Перспективы развития малого предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание

Цель работы состоит в исследовании особенностей развития малого предпринимательства в России, в выявлении основных направлений его совершенствования при осуществлении комплекса мер господдержки, особенно актуальных в ситуации мирового экономического кризиса.
Предметом исследования является совокупность экономических отношений и институтов, формирующихся и взаимодействующих в процессе становления, функционирования и развития малого предпринимательства как экономической системы.
Объектом исследования является малый бизнес, как особый сектор экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные аспекты развития малого предпринимательства в России……………………………………………………………………………...6
1.1. Критерии отнесения предприятия к категории предприятий малого бизнеса……………………………………………………………………………..6
1.2. Этапы развития малого предпринимательства в России…………………11
Глава 2. Система государственной поддержки малого бизнеса в России…...15
2.1. Правовые основы государственной поддержки малого предпринимательства……………………………………………………………15
2.2. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства……………...17
Глава 3. Проблемы развития малого предпринимательства в России и пути их решения…………………...……………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………36

Работа состоит из  1 файл

Перспективы развития малого предпринимательства в России.docx

— 140.83 Кб (Скачать документ)

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра экономики таможенного дела

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Экономика предприятия»

 

на тему «Перспективы развития малого предпринимательства в России»

 

 

 

                                                   Выполнил: Н.О. Кудин, студент 2-го

                                                   курса очной формы обучения  экономического

                                                   факультета, группа Э102

                                                   Подпись______________________

 

 

                                                   Научный руководитель: В. Н. Шаповалова,

                                                   канд. экон. наук, доцент

                                                   Подпись______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Люберцы

2011

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Основные аспекты развития малого предпринимательства  в России……………………………………………………………………………...6

1.1. Критерии  отнесения предприятия к категории  предприятий малого бизнеса……………………………………………………………………………..6

1.2. Этапы  развития малого предпринимательства в России…………………11

Глава 2. Система  государственной поддержки малого бизнеса в России…...15

2.1. Правовые  основы государственной поддержки  малого предпринимательства……………………………………………………………15

2.2. Инфраструктура  поддержки малого предпринимательства……………...17

Глава 3. Проблемы развития малого предпринимательства  в России и пути их решения…………………...……………………………………………………...24

Заключение……………………………………………………………………….32

Список литературы………………………………………………………………36

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью развития сектора малого предпринимательства России как важной и неотъемлемой части экономической системы. В большинстве государств мира в этой сфере экономики производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения. Доля производства малых предприятий в Японии составляет 78% ВВП страны, в США – до 70%, в среднем по странам Европейского Союза - 66%. В России малые предприятия производят 17% ВВП и обеспечивают занятость 19% населения.(20) Малое предпринимательство содействует развитию научно-технического прогресса, возникновению в обществе современного "среднего класса".

Проведенное исследование процесса развития малого предпринимательства в российской экономике выявило наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, в России имеются все формальные предпосылки  для успешного развития малых  предприятий. С другой стороны, фактическое состояние малого предпринимательства в России можно назвать сложным из-за высоких налогов, недостаточности мер государственной поддержки, наличия административных барьеров, недостаточной проработки законодательства, сложившейся экономической ситуации.

Современные тенденции развития малого предпринимательства в России отражаются в исследованиях отечественных  ученых, среди которых можно отметить научные труды Ш.Агеева, А.Бусыгина, А.Блинова, Е.Бухвальда, А.Виленского, О.Емельянова, В.Королева, А.Колесникова, М.Лапуста, С. Мазоль, В.Мальгина, С.Мокичева, А.Орлова, М.Попова, В.Радаева, В.Рубе, Ю.Старостина, Ю.Тарануха, В.Фадеева, Ф.Шамхалова, А.Шулуса, О.Шестоперова, А.Чепуренко.

Однако научная разработанность  проблем становления, развития и  государственной поддержки малого предпринимательства не является достаточной  и совершенной в настоящее  время.

В связи с вышеизложенным, отметим, что:

- значительная часть исследований, как правило, посвящена отдельным (правовым, финансовым, организационно-экономическим, социальным и др.) аспектам функционирования малого бизнеса;

- в исследованиях зарубежных и отечественных авторов практически полностью отсутствуют элементы системного подхода к рассмотрению сущности малого бизнеса в качестве сложной, самостоятельной и многофункциональной хозяйственной системы;

- в имеющейся экономической литературе нет глубоких научных исследований существенных тенденций и закономерностей становления и развития малого бизнеса в России в процессе институциональных преобразований;

- при разработке концептуальных основ государственной политики в отношении малого предпринимательства особенно важно учитывать диалектический характер малого бизнеса, его противоречия, позитивные и негативные черты;

- необходимо выявление наиболее действенных и жизнеспособных направлений и форм поддержки малого бизнеса в сложившихся и трансформирующихся институциональных условиях;

- для укрепления экономической основы существования и успешного функционирования российских малых предприятий важно определить направления разработки эффективного механизма реализации отношений собственности в сфере малого бизнеса.

Цель работы состоит в исследовании особенностей развития малого предпринимательства  в России, в выявлении основных направлений его совершенствования  при осуществлении комплекса  мер господдержки, особенно актуальных в ситуации мирового экономического кризиса.

Логика достижения поставленной цели исследования определила постановку следующих задач:

- рассмотреть основные аспекты развития малого предпринимательства в России;

- выявить проблемы и определить перспективы развития малого предпринимательства в России.

