Отношения предпринимателя и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 22:08, курсовая работа

Описание

История предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает всего около 15 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса.
Целью курсовой работы является изучение отношений предпринимателя и государства.

Содержание

Введение
1. Предпринимательство как экономическая категория
2. Роль государства в формировании малого бизнеса
3. Меры, необходимые для поддержания малого бизнеса
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Отношения предпринимателя и государ_ства.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

По состоянию на 01.01.2009 в г. Минске количество юридических лиц, относящихся в соответствии с законодательными актами к субъектам малого предпринимательства (далее - малые предприятия), составило 18970 единиц или 115,6% к 2006 году, количество индивидуальных предпринимателей в сравнении с 2006 годом возросло на 17% и составило 40934 (по данным инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г. Минску).

Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях в 2006 году составляла 151621 человек, в 2007 году - 167963 человека - ее прирост за год составил 16342 человека, а в 2008 году уровень численности достиг 179903 человека, ее прирост за год составил 11940 человек. Малое предпринимательство способствует стабилизации ситуации на рынке труда.

На одном малом предприятии в среднем работали 9 человек; самыми крупными являются организации промышленности - в одной организации работали 15 человек, строительства и транспорта - 12 человек, а самыми малыми - организации торговли и общественного питания, непроизводственных видов бытового обслуживания, здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения, образования, культуры и искусства. Здесь средняя численность работающих в расчете на одно малое предприятие не превышала 7 человек. Среднемесячная заработная плата составила 618,4 тыс. рублей, что в 1,69 раза больше, чем в 2006 году, но одновременно на треть ниже, чем в целом по городу (среднемесячная заработная плата по городу за 2008 год равнялась 916,8 тыс. рублей) [14].

Сфера деятельности малых предприятий охватывает все отрасли экономики, но наибольшее количество из них занято в торговой, промышленной и строительной деятельности. Наиболее привлекательными видами деятельности для субъектов малого предпринимательства являются торговля и общественное питание, для которых характерно и самое большое количество организаций, и самое высокое число работников. Несколько возросло количество малых предприятий в сфере здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения, транспорта. В разрезе отраслей экономики малые предприятия распределяются следующим образом:

промышленность - 18,5%;

строительство - 11,8%;

торговля и общественное питание - 43,6%;

транспорт - 5,1%;

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение - 2,4%;

непроизводственные виды бытового обслуживания - 2,1%;

прочие отрасли - 16,5%.

В 2008 году выпуском промышленной продукции занимались 3513 малых предприятий. Производственная деятельность малых предприятий разнообразна; ими выпускалась как продукция производственно-технического назначения, так и потребительские товары. За год произведено продукции в действующих ценах на 3070,0 млрд. рублей или 15,7% общего объема промышленного производства, что на 2,4 пункта выше, чем в 2006 году. Темп роста в сопоставимых ценах 2008 года к 2007 году составил 124,4% (соответственно 2007 года к 2006 году - 121,2%). В отраслевом разрезе по объему производства промышленной продукции (работ, услуг) занимают организации машиностроения и металлообработки, химической и нефтехимической промышленности, далее следуют организации лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, пищевой и полиграфической промышленности. Замыкает группу лидеров легкая промышленность.

В 2008 году на создание и воспроизводство основных средств малыми предприятиями использовано 1069,3 млрд. рублей инвестиций. В общем объеме освоенных в городе инвестиций в основной капитал доля малых предприятий составила 14,7%, что на 0,7 пункта выше, чем в 2006 году.

Уровень рентабельности реализованной продукции, товаров, работ в целом по малым предприятиям составил 14,3% при 11,0% в 2006 году. Наиболее рентабельными были организации, осуществляющие операции с недвижимым имуществом (48,1%), организации торговли и общественного питания (31,5%) и организации, предоставлявшие услуги связи (20,8%).

Проведенный анализ выявил следующие тенденции:

 

прирост количества юридических лиц - малых предприятий и индивидуальных предпринимателей: в 2007 году по сравнению с 2006 годом - соответственно 6,6% и 8,6%; в 2008 году по сравнению с 2007 годом - 8,4% и 7,6%;

увеличение доли промышленной продукции малых предприятий в общем объеме промышленного производства: в 2007 году по сравнению с 2006 годом - на 0,6 процентных пункта; в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 1,8 процентных пункта;

ориентированность субъектов малого предпринимательства на осуществление торговой деятельности (более 43% организаций работает в области торговли и общественного питания);

рост убыточных малых предприятий в 2008 году составил 27,2% к общему количеству организаций, в 2007 году - 25,6%; в 2006 году - 22,2% [11, c.21].

