринимательства — личная собственность, физические, умственные способности, знание и опыт, положение в обществе, права и т.п.
Основными задачами, которые необходимо решить в начале предпринимательской деятельности, есть:
— выбор сферы и масштабов деятельности;
— выбор местоположения  предприятия, компания;
— выбор форм предпринимательской деятельности и названия фирмы;
— финансирование и инвестирование.
 Предпринимательство - один из важных факторов социально-экономического прогресса. Поэтому общество заинтересовано в цивилизованном предпринимательстве, которое должно иметь правовую поддержку в таких основных формах:

1) предоставление свободы предпринимательской деятельности;

2) предоставление предпринимателю статуса коммерсанта;

3) создание условий для открытия и регистрации предприятия;

   При выборе формы предпринимательства принимают во внимание масштаб деятельности, форму ответственности предпринимателя, возможности получения кредитов, равные налогообложения, возможный объем реализации продукции и др. Основными субъектами предпринимательства являются частные лица, группы лиц (в акционерных компаниях, кооперативах) и государство (соответствующие органы).

 

Современное предпринимательство

Перспективное развитие предпринимательства ориентируется на два основных направления.

1. Создание  крупных организационно-хозяйственных структур, которое должно придать экономике стабильность и управляемость, открыть путь к широкомасштабной реализации научно-технической новаций.

2. Развитие малого бизнеса, которое должно создать конкурентную среду, обеспечить производству гибкость и индивидуализацию.

В рамках первого направления возникают достаточно мощные  организационно-хозяйственные структуры нового типа - государственные, смешанные и частные корпорации, концерны, а также финансово-промышленные группы, способные успешно действовать на внутреннем и внешнем рынках.

Существенный вклад вносит малый бизнес и в формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Малый бизнес антимонополен по самой своей природе, что проявляется в различных аспектах его функционирования. С одной стороны, он благодаря многочисленным составляющим его элементам и их высокой динамике в гораздо меньшей степени поддается монополизации, нежели крупные предприятия. С другой стороны, при узкой специализации и использовании новейшей техники малое предпринимательство выступает в качестве серьезного конкурента, подрывающего монопольные позиции крупных корпораций.

Значительна роль малого бизнеса и в осуществлении прорыва по ряду важнейших направлений научно-технического прогресса, прежде всего в области электроник, кибернетике и информатике. Очевиден вклад малого бизнеса и в решении проблемы занятости.

И, наконец, велика роль малого бизнеса в смягчении социальной напряженности и демократизации рыночных отношений, поскольку именно малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования среднего классами, следовательно, ослабление присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации.

В стимулировании развития малого предпринимательства возникает важный вопрос распределения полномочий между государственными органами федерального и регионального уровней. Для России с ее обширной территорией ответственность за поддержку предпринимательства объективно лежит в основном на регионах. Малый бизнес призван в первую очередь решать местные экономические и социальные задачи, и, как следствие, местные власти объективно очень заинтересованы в поддержке предпринимательства. В тоже время очевидна важность стратегических и координирующих усилий государственных органов федерального уровня в поддержке малого предпринимательства.

Программа поддержки малых предприятий в сфере внешнеэкономической  деятельности в первую очередь направлена:

• на преодоление ресурсоориентированного экспорта, повышение в нем доли конечной и наукоемкой продукции, а также изделий малых промыслов и услуг;

• на общее расширение рынка потребительских товаров и услуг, а также на сохранение в социально необходимых рамках импорта по таким товарным группам, как лекарства и сырье для их производства, детское питание, детская одежда и обувь.

В других сферах внешнеэкономической деятельности малых предприятий приоритетными являются: 1) направление иностранных кредитов, капиталов и помощи, прежде всего на цели технической реконструкции и модернизации малых предприятий и создание новых экспортных производств; 2) развитие транзитных внешнеторговых перевозок; 3) расширение экспорта услуг.

Программа формирования социальной базы малого бизнеса направлена на рост занятости населения, в том числе преодоление социально-психологической неподготовленности людей к организации собственного дела, увеличение рабочих мест для выпускников школ и институтов, лиц с ограниченной трудоспособностью, беженцев, вынужденных переселенцев. Механизмами реализации данной программы является оказание поддержки созданию рабочих мест для этих категорий населения в сфере малых предприятий; избирательная налоговая политика по отношению к различным категориям населения, занятым предпринимательством.

Программа участия малого бизнеса в улучшении экологической обстановки реализуется в двух направлениях: 1) переработка остающихся отходов в товарную продукцию (применением экологически чистых технологий); 2) повышение степени использования добываемых природных ресурсов. Помимо финансовых и правовых льгот для малых предприятий, способствующих оздоровлению окружающей среды, предусмотрено освобождение их от местных налогов.

Среди проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса в России, выделяют недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств, трудности с получением банковских кредитов, усиление давления криминальных структур, нехватку квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров и консультантов, сложности с получением помещений и крайне высокую арендную плату, ограниченные возможности получения лизинговых услуг, отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.

Чрезмерные административные барьеры не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждая предприятия малого бизнеса уходить в теневую экономику.

Специалисты, анализирующие оборот теневой экономики, оценивают его не менее чем в 40% от валового национального продукта. Специалисты, анализирующие оборот теневой экономики, оценивают его не менее чем в 40% от валового национального продукта. При этом речь идет, прежде всего, о малом и среднем бизнесе в России. Выдвигаются три главные причины такого положения:

• сохраняющиеся высокие ставки налогов, и, прежде всего единого социального налога, не позволяющие осуществлять эффективную капитализацию предприятия;

• недоверие к власти, неуверенность в стабильности экономического и общественного положения;

• боязнь «левых» поборов, другими словами, боязнь криминальных структур.

Важная проблема — несовершенство законодательной базы, на которую опирается малый бизнес, существенные проблемы в законодательстве. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих деятельность малого бизнеса (Гражданский кодекс РФ, законы «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ряд указов Президента РФ). Но трудность, однако, состоит в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы деятельности отечественных предприятий малого бизнеса, а во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью.

В настоящее время малый бизнес находится в условиях, весьма отдаленных от модели рыночных отношений. Отсутствует система анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению. Материально-техническое обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

Заключение
Подводя итог можно сделать общее заключение: для успешного развития предпринимательства в России необходимо наметит определенные краткосрочные и долгосрочные перспективные меры, суть которых заключается в разработке нормативно-правовой и законодательной базы; улучшения координации всех государственных, негосударственных организаций, способствующих развитию малого и среднего бизнеса; формировании эффективной инфраструктуры малого и среднего бизнеса; упрощения порядка получения разрешительных документов; облегчения доступа к финансовым ресурсам.

Перспективы развития малого бизнеса в России связаны с созданием благоприятного климата для малого предпринимательства. Прежде всего, следует оградить малый бизнес от бюрократии, упростить процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Нужно искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает производство, ограничивает конкуренцию. Необходимо существенно уменьшить налоговую нагрузку на малый бизнес. Особенно это важно для начинающих предпринимателей, в первую очередь в таких видах деятельности , как инновация, производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.

Следует сосредоточить внимание на концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малого бизнеса ( федеральный бюджет, региональные бюджеты, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, внебюджетные фонды), на важнейших приоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования.

 



Информация о работе Понятие предпринимательства