Предметом исследования является совокупность экономических отношений и институтов, формирующихся и взаимодействующих  в процессе становления, функционирования и развития малого предпринимательства  как экономической системы.

Объектом исследования является малый  бизнес, как особый сектор экономики.

Методологической базой и теоретической  основой проведения исследования послужили  концептуальные положения, методические разработки и рекомендации классиков  экономической науки, труды отечественных  и зарубежных ученых по проблемам  развития малого предпринимательства, государственного регулирования экономики, институциональной теории. В работе использованы законодательные и  нормативные акты, регулирующие деятельность малых предприятий, материалы научных  конференций, семинаров, посвященных  проблемам развития малого бизнеса  в России.

 

 

Глава 1. Основные аспекты развития малого предпринимательства  в России

1.1. Критерии отнесения  предприятия к категории предприятий  малого бизнеса

 

Малое предприятие представляет собой особую категорию предприятий, его нельзя считать ни "усеченной" моделью более крупной фирмы, ни промежуточной формой в процессе перехода к фирме большего размера и сложного уровня организации.

Малый бизнес как экономическая система, по нашему мнению, представляет собой своеобразную социальную форму организации экономики, сложный хозяйственный механизм, задача которого состоит в том, чтобы находить пути и методы эффективного использования ограниченных (редких) ресурсов в условиях неопределенности.

Переход к рыночной экономике  требует изменения всей экономической  инфраструктуры страны и, в первую очередь, осуществления ее демонополизации.

В стране сейчас 40 тыс. предприятий, а для создания необходимой инфраструктуры потребуется не менее 500 тыс. предприятий. Именно за счет малых предприятий  можно преобразовать социально-экономическую  структуру общества, осуществить  плюрализм форм собственности, преодолеть монополизм, создать среду для  конкуренции и развития рыночных отношений.

Несмотря на трудности  в борьбе за выживание и остроту  конкуренции между фирмами, а  также между малыми и крупными предприятиями, подобная форма предпринимательства  обладает определенными достоинствами: это гибкость и моментальная приспособляемость  к конъюнктуре рынка, способность  быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять  новые технологии и научные разработки; это дух инициативы, предприимчивость и динамизм.

К преимуществу малых предприятий  следует отнести и разрешение производить ускоренную амортизацию  активной части производственных фондов.

Также к преимуществам  следует отнести и обеспечение  их материально-техническими ресурсами  предприятиями и организациями, на базе структурных единиц которых  они образованы, а также создание специальных организаций, специализирующихся на сдаче в аренду машин и оборудования малым предприятиям.

Критерии, по которым в настоящее  время российские предприятия относятся  к малым, установлены Федеральным  законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", согласно которому под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не более 25%, и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующие предельные уровни: в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60; оптовой торговле – 50; розничной торговле – 30; в остальных отраслях – 50 человек. Также критерием  отнесения субъектов хозяйствования к МП является предельная выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год, В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. №556 установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: -микропредприятия - 60 млн. рублей; -малые предприятия - 400 млн. рублей; -средние предприятия - 1000 млн. рублей.

 

Такой критерий отнесения предприятий  к малым является оптимальным.

Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, внесенные в Единый государственный  реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия  определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам  гражданско-правового характера  и по совместительству с учетом реально  отработанного времени, а также  работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений  указанного юридического лица.

Рис. 1. Отличительные признаки субъектов  малого предпринимательства

 

Отсутствие единых подходов к определению субъектов малого предпринимательства на практике приводит к затруднениям при ведении предпринимательской  деятельности, осуществляемой строго в соответствии с законодательством.

Перечень критериев отнесения  юридических лиц (индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица) к субъектам малого предпринимательства, содержащийся в ст. 4 Закона № 209-ФЗ, нельзя признать:

1. Исчерпывающим (для принятия мер налогового стимулирования необходимо соответствовать еще и условиям, установленным в соответствующих главах Налогового кодекса РФ.

2. Единственно возможным (при реализации норм трудового законодательства для субъектов малого предпринимательства допустимой признана иная численность работников предприятия, чем установленная специальным нормативным актом – законом № 209-ФЗ).

Многопрофильные субъекты малого предпринимательства (осуществляющие несколько видов деятельности) независимо от количества различных видов деятельности относятся к таковым также  на общих основаниях, т.е. средняя  численность работников не должна превышать 100 человек, а размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета  НДС или балансовая стоимость  активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год  не должны превышать предельные значения, установленные Правительством РФ. Но при этом следует учитывать, что предельные нормативы выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости установлены с 1 января 2010 г.

Важнейшими характеристиками особенностей существования малого бизнеса в качестве самостоятельного сектора экономики являются:

- относительно слабая зависимость результатов функционирования малого бизнеса от макроэкономических показателей в целом в экономике;

- функционирование малого бизнеса как саморазвивающейся и самовоспроизводящейся системы, обладающей относительной свободой организации своей внутренней и внешней деятельности;

- наличие соответствующего уровня развития отношений собственности, при которых обеспечивается относительная экономическая обособленность производителей товаров и услуг, располагающих правом владения, распоряжения и пользования средствами производства и результатами своего труда;

- поддержание относительно стабильного уровня занятости и самозанятости населения;

Информация о работе Перспективы развития малого предпринимательства в России