Становление малых предприятий промышленности происходит на фоне общей положительной динамики развития малого предпринимательства в городе. Данный сектор становится более продуктивным, поскольку существенно растет его ниша в производстве товаров и услуг. Однако непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля и общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. Развитие промышленности в малом предпринимательстве сдерживается отсутствием производственных площадей и технологического оборудования, большими затратами на организацию производства, затрудненным доступом к сырьевым и материальным базам, высоким налогообложением, отсутствием связей между малыми предприятиями и организациями более крупного размера и т.д.

В современных условиях, характеризующихся ускорением научно-технического прогресса, широким ассортиментом производимых товаров и услуг, индивидуализацией и дифференциацией потребления, особую значимость приобретает гибкая реакция малых предприятий на быстро меняющийся спрос.

Быстрая адаптация к рынкам, гибкость управления и внутренних коммуникаций вытекают из особенностей малых предприятий, которые не связаны с обширной производственной программой, не обременены многочисленным персоналом, не отягощены крупными финансовыми обязательствами, не скованы управленческой иерархией. Для них характерны небольшие сроки капитального строительства, возможность проще перестроить свою рыночную стратегию, а также высокая мобильность.

Данные организации обычно лучше используют свой капитал, оборудование, производственные площади, отличаются низкими операционными и управленческими расходами, малым фондом заработной платы и небольшими инвестициями. Небольшие размеры определяют условия для быстрого и более дешевого перевооружения малых предприятий, а также внедрения новых технологий.

Малые предприятия снижают остроту безработицы; служат основой развития среднего класса, который в состоянии выступить гарантом стабильности в обществе; участвуют в подготовке кадров и повышении квалификации работающих.

Отрицательное влияние на развитие организаций оказывает состояние важнейших ресурсных рынков. Так, рынок сырья характеризуется высокими ценами на продукцию базовых отраслей, отсутствием информации о наличии ресурсов, усложненными порядком и условиями доступа к ним.

Финансовому рынку присущ ограниченный набор используемых финансовых инструментов и услуг; высокая цена кредитов, которые в основном предоставляются на короткий срок. Банковский кредит с высокой процентной ставкой, короткими сроками возврата, наличием залогового обеспечения не могут служить источником первоначального капитала для многих предпринимателей.

Доступ предпринимателей на рынок недвижимости ограничивается также серьезными барьерами. Возможности приобретения производственных площадей за счет собственных средств, особенно в начале деятельности, у них весьма ограничены.

Кроме того, что на сегодняшний день одним из проблемных вопросов является получение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в аренду зданий, сооружений и нежилых помещений.

В соответствии с действующим законодательством, здания, сооружения и нежилые помещения предоставляются субъектам предпринимательства на аукционной (конкурсной) основе. Договора аренды площадей на сегодняшний день арендодателями заключаются с арендаторами, в основном на срок до одного года (договора, заключенные на срок свыше одного года, должны регистрироваться в территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, что влечет за собой дополнительные временные и материальные затраты).

При осуществлении той или иной деятельности на предоставленных площадях субъекты предпринимательства должны соблюдать ряд требований санитарно-гигиенического, противопожарного характера и т.п. Как правило, прежде чем приступить к осуществлению деятельности, субъекты предпринимательства вкладывают значительные средства в ремонт помещений, в оснащение этих помещений соответствующим техническим и технологическим оборудованием и т.д. Все это также требует от субъектов предпринимательства значительных временных и материальных затрат. При этом они не имеют гарантий на продление срока договора аренды по его истечении. Данное положение значительно ухудшает условия деятельности субъектов предпринимательства.

Отрицательное влияние на состояние малого предпринимательства оказывает отсутствие хозяйственных связей между ним и крупными организациями. Взаимодействие малых предприятий и крупных организаций является следствием объективных закономерностей развития экономики в целом, которые связаны с обострением конкуренции в глобальном масштабе, ориентацией производства на материало-, энерго- и трудосберегающие технологии, усилением тенденции к фрагментации потребительского спроса, а также развитием индустрии информации. На сегодняшний день система условий для подобного рода отношений не имеет должного развития.

Важнейшим стимулирующим рычагом развития предпринимательства является государственный заказ на продукцию малых предприятий, который обеспечивает их выход на рынки сбыта. На сегодняшний день в конкурсах по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд принимают участие субъекты предпринимательства всех форм собственности независимо от подчиненности. Госзаказ осуществляется в основном через крупные компании, которым нередко отдается предпочтение. Так, в результате направленных управлением промышленности комитета экономики Мингорисполкома запросов на производственные организации коммунальной собственности г. Минска о существующей кооперации с субъектами малого и среднего предпринимательства, установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства к участию по кооперации с промышленными организациями в поставке товаров (работ, услуг) для государственных нужд не привлекались или привлекались, но не на постоянной основе, а в результате победы в конкурсе на выполнение отдельных, незначительных объемов работ по договорам.

Роль государства в регулировании предпринимательской деятельности чрезвычайно высока. Она направлена на создание условий наибольшего благоприятствования развитию малого предпринимательства и достижения за счет этого максимального социально-экономического эффекта, повышению материального и духовного потенциала общества. Решение указанных вопросов остается в числе ключевых направлений дальнейшего реформирования экономики и требует продолжения работы по совершенствованию подходов и направлений проводимой государством политики в данном секторе экономики, вывода на более высокий уровень его государственной поддержки.

Как и прежде, основными барьерами для развития частного бизнеса в Беларуси остаются проблемы налогообложения, проверки и штрафы, большой документооборот, лицензирование и получение разрешений, регулирование цен и регистрация (рис.3.1.) Лишь небольшое количество респондентов оценило эти барьеры как незначительные, в то время как 40% и более – как очень значимые.

Рисунок 2.1. Оценка отдельных барьеров в области развития
МСП (1 – не является проблемой; 5 – очень серьезная проблема) [12]

 

Помимо специфики (например, высокие ставки налогов или зарегулированность процесса расчета или изменения цен) большинство этих проблем имеет схожие составляющие:

1. Несовершенство законодательства – его сложность, противоречивость и нестабильность, что затрудняет, а подчас и делает невозможным выполнение его требований;

2. Зарегулированность – крайне детализированное и жесткое регулирование всех сфер функционирования предприятия, не дающее возможность выбирать эффективные стратегии и тактику поведения предприятия;

              3. Высокие издержки: материальные (финансовые затраты на уплату налогов, штрафов, сборов, поборов, взяток, оплату труда работников, обслуживающих контрольно-отчетно-разрешительные требования и т.д.) и нематериальные (время и усилия, потраченные на выполнение требований закона и административных органов), формальные и неформальные.

              4. Недостаточный доступ к информации и низкий уровень компетенции самих работников, занятых в контрольно-отчетных органах госуправления, что не дает возможность уследить за всем многообразием и изменчивостью правил и требований, касающихся функционирования предприятий или во время получить верную и актуальную информацию.

              5. Проверки и штрафы, которые можно выделить в отдельную проблему. Здесь наиболее актуальными областями являются высокие штрафные санкции, неадекватность наказания нарушению, фискальная направленность проверок, большое количество проверок, трудности с которыми сталкиваются предприниматели при защите своих прав и интересов, большие затраты времени и сил на обслуживание проверок и др. [10]

              Все эти направления были оценены опрошенными руководителями МСП  в 3 и более баллов.              Существующие барьеры, «зажим» частного предпринимательства является крайне неэффективным инструментом экономической политики. Во-первых, он ведет к установлению крайне неблагоприятного бизнес-климата, создающего многочисленные барьеры для развития предпринимательства. Это ведет к огромных издержкам ведения бизнеса, отвлечению ресурсов, которые могли бы быть направлены на его развитие, препятствует внедрению эффективных бизнес-стратегий. Все это ограничивает конкурентоспособность МСП, мешая развиваться одним предприятиям, а других заставляя сворачивать свою деятельность. Таким образом, задача резкого увеличения доли малого и среднего бизнеса в белорусской экономике при текущем «качестве» регуляторной среды представляется мало реальной.

Информация о работе Отношения предпринимателя и государства